Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

В заседании 30 минувшего октября Репарационная Комиссия решила, ввиду происходивших в то время переговоров между союзными правительствами, отложить рассмотрение ноты, переданной ей 24 октября германской «Комиссией по военным обязательствам», текст коей был опубликован того же числа.

В заседании, имевшем место в 13 часов сего числа под председательством г. Луи Барту, Репарационная Комиссия вернулась к рассмотрению вышеуказанной ноты. [64]

В начале заседания г. Луи Барту, в качестве французского делегата, сделал следующее заявление:

«Французская делегация просит Репарационную Комиссию теперь же установить возможно близкий срок для заслушания об'яснений немцев по вопросам, изложенным ими в их ноте от 24 октября.

С другой стороны, для обеспечения применения статьи 234 Версальского Договора и согласно постановлениям пункта 7 Приложения II, французская делегация полагает, что после заслушания об'яснений немцев следует образовать Комитет экспертов союзных и ассоциированных стран. Этот Комитет имел бы поручение оценить платежеспособность Германии в настоящий момент и доставить Репарационной Комиссии элементы для решения, коим она определит германские платежи на трехлетие 1924, 1925 и 1926 г.г. - По предположению французской делегации эксперты, которые за основу своих работ примут программу платежей, должны будут направить свое исследование на оценку ресурсов Германии, как внутренних, так и внешних, и в частности на германские имущества за границей.

Репарационной Комиссии будет принадлежать точное определение программы работ Комитета экспертов после того, как ею будут получены замечания германской делегации, способные выделить все или часть вопросов, могущих быть поставленными в эту программу.

Французская делегация в настоящий момент желала, не вдаваясь в сущность вопроса и не высказываясь о способах осуществления, лишь поставить Репарационную Комиссию в известность о позиции, какую она предполагает занять в отношении проблем, в быстром разрешении коих заинтересованы все Союзники».

В ответ на это британский делегат, сэр Джон Брэдбери, сделал следующее заявление:

«Заявление французского делегата, по моему мнению, ставит два совершенно отдельных вопроса.

Прежде всего, следует ли, чтобы Комиссия предоставила представителям Германского Правительства возможность, которую они испрашивают на основании статьи 234 Договора, высказаться но некоторым вопросам, затрагивающим платежеспособность Германии? Далее, допустив, что эта возможность предоставлена и что заявление имело место, - какие меры должны быть затем приняты Комиссией?

Что касается первого вопроса, то я не могу скрыть от моих коллег те крайне серьезные сомнения, которые я испытываю по вопросу о том, не является ли, после событий последних истекших одиннадцати месяцев, организация, предусмотренная частью VIII Версальского Договора, настолько себя окончательно скомпрометировавшей, что она более не в состоянии действовать.

Эти сомнения первоначально склоняли меня к принятию, по отношению к пред'явленной нам просьбе, той же политики, какой я придерживаюсь с января текущего года, и которая состоит в предоставлении моим коллегам справляться за их полной ответственностью с положением, созданным действиями некоторых союзных правительств, основываясь па решениях Комиссии, принятых большинством голосов и с коими я был несогласен. Они, таким образом, побуждали меня воздерживаться от участия в работах, которые мне не представляются могущими привести к практическим результатам, прежде чем компетентной властью не будут разрешены некоторые основные вопросы международного права.

Я, однако, не могу упускать из вида, что постановления части VIII Версальского Договора имеют еще силу международного закона и что я, по крайней мере в настоящий момент, продолжаю быть членом Международного Трибунала, который, согласно постановлениям акта, его создавшего, обязан, время от времени, высказываться о способности Германии выполнять ее обязательства в том виде, в каком они формально определены постановлениями Версальского Договора. Кроме того, этот Трибунал обязан, в силу пункта 9 Приложения II к части VIII - далее независимо от статьи 234, на основании коей пред'явлена нынешняя просьба - выслушивать все доводы и доказательства, представляемые Германией по всем вопросам, связанным с ее платежеспособностью. [65]

Поэтому я не мог бы без того, чтобы это не имело вида отказа в правосудии, участвовать в отказе от заслушания этих доводов, как бы мало я ни надеялся на то, что в нынешних условиях заслушание этих об'яснений будет иметь на практике какие-либо положительные результаты.

Мое воздержание от голосования по вопросу о сделанном нам предложении было бы, согласно пункта 13 Приложения II, равносильно подаче голоса против этого предложения. Я, конечно, предпочел бы, чтобы право об'яснений было предоставлено на основании пункта 9 Приложения II, а не на основании статьи 234, но, так как просьба Германии была пред'явлена на основании этой последней статьи, и так как предложение, внесенное в Комиссию, согласуется с этой просьбой, то я формально буду его поддерживать.

Что касается второй части заявления французского делегата, то я намерен отложить мое мнение впредь до того, как об'яснения будут заслушаны.

Прежде чем прописать рецепт, осторожный врач заканчивает диагноз болезни.

Должен признаться, однако, что с первого взгляда рецепт французского делегата мне представляется исходящим из того мира, где некий философ изобрел пилюли от землетрясений.

По моему мнению, Комиссия, если она хочет попытаться выполнить обязанности, возлагаемые на нее Договором, должна без страха и без пристрастности изучить все причины, приведшие к тому отчаянному положению, в каком находится Германия в настоящее время, и должна, ничего не опасаясь, применить (насколько она может) и (в отношении всего, что окажется вне ее власти) рекомендовать тем, кто может это сделать, применить все средства лечения, какие она на основании своих изыскания признает необходимыми».

После обмена мнениями было единогласно решено:

1) Что представители Германского Правительства будут выслушаны возможно скорее, при чем точная дата заслушания их об'яснений должна быть установлена по соглашению между «Комиссией по военным обязательствам» и Генеральным Секретарем Комиссии.

2) Что вопрос об образовании Комитета экспертов будет снова поставлен после того, как эти об'яснения будут заслушаны.


Текст воспроизведен по изданию: Германские репарации и доклад комитета экспертов (собрание документов). - М.; Л., 1925. С. 64 - 66.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."