Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Господин председатель!
Имею честь от имени германского правительства препроводить Банку международных расчетов меморандум, в коем германское правительство просит созвать специальный совещательный комитет, предусмотренный новым планом.
Примите и пр.
Меморандум
Германское правительство имеет честь просить Банк международных расчетов в Базеле о созыве специального совещательного комитета, предусмотренного новым планом по Гаагскому соглашению 20 января 1930 г. Относительно происхождения и цели этой просьбы германское правительство считает нужным высказать нижеследующее: [109]
Уже в начале июня месяца настоящего года германское правительство убедилось, что, при самом жестком сокращении государственных расходов и невзирая на постоянное увеличение фискального бремени, оно будет не в состоянии продолжать уплату аннуитетов, предусмотренных новым планом. Уже в это время обозначилась самая серьезная угроза экономическому и финансовому положению Германии. Это обстоятельство заставило германское правительство сделать необходимые выводы из создавшейся ситуации.
За решением германского правительства последовала декларация г. президента Соединенных штатов Америки от 21 июня, согласно которой предлагалось оторочить на один год все платежи по междуправительственным долгам, по долгам, именуемым репарационными, и по долгам, возникшим в силу займов помощи, заключенных после войны. Как указывалось в декларации, эта инициатива, имевшая крупное значение, ставила себе целью способствовать восстановлению доверия и обеспечить таким образом человечеству политический мир и экономическую устойчивость; правительства стран-должников получили бы необходимое время для восстановления национального благосостояния.
Надежда на то, что это предложение вызовет решительный перелом в мировом кризисе, не осуществилась. Дальнейшие события показали, что одной только силой «вакационного года Гувера» опасность крушения устранена быть не может. Ввиду этого британское правительство взяло на себя инициативу созыва Лондонской конференции. В результате мер, рекомендованных названной конференцией, последовало продление переучетного кредита, предоставленного Рейхсбанку, Базельское соглашение о невостребовании иностранных банковских кредитов, предоставленных Германии (так называемые «Stillhalteabkommen»), и доклад комитета экспертов, образованного Банком международных расчетов.
При всей важности этих мероприятий для быстрого облегчения создавшейся ситуации, они как таковые могли иметь только подготовительное значение. Сама Лондонская конференция в своей окончательной декларации констатировала, что рекомендованные меры являются лишь первым шагом в целях создания основы для дальнейших действий, рассчитанных на более длительный эффект. Поэтому эксперты, содействуя выполнению рекомендованных в Лондоне мер, никогда не упускали из виду их предварительный характер. Именно в так называемых «Stillhaltabkommen» сказано, что договаривающиеся стороны приняли регламентацию, предусмотренную названным соглашением, лишь «пока не найдено более прочное решение проблемы германских краткосрочных долгов». Точно так же доклад комитета экспертов в Базеле заканчивается настойчивым призывом, обращенным к заинтересованным правительствам, не откладывать, и принять решения, позволяющие осуществить финансовые операции, которые дадут Германии и всему миру помощь, настоятельно необходимую всем. [110]
В течение последующих месяцев экономическое и финансовое положение Германии чрезвычайно ухудшилось. Факты, характеризующие эту ситуацию, общеизвестны. Влияние кризиса сказалось и в других странах самыми серьезными симптомами. Человечество все более и более прониклось сознанием взаимной связанности финансовых проблем, вытекавших из создавшегося положения, и необходимости немедленно поставить их на очередь во всей полноте. При обсуждениях различных способов наилучшего разрешения этой задачи была в последнее время выдвинута мысль о предварительном созыве специального совещательного комитета, предусмотренного новым планам. Ввиду того, что созыв специального совещательного комитета в силу нового плана зависит от соответствующей просьбы, заявленной германским правительством, последнее решается ее формулировать, дабы с его стороны было сделано все, могущее открыть правительствам возможность принятия совместных мер более длительного значения.
Согласно новому плану в просьбе, заявленной германским правительством, должно быть указано, что «оно вполне добросовестно убедилось в серьезной опасности, угрожающей германской валюте и экономической жизни в случае трансферта части или всей суммы аннуитета, подлежащего отсрочке»[1].
Делая такое заявление, германское правительство считает себя обязанным указать, что такая декларация не достаточно соответствует вновь сложившейся ситуации. Со времени утверждения нового плана экономическое и финансовое положение всего мира и специально Германии коренным образам изменилось в результате кризиса, не имеющего прецедентов. Имея в виду, что новый план возлагает на специальный совещательный комитет задачу рассмотреть положение во всей его полноте, комитет должен будет изучить вопрос в целом, считаясь со всеми его элементами, в частности с фактом, что вопрос о частных долгах Германии должен быть урегулирован во-время до конца 1932 г., причем это урегулирование должно иметь силу для иностранных кредиторов.
Ввиду того, что вопрос безусловно срочен и необходимо принять меры немедленно, германское правительство предлагает безотлагательно созвать специальный совещательный комитет. Он должен закончить свои работы в возможно краткий срок, чтобы в ближайшем будущем состоялась конференция компетентных правительств, которая примет дальнейшие решения.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 109 - 111.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru
Имею честь от имени германского правительства препроводить Банку международных расчетов меморандум, в коем германское правительство просит созвать специальный совещательный комитет, предусмотренный новым планом.
Примите и пр.
Дитрих.
Меморандум
Германское правительство имеет честь просить Банк международных расчетов в Базеле о созыве специального совещательного комитета, предусмотренного новым планом по Гаагскому соглашению 20 января 1930 г. Относительно происхождения и цели этой просьбы германское правительство считает нужным высказать нижеследующее: [109]
Уже в начале июня месяца настоящего года германское правительство убедилось, что, при самом жестком сокращении государственных расходов и невзирая на постоянное увеличение фискального бремени, оно будет не в состоянии продолжать уплату аннуитетов, предусмотренных новым планом. Уже в это время обозначилась самая серьезная угроза экономическому и финансовому положению Германии. Это обстоятельство заставило германское правительство сделать необходимые выводы из создавшейся ситуации.
За решением германского правительства последовала декларация г. президента Соединенных штатов Америки от 21 июня, согласно которой предлагалось оторочить на один год все платежи по междуправительственным долгам, по долгам, именуемым репарационными, и по долгам, возникшим в силу займов помощи, заключенных после войны. Как указывалось в декларации, эта инициатива, имевшая крупное значение, ставила себе целью способствовать восстановлению доверия и обеспечить таким образом человечеству политический мир и экономическую устойчивость; правительства стран-должников получили бы необходимое время для восстановления национального благосостояния.
Надежда на то, что это предложение вызовет решительный перелом в мировом кризисе, не осуществилась. Дальнейшие события показали, что одной только силой «вакационного года Гувера» опасность крушения устранена быть не может. Ввиду этого британское правительство взяло на себя инициативу созыва Лондонской конференции. В результате мер, рекомендованных названной конференцией, последовало продление переучетного кредита, предоставленного Рейхсбанку, Базельское соглашение о невостребовании иностранных банковских кредитов, предоставленных Германии (так называемые «Stillhalteabkommen»), и доклад комитета экспертов, образованного Банком международных расчетов.
При всей важности этих мероприятий для быстрого облегчения создавшейся ситуации, они как таковые могли иметь только подготовительное значение. Сама Лондонская конференция в своей окончательной декларации констатировала, что рекомендованные меры являются лишь первым шагом в целях создания основы для дальнейших действий, рассчитанных на более длительный эффект. Поэтому эксперты, содействуя выполнению рекомендованных в Лондоне мер, никогда не упускали из виду их предварительный характер. Именно в так называемых «Stillhaltabkommen» сказано, что договаривающиеся стороны приняли регламентацию, предусмотренную названным соглашением, лишь «пока не найдено более прочное решение проблемы германских краткосрочных долгов». Точно так же доклад комитета экспертов в Базеле заканчивается настойчивым призывом, обращенным к заинтересованным правительствам, не откладывать, и принять решения, позволяющие осуществить финансовые операции, которые дадут Германии и всему миру помощь, настоятельно необходимую всем. [110]
В течение последующих месяцев экономическое и финансовое положение Германии чрезвычайно ухудшилось. Факты, характеризующие эту ситуацию, общеизвестны. Влияние кризиса сказалось и в других странах самыми серьезными симптомами. Человечество все более и более прониклось сознанием взаимной связанности финансовых проблем, вытекавших из создавшегося положения, и необходимости немедленно поставить их на очередь во всей полноте. При обсуждениях различных способов наилучшего разрешения этой задачи была в последнее время выдвинута мысль о предварительном созыве специального совещательного комитета, предусмотренного новым планам. Ввиду того, что созыв специального совещательного комитета в силу нового плана зависит от соответствующей просьбы, заявленной германским правительством, последнее решается ее формулировать, дабы с его стороны было сделано все, могущее открыть правительствам возможность принятия совместных мер более длительного значения.
Согласно новому плану в просьбе, заявленной германским правительством, должно быть указано, что «оно вполне добросовестно убедилось в серьезной опасности, угрожающей германской валюте и экономической жизни в случае трансферта части или всей суммы аннуитета, подлежащего отсрочке»[1].
Делая такое заявление, германское правительство считает себя обязанным указать, что такая декларация не достаточно соответствует вновь сложившейся ситуации. Со времени утверждения нового плана экономическое и финансовое положение всего мира и специально Германии коренным образам изменилось в результате кризиса, не имеющего прецедентов. Имея в виду, что новый план возлагает на специальный совещательный комитет задачу рассмотреть положение во всей его полноте, комитет должен будет изучить вопрос в целом, считаясь со всеми его элементами, в частности с фактом, что вопрос о частных долгах Германии должен быть урегулирован во-время до конца 1932 г., причем это урегулирование должно иметь силу для иностранных кредиторов.
Ввиду того, что вопрос безусловно срочен и необходимо принять меры немедленно, германское правительство предлагает безотлагательно созвать специальный совещательный комитет. Он должен закончить свои работы в возможно краткий срок, чтобы в ближайшем будущем состоялась конференция компетентных правительств, которая примет дальнейшие решения.
[1] См. «План Юнга и Гаагская конференция 1929 - 1930 гг.», стр. 61.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 109 - 111.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!