Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Москва
Милостивый государь Александр Янович!
Вслед за посылкой Вами курьера в Варшаву с запросами, касающимися соглашения между нашими правительствами, последовало нападение польских войск на Вильно, столицу братской Литовской Советской Республики, показывающее, как в действительности относится нынешнее Польское правительство к предложениям соглашения с Советскими республиками, и вполне гармонирующее с опубликованными в недавно дошедших до нас польских газетах заявлениями ответственных представителей Польского правительства, отказывающихся от всяких соглашений с Советскими правительствами[1]. Вероломный характер нападения на Вильно польских войск, переодевшихся в русские красноармейские мундиры, является показателем того, как относится нынешнее Польское правительство к элементарным принципам международного общения, этой необходимой предпосылке всякого соглашения между правительствами, по отношению к Советским республикам.
Возлагая целиком на правительство Польской республики ответственность за невозможность достижения соглашения между нашими правительствами и подчеркивая в то же время, что одушевленное неизменными миролюбивыми стремлениями Рабоче-Крестьянское правительство Советской республики готово в любой момент снова вести с Польским правительством переговоры о соглашении, как только военные действия против Советских республик будут приостановлены, имею честь довести до Вашего сведения, что все приготовления для Вашего отъезда и отъезда Ваших спутников, приехавших вместе с Вами, будут закончены к 27 апреля вечером.
Считаю своим долгам прибавить, что, несмотря на все происшедшее, Российское Советское правительство по-прежнему желает возможно скорее предоставить оставшимся в России польским беженцам возможность возвращения на родину и что путем радиотелеграмм все относящиеся к возвращению беженцев указания будут сообщены непосредственно Польскому правительству с просьбой о приготовлении поездов для возвращающихся беженцев в тех местах, о которых между обоими правительствами будет условлено[2].
Примите уверения в моем глубочайшем уважении.
Народный комиссар по иностранным делам
Чичерин
«Документы внешней политики СССР», т. II, стр. 142-143.
[1] См. док. Письмо народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина чрезвычайному уполномоченному Министерства иностранных дел Польши А. Венцковскому по вопросу о возвращении на родину польских беженцев (15 апреля 1919), прим. 2 и 3.
[2] Сообщение Народного комиссариата иностранных дел РСФСР о причинах высылки из Москвы А. Венцковского см.: «Документы внешней политики СССР», т. II, стр 151 - 152.
Комментарии |
|