Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Варшава
До сведения Польского правительства дошло, что Советское правительство арестовало в Петрограде, Москве, Минске и других городах большое количество польских граждан, которых оно держит в качестве заложников совместно с другими польскими гражданами, вывезенными из Вильны, Лиды, Новогрудка и других городов, занятых польскими войсками[1]. Количество арестованных доходит до нескольких сот человек, среди которых имеются женщины и дети.
Провозглашая торжественно перед всем цивилизованным человечеством свое осуждение этим беспримерным варварским поступкам Советского правительства, Польское правительство формально требует освобождения всех лиц, задержанных и увезенных в качестве заложников, и возлагает ответственность за их судьбу на членов Советского правительства, нарушающих все принципы международного права. Польское правительство предупреждает Советское правительство, что в случае применения по отношению к упомянутым арестованным лицам каких бы то ни было насильственных мер, Польское правительство будет применять в строжайшей форме режим к видным большевикам и к членам их семейств, а также ко всем гражданам Советской республики, находящимся на территории, занятой в настоящее время польскими войсками. Польское правительство, желая сохранить жизнь и безопасность невинных жертв террористического режима Советской России, готово немедленно приступить к обмену арестованных в Польше большевиков на польских граждан, задержанных в России в качестве заложников[2].
За министра иностранных дел Врублевский
«Красная книга...», стр. 57-58.
[1] 6 мая 1919 г. Советское правительство сделало для прессы заявление о том, что в ответ на массовые расстрелы жителей литовских и белорусских земель (список жертв см. в «Красной книге...», стр. 63-65), занятых польскими войсками, в Советской России были арестованы в качестве заложников представители польской буржуазии и помещиков.
[2] ЦК КРПП выступил против обмена коммунистов-поляков на заложников за исключением тех случаев, когда коммунистам угрожала смертная казнь. Свою точку зрения ЦК мотивировал тем, что обмен: 1) облегчит польскому правительству борьбу с коммунистическим движением; 2) увеличит количество товарищей, вырванных из рядов борцов; 3) ослабит политическое значение факта заключения в тюрьмы революционеров; 4) будет способствовать ложному и вредному представлению, усиленно распространяемому сейчас буржуазией и ППС-«фракцией» о том, что «коммунистическое движение в Польше не является результатом внутреннего развития классовой борьбы в Польше, а было принесено извне» (АZНР, 167/VIII, t. 1).
Опрос членов партии, проведенный ЦК КРПП по этому вопросу в августе 1920 г., дал следующие результаты: партийные комитеты Варшавы, Лодзи и Домбровского бассейна, а также заключенные Лодзи высказались против обмена; узники тюрем Домби Срема и Павиака - за обмен.
Комментарии |
|