Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Секретно
I. В Лондоне в F[oreign] O[ffice] относятся к плану создания великой Польши (карта Дмовского)[1] без энтузиазма. Польское государство в их понимании ограничивается этнографической Польшей. Эта Польша, как мне там сказали, могла бы заключить федеративный договор с Литвой и даже Латвией. Литва должна получить свою столицу - Вильно. Что касается Белоруссии, то она все же - Белая Русь, и поэтому Россия имеет на нее большее право, как на свою этнографическую территорию. Волынь же и Восточная Галиция должны скорее отойти к Украине, нежели к Польше. Вот такая точка зрения господствует в F[oreign] 0[ffice].
II. Этой же точки зрения придерживается ряд влиятельных членов парламента - юнионистов[2]. Причем от некоторых из этих господ я слышал еще, что Гданьск и левый берег Вислы не могут быть отданы под суверенитет Польши, т. к. это нарушило бы территориальную связь Германии с Восточной Пруссией. «Поляки могут надеяться лишь на какую-либо форму интернационализации Гданьска и нижнего течения Вислы».
III. От такой недоброжелательной для нас позиции, занятой высшими кругами Англии, имеющими влияние на правительство, выгодно отличается та поддержка, которую оказали польским требованиям, особенно в отношении Гданьска, вся - за небольшими исключениями - английская пресса и общественное мнение. Такое отношение сложилось под влиянием факта примирения всех политических направлений в Польше, которое произвело в Англии огромное, до сего времени не изгладившееся впечатление.
IV. Неоднократно я слышал, хотя и не в правительственных кругах, что, судя по польской внешней политике, Польша упускает из виду превращение Англии и Америки в решающий фактор международной политики.
V. В кругах, близких к посольству Японии, выражается недоумение по поводу того, что поляки не сблизились с представительством Японии ни в Лондоне, ни где-нибудь в другом месте.
Примечания:
К § I. Взгляды на форму отношений между Польшей и Литвой так сильно укоренились, что не может быть и речи об их изменении путем инспирирования. Однако считаю, что ценой заявления о признании Литовского государства мы можем получить обещание от Англии поддерживать федерацию Литвы с Польшей. Мне также кажется, что подобная же декларация в отношении Белоруссии способствовала бы в значительной мере ликвидации тех трудностей, которые официальная политика Англии, считающаяся с заинтересованностью России в вопросе о Белоруссии, ставит перед Польшей в ее движении на восток. Вообще, касаясь каких-либо территориальных проблем восточнее Буга, следует считаться с тем, что официальная Англия все еще считает Россию своей союзницей, а большевизм - коротким переходным явлением. [209]
К §§ II-III. Та поддержка, которой в английском обществе пользуется лозунг: «Гданьск - Польше», позволяет с надеждой на успех отстаивать это требование во всей его полноте.
К § IV. а) Необходимым условием сохранения положительного отношения к Польше прессы и общественного мнения Англии является сохранение и в будущем единства польского политического фронта, выражавшегося в согласии таких лиц, как Падеревский, Пилсудский, Дмовский. Образование какой-либо бреши в этом фронте поколебало бы положительное отношение к нам английского общественного мнения.
б) В связи с ролью, которую играет и будет играть Англия, необходимо усилить польское представительство в Лондоне и расширить его деятельность. Кроме того, необходимо сейчас же организовать при представительстве специальное бюро пропаганды по образцу того, какое имеют в Лондоне итальянцы. Все, что нами делается в Англии в области пропаганды, изматывает силы персонала представительства, но даже и в малой мере не соответствует задачам.
К § V. По причинам, которые я излагаю в другом сообщении, установление отношений с Японией является острой необходимостью. Пока наилучшим местом для переговоров с японцами является Париж.
Титус Филипович[3]
Машинописная копия на польском языке.
AAN, Arch. I. Paderewskiego, t. 147.
[1] См. St. К о z i с k i. Akty i dokumenty dotyczące sprawy granic Polski na Konferencji Pokojowej w Paryżu 1918-1919. Paryż, 1920.
[2] Юнионисты - часть английских либералов, выступавшая вместе с консерваторами против предоставления Ирландии Ноmе Rule (проект которого в 1886 г. представил английской палате общин тогдашний руководитель либералов Гладстон).
[3] Т. Филипович, псев. Ст. Карский (1878-1953) - пилсудчик; во время первой мировой войны был в легионах; в 1918 г. - заместитель министра иностранных дел; в 1919-1921 гг. - представитель Польши в Грузии; в сентябре 1921 г. - посланник в Москве; в 1929 г. - посол в Вашингтоне; в 1933 г. - посол в Москве.
Комментарии |
|