Если выражения, приписываемые канцлеру Брюнингу, переданы точно, они означают, что германское правительство намерено покончить с условиями плана Юнга и с Версальским договором.
Необходимо выждать официального подтверждения. Однако совершенно ясно, что ни один француз не согласится на одностороннее денонсирование свободно подписанных условий, так как подобное денонсирование предполагает отказ от нашего священного права на репарации.
За последнее время ведется пропаганда германского происхождения, распространяющая, особенно за границей, утверждение, что Франция получила от Германии суммы, превышающие размеры убытков, причиненных разоренным областям. Цифры, опубликованные вчера агентством Гавас, наглядно опровергают это утверждение. Никто не отрицает серьезности мирового кризиса. Для преодоления периода депрессии, о котором говорит коммюнике Гувера-Лаваля, конечно необходимы некоторые передвижки в системе междуправительственных платежей, и французское правительство как раз изучает в настоящее время эту проблему, рассматривая в духе максимальной сговорчивости те формулы, которые могли бы привести к соглашению между кредиторами и должниками, облегчив таким образом кризис.
Однако уже не раз говорилось, что современный кризис, по крайней мере в его финансовом аспекте, это прежде всего кризис кредитный, т. е. кризис доверия.
Осложнять его попытками нарушить уважение к договорам, значило бы сделать кризис непреодолимым, так как капиталы получили бы в этом случае новый импульс к недоверию.
Если бы Лозаннской конференции предшествовала бы подобная декларация несостоятельности, созыв ее был бы бесполезен.
Нельзя одновременно не считаться с правами Франции и искать ее сотрудничества.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 143.