Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы
Вот о чем думает больше всего русский буржуа: о неслыханных опасностях «пути» 1789 года! Буржуа не прочь от пути Германии в 1848 году, но «все усилия» он употребит для избежания пути Франции. Поучительное изречение, над которым стоит очень и очень задуматься.

В чем коренная разница между обоими путями? В том, что буржуазно-демократический переворот, осуществленный Францией в 1789 году, Германией в 1848 году, в первом случае был доведен до конца, а во втором - нет; - в первом случае дошел до республики и полной свободы, а во втором остановился, не сломив монархии и реакции; - во втором случае прошел под руководством, главным образом, либеральных буржуа, ведших за собой на буксире недостаточно окрепший рабочий класс, в первом случае проведен хотя бы в известной части активно-революционной массой народа, рабочих и крестьян, отодвинувших, хотя бы на время, в сторону солидную и умеренную буржуазию; - во втором случае быстро привел к «успокоению» страны, т.-е. к подавлению революционного народа и к торжеству «урядника и вахмистра», в первом доставил на известный период господство революционному народу, раздавившему сопротивление «урядников и вахмистров».

И вот ученый лакей российской буржуазии[1] выступает в «почтеннейшем» либеральном органе с предостережением против первого, «французского» пути. Учепый историк желает «немецкого» пути и прямо говорит это. Он знает превосходно, что немецкий путь не обошелся без народного вооруженного восстания. В 1848 и 1849 гг. был целый ряд восстаний и даже временных революционных правительств в Германии.  Н о  н и  о д н о  и з  э т и х  в о с с т а н и й  н е  б ы л о  в п о л н е  п о б е д о н о с н ы м.  Самое успешное восстание, берлинское восстание 18 марта 1848 года, кончилось не свержением королевской власти, а  у с т у п к а м и  сохранившего свою власть короля, который очень быстро сумел оправиться от частичного поражения и отобрать назад все эти уступки. [36]

Итак, ученый историк буржуазии не боится восстаний народа.  О н  б о и т с я  п о б е д ы  н а р о д а.  Он не боится того, чтобы реакция, бюрократия, ненавистная ему бюрократия, была проучена слегка народом.  О н  б о и т с я  с в е р ж е н и я  р е а к ц и о н н о й  в л а с т и  н а р о д о м.  Он ненавидит самодержавие и всей душой желает свержения его, но  п о г и б е л и  для России он ждет не от сохранения самодержавия, не от отравления народного организма медленным гниением неумерщвленного паразита монархической власти, а  о т  п о л н о й  п о б е д ы  н а р о д а.

Он знает, этот муж алтынной науки, что время революции есть время предметных уроков для народа, и вот он не хочет предметных уроков по части  у н и ч т о ж е н и я  р е а к ц и и,  пугая нас предметными уроками по части  у н и ч т о ж е н и я  р е в о л ю ц и и.  Он пуще огня боится того пути, когда революция хоть на небольшое время одерживала полную победу, и он жаждет всей душой такого исхода, вроде немецкого, когда реакция на долгие и долгие периоды одерживала полнейшую победу.


«Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа?», Соч., т. VIII, стр. 190-191.


[1] Ленин имеет в виду П. Г. Виноградова, буржуазного историка-либерала, профессора Московского и Оксфордского университетов.


Текст воспроизведен по изданию: Новая история в документах и материалах. - Вып. 2. - М., 1935. С. 36-37.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."