Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Лондон
Польское правительство ознакомилось с заявлением Советского правительства, содержащимся в сообщении ТАСС от 11 января 1944 года, которое было опубликовано как ответ на декларацию польского правительства от 5 января.
Советское коммюнике содержит ряд утверждений, полный ответ на которые дает непрекращающаяся борьба против немцев, ведущаяся ценой величайших потерь польским народом под руководством польского правительства.
В своем горячем стремлении обеспечить полную солидарность Объединенных Наций, особенно на решающем этапе их борьбы с общим врагом, польское правительство считает более целесообразным в настоящее время воздержаться от дальнейших публичных дискуссий[1].
Хотя польское правительство не может признать односторонних решений и свершившихся фактов, которые имели место или могут иметь место на территории Польской Республики, оно неоднократно выражало свое искреннее желание достигнуть польско-советского соглашения на условиях, которые были бы справедливыми и приемлемыми для обеих сторон.
С этой целью польское правительство обращается к британскому и американскому правительствам, надеясь при их посредничестве обеспечить переговоры между польским и Советским правительствами с участием английского и американского правительств по всем основным вопросам, разрешение которых должно привести к дружественному и прочному сотрудничеству между Польшей и Советским Союзом.
Польское правительство считает это желательным в интересах победы Объединенных Наций и установления тесных отношений в послевоенной Европе.
Типографский экз. на польском языке.
СА КС PZРR, 202/III, 31, k. 11.
«Правда», 17.I 1944, № 15.
[1] Ответ польского эмигрантского правительства на заявление Советского правительства от 11 января 1944 г. был составлен после консультации с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом и его сотрудниками. Уговаривая С. Миколайчика, Т. Ромера и Э. Рачиньского принять советское предложение и согласиться на линию Керзона, на встрече в Форин оффис «Иден предостерегал польское правительство от того, чтобы дать Москве отрицательный или даже только резкий ответ, - записал в своем дневнике Э. Рачиньский, - он недвусмысленно дал понять, что, если бы так случилось, то английское правительство не хотело и не могло бы разделить наши позиции, оно должно было бы признать свои моральные обязательства по отношению к нам выполненными, точнее, не подлежащими уплате» (Е. Raczynski. W sojuszniczym Londynie. 1939-1945. Londyn, 1960, str. 220). Декларация была принята 14 января 1944 г., опубликована 15 января.
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. VIII. - М., 1974. С. 23.
Комментарии |
|