Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

Трудно отдать себе отчет, какими общими началами англичане руководятся в своих действиях на Дальнем Востоке. До настоящего времени можно только усмотреть, что они придают лишь второстепенное значение действиям на севере Китая и относятся к ним более всего с точки зрения возможности поссорить союзников между собою и отвлечь их внимание от юга; по все, затеянные ими для этого, интриги велись так неумело, с таким расчетом на полную наивность остальных заинтересованных сторон, что привели к результатам, прямо противоположным задуманным.

С одной стороны, было потрачено много хитрости и усилий с тем, чтобы по возможности широко вовлечь Японию в дела на севере Китая [25] и поставить ее против России, а, с другой, г. Бродрик заявляет, что война 1894-95 годов, которою японцы так гордятся, не имела серьезного значения, и Foreign Office[1], несмотря на просьбу японской миссии не печатать переговоров по поводу предложения Англиею субсидии, помещает их полностью в недавно вышедшей «Синей Книге». Понятно, как здешняя миссия да, вероятно, и токийский кабинет раздражены, и не будет ничего удивительного, если все происки англичан приведут к нашему сближению с Японией.

То же произошло и с Германиею. Надежда расстроить наше согласие с нею обращением в Берлин по поводу воображаемого нашего сопротивления посылке войск Япониею в Китай не оправдалась. Все, чинимые здесь препятствия для решения вопроса о столь необходимом общем командовании союзными отрядами привели лишь, по инициативе России и без предварительного участия Англии, к соглашению о назначении графа Вальдерзэ. Значение этого замечательного шага императорского правительства не могло не быть оценено здесь: он позволяет России не быть во главе врагов Китая, оставляет ей большую свободу действий в будущем, подчеркивает общность в настоящем вопросе наших действий с Германией и крайне затруднит попытки англичан расстроить согласие континентальных держав, при решении дальнейшей судьбы Китая. Известие о совершившемся факте произвело здесь громадное впечатление; все были поражены; затем стали сожалеть, что не предупредили России и не предложили того же Германии, но было поздно, и лорду Сольсбери не оставалось ничего иного, как присоединиться к решению прочих правительств, что, как вчера мне сообщил сэр Томас Сандерсон, он уже сделал.

На юге англичане имеют более определенные цели. Они интересуются до некоторой степени участью своей миссии в Пекине, но главные задачи, ими преследуемые, сосредоточены в долине Ян-цзы. На нее здесь, повидимому, смотрят, как на местность, где Англия будет искать компенсаций, в ответ на меры, которые Россия сочтет необходимым принять для обеспечения своей железной дороги в Манчжурии. Желая создать себе особые права в этой долине, англичане предъявляют в ней притязания на роль не только руководящую, но и исключающую участие всех других держав. Но и здесь они не близки к намеченной цели: Германия с чрезвычайной подозрительностью следит за их действиями, и легко может случиться, что их замыслы поведут лишь к полному соглашению по делам Дальнего Востока между Россиею, Германиею и Франциею, подобно тому, как было в 1895 году.

В Англии, как кажется, начинают сознавать опасность открыто недружелюбного действия по отношению к России в китайских событиях. Кроме чрезвычайной любезности в личных сношениях, некоторым указанием на это служит и исключительная предупредительность, с которою лорд Сольсбери поспешил сделать китайскому посланнику [26] в Лондоне представления, одинаковые с сделанными вашим сиятельством в Петербурге.

Сэру Чарльсу Скотту[2] поручено сообщить текст этих представлений императорскому правительству. В них так же, как и ваше сиятельство, лорд Сольсбери признает нынешнее положение невыносимым и прибавляет, что если оно не изменится к лучшему, то и отношения Англии к Китаю могут принять иной характер, чем ныне. При сообщении мне содержания телеграммы сэру Ч. Скотту, я невольно обратил внимание на эту фразу, так как непосредственно перед этим - хотя, конечно, это могло быть случайным совпадением - сэр Томас выразил, что Англия признает необходимым, несмотря на ведение военных действий с регулярными китайскими войсками, поддерживать фикцию мира с пекинским правительством главным образом в виду того, что ее подданные разбросаны по всей стране и до объявления войны им надо дать время собраться в безопасные пункты. Ныне это уже большою частью сделано.


П. Лессар
[3].

[1] Министерство ин. дел.

[2] Великобританский посол в Петербурге.

[3] П. Лессар состоял в должности советника русского посольства в Лондоне, послом же был бар. Стааль.


Текст воспроизведен по изданию: Красный Архив. - М.-Л., 1926 № 01 (14). - C. 25-27.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."