Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Варшава
6856/438.
Подлежит расшифровке лично начальником шифровального отдела!
Содержание шифрованной телеграммы № 187[1] довел до сведения польского министра иностранных дел с добавлением, что я упоминал о сотрудничестве в отношении второй альтернативы на основе последних переговоров двух генеральных штабов как о реальном факте. [132]
Я также просил дать указание генеральному штабу относительно соглашения о деталях.
Министр иностранных дел Бек ответил, что вопрос об использовании польских регулярных войск возникал еще во время пребывания здесь графа Чаки. Уже тогда он изложил польскую точку зрения по этому вопросу, состоящую в том, что нет политических доводов для военного выступления Польши, которые могли бы явиться приемлемым объяснением для внешнего мира.
В отношении второй альтернативы он не видит никаких трудностей.
Впрочем, о принятом решении он вскоре сообщит мне.
В надежде получить одобрение Вашего Превосходительства я ответил следующее: Я не имею полномочий высказываться в пользу какой-либо из альтернатив, но прошу Вас, выслушайте мое личное мнение.
Мне нет нужды перечислять польские аргументы в пользу общей границы. Она представляется мне весьма важной с венгерской точки зрения потому, что Венгрия лишь тогда сможет проводить самостоятельную политику, когда она будет опираться на такую державу, с которой нет противоречий интересов и которая никогда не захочет осуществлять экспансию в ущерб Венгрии.
Без этого Венгрия рано или поздно вынуждена будет в своей политике равняться на Германию или же избрать балканскую ориентацию.
Вопрос о Русинской области следует решить быстро и самым коренным образом. Возможно, что мы можем достичь цели исключительно с помощью повстанческих отрядов. Но что произойдет, если они будут разгромлены? Удовлетворимся ли мы констатацией того факта, что наши попытки не удались? Не исключено, что на наши повстанческие акции чехи ответят ударом по регулярным венгерским войскам. В этом случае может создаться обстановка, относительно которой я вчера спрашивал Ваше мнение. Сегодня в Венгрии все требуют установления общей границы. Настроение в войсках отличное. Чехи не в состоянии оказать серьезное сопротивление полякам и венграм. Решительным выступлением мы можем внести ясность в обстановку и, завладев территорией, мы затем сами продиктуем условия.
Я решительно убежден, что Бек, если бы это от него зависело, немедленно согласился бы с первой альтернативой. Лубиенский также не считает приемлемой первую альтернативу. Он сказал, что соответствующую формулу, если речь идет только о ней, всегда можно придумать. Одной из формул, по моему личному мнению, могло бы быть заявление о том, что русинское население попросило ввести в Русинскую область одновременно венгерские и польские войска. Такую акцию можно было бы быстро подготовить или организовать. Можно избрать и такое решение: вошедшие в Русинскую область венгерские войска обратятся за поддержкой к польской армии. Об этом, естественно, нужно будет заранее условиться.
Начальник канцелярии министра иностранных дел ухватился за эту мысль и сегодня во второй половине дня доложит ее министру.
Хори.
Копия. Гос. арх., М. МИД, шифр, отд., 1938. (Входящая.)
[1] Министр иностранных дел Кальман Каня в Этой телеграмме изложил план совместной венгеро-польской военной акции против Закарпатской Украины: «Не исключено, что теперешнее русинское правительство после оккупации Ужгорода и Мукачево попросит в целях поддержания порядка ввести венгерские войска и на остальную территорию. В этом случае венгерское королевское правительство будет готово ввести туда для поддержания порядка воинские части и подавить возможное сопротивление. Однако все это оно может сделать лишь в том случае, если одновременно регулярные польские войска соответствующей численности также перейдут границу с аналогичными целями.
Представляется необходимым немедленно заключить соглашение о взаимодействии войск...» Далее Каня высказывает соображения, что если правительство Закарпатской Украины не обратится с просьбой о вмешательстве, то в этом случае венгерская и польская стороны могли бы провести акцию с помощью «партизанских отрядов». (Гос. арх., М. МИД, шифр. отд., 1939. (Исходящая.))
Текст воспроизведен по изданию: Венгрия и Вторая Мировая война: секретные дипломатические документы из истории кануна и периода войны. - М., 1962. С. 132-133.
Комментарии |
|