Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Э. Гологурский (1862-1921) - офицер австрийской армии; в 1912-1914 гг. - генеральный инспектор саперных войск Военного министерства Австро-Венгрии; во время первой мировой войны командир 10-й пехотной дивизии; с ноября 1918 г. - генерал польской армии, командующий войсками Краковского военного округа; с апреля до июня 1919 г. - заместитель командующего оперативной группой войск в восточной части Малой Польши ген. В. Ивашкевича; позднее - командующий войсками Львовского военного округа.
Перемышль
Сюда прибыло два американских офицера - капитан Э. М. Бахман и капитан С. Рейслер - члены американской мирной делегации, имеющие поручения, подписанные генеральным секретарем американской комиссии на мирной конференции господином Грью[1], изучить экономическое и политическое положение на юге России и в других местах. Эти офицеры находились длительное время на Украине, исследовали существующие там отношения и привезли сюда следующее заявление:
«Секретариат Украинской народной республики (западная провинция)[2] заявляет следующее: получена телеграмма от 19 марта, подписанная Вильсоном, Клемансо, Ллойд-Джорджем и Орландо[3], в которой предлагается прекратить с момента получения телеграммы военные действия на всем Галицийском фронте и заключить перемирие с поляками, взяв за основу разграничения существующую линию фронта[4]. В соответствии с этим предложением секретариат выразил свою готовность немедленно подписать перемирие с поляками. Однако поляки на конференции в Хырове 27 марта 1919 г. отвергли это предложение. По просьбе присутствовавших членов американской мирной делегации Государственный секретариат возобновляет свое предложение полякам о заключении перемирия, основанием для которого, согласно вышеприведенной телеграмме, будет сохранение линии фронта, которая будет границей до окончательного определения ее Парижской мирной конференцией.
Станиславов, 9 апреля 1919 г. Подписали - Председатель Совета Государственного секретариата гр. Голубович, помощник секретаря по иностранным делам д-р Лозинский». Печать: «Президiя Ради державних секретарiв Захiдне-Української Народноi Республiки».
Американские офицеры от себя добавили: 1) что украинцы готовы признать нейтральную зону; 2) что украинцы согласились на то, чтобы офицеры Антанты, главным образом англичане и американцы, возглавили командование украинской армией, но не соглашаются на присылку чужих войск, в том числе и войск Антанты, мотивируя это тем, что население, учитывая опыт немецкой оккупации, относится к иностранным войскам с недоверием; 3) что украинцы хотят начать борьбу вместе с поляками против большевиков, но каждый на своей территории.
Я американцам на это ответил, что 1) демаркационная линия по теперешней линии фронта проходить не может, так как она не дает никакой гарантии того, что украинцы, использовав время перемирия, не сгруппируются и вновь не нападут на нас, как уже однажды сделали; 2) такая невыгодная для нас линия вызвала бы возмущение и даже революцию в нашей собственной стране. Я мог бы только согласиться на линию, предложенную Антантой от 28 марта с. г.[5] и уже согласованную, по которой Борислав и Дрогобыч должны перейти к нам. Дальше я сказал им, что мы украинцев не боимся и сами наведем порядок, но если Антанта хочет, чтобы это наступило быстрее, то в этом [207] случае пусть даст нам необходимые материальные средства, обмундирование, оружие и т. д. Из разговора с англичанами я почувствовал, что если мы будем твердо отстаивать свои требования, то сможем у них кое-что получить. Было решено, что после уведомления обо всем Варшавы и получения оттуда инструкций американцы поедут к украинцам, чтобы там добиться принципиального согласия на наши предложения, после чего комиссия, назначенная в Варшаве, должна будет продолжить это дело во Львове. Прошу сообщить приведенные здесь сведения соответствующим инстанциям, получить ясные указания и сообщить их мне для дальнейшего ведения дела. Американцы остались здесь, полагая получить ответ сегодня, чтобы иметь возможность завтра выехать к украинцам. Продолжая изложенное выше, сообщаю, что американцы просят разрешить проезд через Краков в Берлин четырем украинцам: министру финансов Крывецкому, вице-министру Галип и двум ассистентам для получения 4 вагонов денег, которые для них печатаются в Берлине. Я прошу в случае достижения соглашения предоставить свободный проезд через Галицию для торговли и т. д.[6]
Машинописная копия на польском языке.
AAN, Arch. I. Paderewskiego, t. 62.
[1] Дж. Грью (род. в 1880 г.) - американский дипломат; в 1911 - 1912 гг. - секретарь посольства в Вене; в 1912-1916 гг. - в Берлине; в 1918-1919 г. - генеральный секретарь комиссии по мирным переговорам в Париже; в 1920 г. - посол в Копенгагене; в 1921 г. - посол в Берне; в 1924-1927 гг. - заместитель государственного секретаря; в 1927-1932 гг. - посол в Анкаре; в 1932-1941 гг. - посол в Токио; в 1944-1945 гг. - заместитель государственного секретаря.
[2] 19 октября 1918 г. во Львове был создан буржуазный Украинский национальный совет во главе с Е. Петрушевичем. 9 ноября 1918 г. Совет провозгласил образование Западно-Украинской народной республики и назначил правительство, так наз. Державный секретариат. После взятия Львова польскими войсками местопребывание Совета и западно-украинского правительства было перенесено в г. Станиславов. После захвата поляками всей Западной Украины Е. Петрушевич переехал в Каменец-Подольск, а 16 ноября, после неудавшихся попыток войти в соглашение с Деникиным, уехал в Вену.
[3] В. Орландо (1860-1952) - профессор, юрист, итальянский либеральный политический деятель; с 1897 г. - депутат парламента; в 1917-1919 г. - премьер министр, представитель Италии на мирной конференции в Париже; в 1948-1952 гг. - сенатор.
[4] Верховный совет мирной конференции с целью укрепления антисоветского фронта 17 марта 1919 г. принял решение об отправке из Франции в Польшу польских войск ген. Ю. Галлера при условии использования их для борьбы с советскими республиками. Эти войска нельзя было посылать на Украинский фронт, употреблять их можно было только для борьбы с «внешним большевизмом». 19 марта Совет постановил отложить решение вопроса о Восточной Галиции.
[5] В документе приведена ошибочная дата. Имеется в виду демаркационная линия, предложенная делегацией Антанты во главе с ген. А. Кэртон де Виартом 28 февраля 1919 г.
[6] Генеральный штаб 13 апреля 1919 г. послал Гологурскому следующий ответ: «...В связи с тем, что Министерство иностранных дел обратилось 5 числа текущего месяца к премьер-министру, находящемуся в Париже, с просьбой, чтобы он после переговоров с Верховным советом мирной конференции прислал свое решение относительно мира с украинцами, поэтому с мирными переговорами следует обождать до получения ответа.
Что касается проезда украинских уполномоченных через Краков в Берлин для получения там денег, то в этом следует отказать, ссылаясь на военное положение. Галлер, полковник.» (AMSZ, Ambasada RP: w Londynie, w. 2, t. 2).
Комментарии |
|