Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
...Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основания заключены в священном писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела...
Итак, коронованный король по закону природы - отец своих подданных; взаимная обязанность подданных - хранить верность королю... Зачем же смутьяны и мятежники в христианских государствах требуют для себя свободы, которую господь народу не даровал?
Итак, как явствует из священного писания, подданные должны повиноваться королю по долгу, как наместнику бога на земле... Из наших архивов, в которых хранится древнее и новое право королевства, достаточно ясно, что король является господином всех имуществ, [66] которые подчинены его непосредственной власти. Все подданные являются его вассалами, получают от него свои владения взамен службы и верности. Король может менять владельческие титулы своих подданных, превратив (к примеру) простой двор в феод[1], создавать новых баронов, и все это без совета с кем-либо. И если кто умрет без наследников, его владения и имущество принадлежат королю... Итак, король для подданных есть то же, что отец для детей, что голова для тела, состоящего из многих членов.
[1] С целью увеличения доходов короля, не подвластных парламенту, Яков I (и его преемник Карл I) стремился оживить старое феодальное право короны на земли держателей «первой руки». Право феода приносило казне доходы, в виде феодальных поборов.
Текст воспроизведен по изданию: В.М. Лавровский. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., «Высшая Школа», 1973. С. 66 - 67.
Комментарии |
|