Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

Джон Мильтон (1608 - 1674) - выдающийся английский поэт и политический деятель, идеолог буржуазии и нового дворянства эпохи английской буржуазной революции, автор многих политических трактатов.


... Отсюда мы должны с большей лёгкостью и силой доказательств определить, что есть тиран и что может сделать народ против него. Тиран, независимо от того, по праву или не по праву он возложил на себя корону, - это тот, кто, не считаясь с законом, ни с общим благом, правит только для блага своего и совей клики. И поскольку его власть велика, его доля безгранична и непомерна, выполнение ее по большей части сопровождается бесчисленными несправедливостями и притеснениями по отношению к народу, убийствами, резней, насилиями, прелюбодеяниями, разорением и гибелью городов и целых провинций; как справедливей король являет собой великое благо и счастье, так тиран - это великое зло; как первый - отец для своей страны, так второй - общий враг. И каким образом народ может законно поступить против него как против общей язвы и разрушителя человечества, - я полагаю, ни одному человеку, умеющему здраво судить, не надо объяснять: пусть он руководствуется в этом одними принципами собственной природы. Но поскольку обычно для людской глупости пренебрегать собственным разумом и закрывать глаза, думая, что они видят лучше глазами других, я покажу на таких примерах, которые будут иметь наибольший вес среди нас, что делалось в подобных случаях до сих пор. Греки и римляне, как свидетельствует их главные авторы, почитали не только законным; но и славным и героическим деянием, всенародно вознаграждавшиеся законодательным актом и венком, убийство бесчестного тирана без суда в любое время; и это только разумно чтобы тот, кто попрал всякий закон, не был вообще удостоен защиты закона.

... Я спрашиваю, согласно с какой совестью или веротерпением или законом государство обязано предпочтительнее подвергать постоянному риску и крайней опасности [государственные] интересы (религию, законы и свободы), чем отсечь [голову] дурному государю, который день и ночь злоумышляет, как бы ниспровергнуть [46] их. Нам говорят, что естественное право обязывает каждого человека защищать себя даже против самого короля; пусть тогда покажут нам, почему тот же самый закон не может оправдать в гораздо большей степени государство или целый народ, который должен совершить правосудие над тем, против кого каждый человек может законно защищаться; точно так же, как должное отправление правосудия является защитой добрых людей, оно служит наказанием дурных, а правосудие осуществленное по отношению к тирану, - это не более, как необходимая самозащита для целого государства. Воевать против короля для того, чтобы его ставленники могли быть приведены к заслуженному наказанию и затем наказать их - эти орудия [произвола] и вместе с тем не только пощадить, но и защищать и оказывать почести их главарю и зачинщику - это слишком странный вид справедливости, чтобы называть ее христианской, и слишком странный вид разума, чтобы назвать его человеческим.

Текст воспроизведен по изданию: В.М. Лавровский. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., «Высшая Школа», 1973. С. 46 - 47.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."