Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Продолжение отчета о заседании ВСРД от 24.III.[1]
Третьим[2] вопросом повестки дня[3] был вопрос о быв. военных. Этих последних в Варшаве, например, около 27 тысяч. В громадном большинстве это люди без определенных занятий. Они объединены в «союз бывших военных», который, однако, не признан правительством. По своим политическим убеждениям быв. военные, как и большинство безработных, склоняются к коммунизму. Часть из них принадлежит к этой партии и почти все симпатизируют коммунистам. Следует также подчеркнуть, что эти люди в революционной России находились под влиянием сильной большевистской агитации.
По этому пункту порядка дня от имени коммунистов выступил «Высокий». Он заявил, что буржуазное правительство обязано оказать помощь быв. военным. Утверждение, что эта проблема должна быть делом исключительно русского правительства, является ложью. Польская буржуазия в свое время всячески поощряла новобранцев к вступлению в [194] армию, буржуазная пресса обеими руками подписывалась под манифестом Николая Николаевича. Кто, например, как не представитель буржуазии Горчиньский[4], организовывал легионы при русской армии. Европейская война велась в интересах как русской, так и польской буржуазии. Поэтому польская буржуазия также должна нести ответственность за последствия войны.
Бывшие военные обращались в свое время за помощью к правительству Морачевского, но премьер заявил, что правительство не имеет денег. У председателя Совета министров Падеревского быв. военные тоже немногого добились. Быв. военные не собираются также идти в сейм. Не верят они в великодушие реакционного сейма. Последней их надеждой является рабочий парламент. К нему и решили они обратиться за помощью. Но не просить они пришли. Пришли они сюда требовать помощи, и СРД не откажет; он не имеет права отклонить их требования. Пускай же рабочие, у которых еще есть работа, во имя рабочей солидарности уступят безработным хоть 2 рабочих дня в неделю. Бывшие военные терпят голод и нужду. В[аршавский] с[овет] р[абочих] д[епутатов] не может допустить, чтобы на тех, которые проливали кровь за укрепление буржуазного порядка, сегодня плевала та самая буржуазия, за цели которой они боролись[5].
Этого вопроса касалось еще очень много выступающих, почти все они принадлежали к коммунистической фракции. Ими главным образом освещался вопрос отношения быв. военных к новому призыву. Буржуазное правительство утверждает, говорили выступавшие, что для нас нет денег, а несмотря на это для новых призванных шести возрастов находятся достаточные средства[6]. Нас, говорили они, не хотят уже брать в армию, а предпочитают брать молодых и неопытных. Но и те, которые сегодня идут на фронт, через несколько лет утратят симпатии буржуазии, так как будут для нее уже не нужны. Вот тут-то, как на ладони, виден весь эгоизм буржуазии. Буржуазия стремится выжать все соки из пролетариата, она требует от него жертв во имя укрепления реакционного строя, а когда рабочий выполнит свои рабские обязанности, тогда «паны-магнаты» выбрасывают его, как какие-то ненужные лохмотья. Так дальше продолжаться не может. Пускай все, кто сегодня еще не видит эгоизма буржуазии, откроют глаза и зададут себе вопрос: «Стоит ли и должен ли рабочий человек жертвовать собственной жизнью и благосостоянием своей семьи во имя борьбы за укрепление реакционного строя?»
В конце была принята резолюция, требующая от правительства выдачи пособия быв. военным по 1500 марок на человека. Призываемые же в армию должны потребовать, чтобы правительство содержало их семьи. Они должны требовать: а) ежемесячной выплаты предпринимателями оставшимся семьям призывников суммы, равной заработной плате, которую получал призывник; выдачи семьям призванных такой же прибавки на продовольствие и уголь, какую получал призызник; б) единовременной выплаты призывникам трехмесячной заработной платы; в) обеспечения семей призванных безработных постоянной правительственной помощью в сумме 15 марок в день; г) выплаты правительством каждому безработному призывнику, как уже было сказано выше, единовременного пособия в размере 1500 марок.
Резолюция была принята единогласно.
Это длинное заседание окончилось около половины двенадцатого ночи. Уже собирались закрыть список выступающих, когда раздались [195] выкрики: «Мы требуем, чтобы предоставили слово тов. Жарскому! Пусть говорит Жарский!». Крики становились все громче. Председатель Яворовский оказался в трудном положении. Приходилось предоставлять голос депутату, чье выступление неоспоримо показало бы коммунистам, что в ППС произошел раскол. Яворовский пробовал спасти положение. В последний момент, когда Жарский уже приближался к трибуне, все заметили, как Яворовский подошел к нему и сказал что-то шепотом. Яворовский просил Жарского не выступать. Угрожал ему партийным судом. Но Жарский был непреклонен, он поднялся на трибуну. Вспыхнула буря аплодисментов. Аплодировали коммунисты, пепеэсовцы и бундовцы. «Здесь, - начал оратор, - представители быв. военных говорили о том, что следует обратиться с требованием помощи к правительству Падеревского. Зачем это вам нужно, товарищи? Неужели вы считаете, что буржуазное правительство пойдет навстречу каким-либо требованиям пролетариата? Между буржуазией и пролетариатом пролегла непреодолимая пропасть. Поймите это. Больше верьте в свои силы. Организовывайтесь, создавайте рабочую гвардию (длительные аплодисменты левых и преобладающей части правых). Пролетариат должен избрать именно этот путь, а не путь голосования в сейме за набор новых шести возрастов».
Выступление Жарского было кратким, однако оно отличалось свойственным Жарскому ораторским талантом. По настроению, господствовавшему в зале, можно было почувствовать, что в настоящее время рабочими массами владеет уже не Яворовской, а Жарский. Жарский был освобожден от партийной работы [в ППС][7]. Тем не менее, а может быть, именно потому, что он был освобожден от партийной работы правым ЦКР, он пользуется большой популярностью у большинства членов этой партии.
В пепеэсовских кругах передают по секрету, будто Яворовский стремился каким-либо образом освободиться на некоторое время от своего политического противника. Однако многие считают эту версию нелепостью, так как Жарский не один, и не будь его, безусловно, нашлось бы другое подходящее лицо. Во всяком случае авторитет Яв[оровского] у рабочих уже довольно давно серьезно подорван. Чтобы понять значение этого факта, надо вспомнить, что еще несколько месяцев тому назад, во всяком случае до момента опубликования результатов выборов в сейм, популярность Яв[оровского] в рабочей среде (и не только пепеэсовской) была велика. Однако с того момента, когда пролетариат убедился, что в сейме его партия оказалась в меньшинстве, что обещания и, по словам некоторых, даже клятвенные заверения Яв[оровского] на бесчисленных предвыборных собраниях в том, что в будущем сейме ППС вместе с людовцами группы «Вызволене» составят значительное большинство, оказались ложью, с этого момента бывший лидер ППС начал терять популярность и авторитет у масс.
Машинописная копия на польском языке.
AZHP, WBK, 10З.
[1] Первая часть отчета помещена в рапорте от 25 марта 1919 г. и, как не относящаяся к теме сборника, не публикуется здесь.
[2] В тексте ошибочно было написано: Вторым.
[3] Повестка дня заседания ВСРД от 24 марта 1919 г. была следующей: 1) Последние события в Домбровском бассейне, Лодзи, Калише и Люблине; 2) Снабжение продовольствием; 3) Проблема бывших военных; 4) Участие в комиссии безработных. На заседании было решено пункт 2 повестки дня перенести на следующее заседание.
[4] В. Горчиньский-Остоя (1878-4929) - офицер царской армии; в 1915 г. - организатор польского легиона в царской армии; в 1922-1924 гг. член Главного совета и начальник штаба фашистской организации «Поготовя патриотув польских».
[5] Представитель коммунистов Домбровский, закончив свое выступление, предложил следующую резолюцию: «После ознакомления с резолюцией общего собрания быв. военных, ВСРД осуждает действия буржуазии в отношении рабочих, которых она заставила в течение четырехлетней разбойничьей войны проливать свою кровь за интересы капитала. Совет выражает свою солидарность с борьбой пролетариев, бывших военных, пострадавших благодаря буржуазии во время войны, и с их справедливыми требованиями. ВСРД поддерживает их борьбу силой своего морального авторитета и призывает пролетариев, бывших военных, к совместной борьбе в рядах всего рабочего класса за свержение капиталистических порядков, за социализм» (АZНР, 167/VIII, t. 1).
[6] Речь идет о законе сейма от 7 марта 1919 г. о призыве в армию (см. док. Воззвание Варшавского комитета КРПП против призыва в армию и против войныс советскими республиками (16 марта 1919)).
[7] См. док. Резолюция варшавской окружной конференции ППС о политическом положении в стране и задачах партии (9 марта 1919), прим. 1.
Комментарии |
|