Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Злоупотребления и сумасбродства проповедников в нашем королевстве всегда подавлялись каким-нибудь актом Тайного совета при поддержке образованных прелатов англиканской церкви. В настоящее время различные молодые ученые, благодаря чтению трудов появившихся недавно богословов, много раз пытаются обсуждать необоснованные, мятежные и опасные доктрины, что является позорным для церкви и вызывает беспокойство правительства. В связи с этим, по нашему мнению и по мнению серьезных и почтенных прелатов этой церкви, возникает опасность раскола и разногласия как в церкви, так и в государстве. Мы приказываем вам проявить всю возможную заботу и прилежание, чтобы предложенные меры, касающиеся проповедников, были точно с настоящего времени проведены в жизнь и соблюдались епископами в пределах их юрисдикции. Для выполнения этой цели мы желаем, чтобы вы послали им немедленно копии моих указаний, с которыми необходимо в свою очередь ознакомить каждого приходского священника, его помощника и церковнослужителя каждой соборной церкви в своих епархиях. Вы должны серьезным образом требовать от епископов быстрейшего исполнения этого столь важного дела, дав им знать, что специально ведется наблюдение за их деятельностью, и эти наши письма являются достаточным для вас полномочием.
[Указания Якова I относительно проповедников, посланные вместе с письмом:]
1. Чтобы никто из проповедников, ниже епископа по должности, настоятель собора или лицо исполняющее службу в университетской [57] церкви, не воспользовались случаем (например, королевскими днями или праздниками) для толкования какого-либо текста Писания, не обсуждали разногласия или, наоборот, общие места в тексте. Такое толкование не будет оправданным по существу.
2. Никакой приходской священник, его помощник или лектор не должны в будущем в воскресенье или в дни святых в послеполуденное время в любой соборной или приходской церкви по всему королевству проповедовать, но должны читать какую-нибудь часть катехизиса или тексты, взятые из «Верую», 10 заповедей или господней молитвы. В своих проповедях священнослужители не должны проводить сравнение для вышеназванных священных книг. В наибольшей степени должны быть поощрены и одобрены те проповедники, которые проводят послеполуденное время в опросе детей по катехизису, что является наиболее старым и похвальным обычаем религиозной жизни Англии.
3. Никакой священник с любым титулом ниже епископа или, по крайней мере, настоятеля собора, не должен в настоящее время осмеливаться проповедовать в какой-либо народной аудитории глубокие вопросы предопределения, избрания, отвержения... но оставить эти темы для обсуждения более образованными людьми...
4. Никакой проповедник какого бы то ни было титула или звания отныне не должен осмеливаться в любой аудитории в этом королевстве объявлять, ограничивать или связывать путем положительной доктрины в лекции или проповеди власть, прерогативу и юрисдикцию или обязанности суверенного монарха и иным образом вмешиваться в вопросы государства и различия между монархами и народами.
5. Наконец, архиепископ и епископы королевства, которых королевская власть считает виновными за их прежнюю невнимательность, должны быть впредь более осторожны и разборчивы в своих разрешениях проповедникам и отменить все разрешения, сделанные каким-либо официальным лицом. В будущем такие разрешения должны выдаваться самим Кентерберийским архиепископом. Те церковнослужители, которые будут нарушать любое из этих указаний, должны быть лишены своей должности епископом епархии или епископом провинции на один год и один день. Конвокация[1] должна предписать дальнейшее наказание.
Эти указания были осторожно сообщены архиепископом Кентерберийским всем епископам.
[1] Конвокация - собрание высших духовных лиц англиканской церкви. Обычно созыв конвокации приурочивался ко времени заседаний парламента. Она состояла из двух палат. В высшей заседали архиепископы (Кентерберийский и Йоркский), епископы и руководство каждого кафедрального собора. В низшую палату входили представители рядового духовенства. Поскольку каноны конвокации имели значение лишь после королевского одобрения, она была орудием королевской власти.
Текст воспроизведен по изданию: В.М. Лавровский. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., «Высшая Школа», 1973. С. 57 - 58.
Комментарии |
|