Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы
Раздел I. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

1. Нам поручено рассмотреть создавшееся положение и рекомендовать необходимые меры для выполнения предложения президента Соединенных штатов об отсрочке платежей по междуправительственным [58] долгам на один год, считая с 1 июля 1931 г. по 30 июня 1932 г.

2. Предложение президента Гувера было принято в принципе правительствами Австрии, Германии, Бельгии, Болгарии, Французской республики, Венгрии, Италии, Японии, Португалии, Польши, Румынии, Чехо-Словакии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Канады, Австралии, Индии, а в отношении долгов на восстановление - правительствами Норвегии, Голландии, Швеции и Швейцарии. Позиция Греции и Югославии будет изложена в нашем докладе.


Раздел II.
ГЕРМАНСКИЕ РЕПАРАЦИИ И МЕЖДУСОЮЗНИЧЕСКИЕ ВОЕННЫЕ ДОЛГИ

3. Мы будем говорить сначала о мерах осуществления предложения президента Гувера в связи с германскими аннуитетами, уплачиваемыми по плану Юнга, и военными междусоюзническими долгами, причитающимися правительствам Соединенных штатов, Соединенного королевства, Франции и Италии, причем названные платежи являются наиболее важными как то суммам, так и по своему экономическому воздействию на народную жизнь. Наши предложения, относящиеся к междусоюзническим долгам иного рода, изложены в разделах III и IV.

4.  М е т о д  у п л а т ы.  По поводу методов уплаты репарационных германских платежей и военных долгов, отсроченных по плану Гувера, некоторые правительства считали, что с финансовой и административной точки зрения было бы предпочтительнее перенести платежи 1931/32 г. на 1932/33 г., платежи 1932/33 г. на 1933/34 г. и т. д. по всей шкале аннуитетов.

Однако франко-американское соглашение в июле 1931 г. предусматривало иной метод уплаты, и ввиду важности скорейшего заключения договора правительства, не причастные к франко-американскому соглашению, согласились принять установленный в нем метод уплаты, убедившись, что ни одно правительство-кредитор не рискует при этом лишиться своих прав по отношению к другому правительству, точно так же являющемуся кредитором.

Ввиду этого мы, с указанными ниже оговорками относительно безусловной части аннуитетов, а также военных междусоюзнических долгов, причитающихся Франции, Италии и Соединенному королевству и приостановленных платежом в течение «года Гувера», рекомендуем нижеследующее: платежи, установленные планом Юнга, погашаются с 1 июля 1933 г. равными долями в течение 10 лет как в отношении капитального долга, так и процентов в размерах, не превышающих 3%, с 1 июля 1933 г.

Мы формулируем это предложение, полагая, что аналогичная система будет приемлема и для правительства Соединенных штатов при окончательном обсуждении им вопроса о кредиторских претензиях названного правительства. Ежегодные репарационные аннуитеты, равно как и такие же платежи по займам О-ва Имперской железной дороги, являются обязательствами безусловными, не подлежащими отсрочке. Германское правительство указало, [59] что, соглашаясь на это предложение, оно не имело в виду выразить какое-либо мнение о будущей платежеспособности Германии, - вопросе особом, не входящим в компетенцию комитета.

5.  П л а т е ж и  п р о ц е н т о в  п о  з а й м а м  Д а у э с а  и  Ю н г а.  Платежи, необходимые для взноса процентов по внешнему займу 1924 г. и по международному 5 1/2-процентному займу германского правительства 1930 г., вносятся без изменений.

6.  Б е з у с л о в н а я  ч а с т ь  а н н у и т е т а.  Обменявшись мнениями, мы согласились на том, что в соответствии с постановлениями франко-американского соглашения платежи по безусловной части аннуитета вносятся попрежнему, причем сумма названных платежей немедленно передается в качестве ссуды Обществу германских железных дорог.

Подробности наших предложений в части, касающейся уплаты безусловной части аннуитета и передачи внесенных сумм Обществу германских железных дорог, а также в отношении репарационного налога, уплачиваемого Обществом, изложены в приложении 1-м к проекту протокола, прилагаемого к настоящему докладу.

Как указано в названном документе, считается установленным, что означенное постановление ни в чем не нарушает прав правительств-кредиторов в том виде, как они вытекают из обязательств, принятых на себя по плану Юнга германским правительством и О-вом Имперской железной дороги, в частности не меняют характера добавочной гарантии, каковой является репарационный налог, уплачиваемый Имперской железной дорогой по отношению к общей сумме аннуитета по плану Юнга.

7.  У с л о в н а я  ч а с т ь  а н н у и т е т а.  Мы предлагаем установить, что аннуитеты, погашаемые в течение 10 лет, начиная с 1 июля 1933 г., вносились бы ежемесячно, равными частями, 15-го числа каждого месяца, начиная с 15 июля 1933 г. и кончая 15 июня 1943 г. Исходя из этого, мы согласны считать, что каждый ежегодный платеж по условной часта аннуитета должен быть установлен в сумме 117 831 тыс. марок, из расчета 3%, согласно предложениям, изложенным в разделе IV.

8. Предложения президента Гувера представляют некоторые практические трудности, поскольку они применяются к поставкам натурой. Способы устранения этих трудностей изложены в приложении 2-м к проекту протокола, приложенному ;к настоящему докладу.

Мы считаем, что порядок применения рекомендуемых нами принципов должен устанавливаться комиссарами по натуральным поставкам в форме, предусмотренной ст. 19 Положения о натуральных поставках.

9.  Б е л ь г и я.  Бельгийское правительство, всецело присоединяясь к предложению президента Гувера, вынуждено оговорить платежи, вносимые Германией на основании германо-бельгийского соглашения 13 июля 1929 г. Между германским и бельгийским правительствами имеется по этому пункту договоренность (Докл. IV). [60]

10.  Г р е ц и я.  Греческое правительство готово согласиться на приостановку германских платежей. Однако в отношении платежей Болгарии имеются затруднения, изложенные ниже в § 15.

11.  Ю г о с л а в и я.  Правительство Югославии указало нам, что приостановка репарационных поступлений влечет за собою как для бюджета югославского правительства, так и для Национального банка Югославии в отношении его валютных ресурсов жертву, пропорционально более тяжкую, чем это имеет место для других правительств-кредиторов. Мы тщательно рассмотрели заявление югославских представителей и вполне оцениваем силу приведенных ими аргументов. В частности мы убеждены, что если бы для валютного положения Национального банка Югославии возникла серьезная угроза, то главнейшие центральные банки и Банк международных расчетов, согласно их обычной практике, рассмотрели бы ситуацию с намерением оказать Национальному банку Югославии всевозможное содействие. Мы учитываем тот факт, что Банк международных расчетов изучает в настоящее время условия предоставления известных кредитов Национальному банку Югославии. Мы считаем однако, что решение всякого вопроса этого порядка должно исходить от заинтересованных центральных банков самостоятельно и под их ответственностью.

12.  П р о ц е д у р а.  Мы считаем, что отсрочка платежей по плану Юнга должна быть установлена протоколом, вступающим в действие по ратификации и имеющим обратную силу на 1 июля 1931 г. Проект прилагается (Докл. II). Мы считаем возможном, что соглашения об отсрочке, платежей по междусоюзническим долгам в течение «года Гувера» должны заключаться между правительствами - кредиторами и должниками в каждом случае отдельно.

Мы предлагаем немедленно ввести в силу как временную меру постановления проекта протокола, а равно и другие подобные постановления, которые должны быть приняты по отношению к междусоюзническим долгам, и дать Банку международных расчетов, в меру его заинтересованности, общую инструкцию в соответствии с прилагаемым проектом (Докл. III). Германское правительство согласилось с проектом и сообщит об этом Банку международных расчетов.


Раздел III.
НЕГЕРМАНСКИЕ ПЛАТЕЖИ

13.  Ф о н д ы  А и Б. Мы все согласны в том, что крайне желательно продолжать взнос платежей в эти фонды в течение «года Гувера». Мы не высказываемся по юридическому вопросу, являются ли эти платежи междуправительственными. Наше предложение основано на соображениях целесообразности, в частности на нежелательности подвергать риску удачное функционирование соглашений, заключенных после длительных и трудных переговоров, причем в данном случае размер денежных сумм имеет только относительное значение.

Французское, итальянское, румынское, великобританское, че-хо-словацкое и югославское правительства принципиально готовы [61] продолжать взнос следуемых с них платежей в течение «года Гувера».

Венгерское правительство сообщило нам о своей готовности принять наше мнение, что платежи, следуемые с Венгрии на основания соглашения I, подписанного в Париже 28 апреля 1930 г. поскольку они фактически поступают в фонд А, должны вноситься без перерыва. Оно обусловливает свое согласие оговоркой, что финансовая конструкция фонда будет сохранена всецело в том виде, как она установлена соглашениями II и III 28 апреля 1930 г., подписанными в Париже, и что все предусмотренные в названных соглашениях платежи будут надлежащим образом обеспечены.

Мы сообщили болгарскому правительству, что, по нашему мнению, болгарские платежи, поступившие фактически в фонд А, должны вноситься и в дальнейшем без перерыва ради охраны интересов фондов. До сих пор ответа от болгарского правительства не поступало.

14.  В е н г р и я.  Мы признаем с оговорками, указанными выше, что платежи, причитающиеся с Венгрии, должны на основании предложения президента Гувера быть отсрочены на один год - с 1 июля 1931 по 30 июня 1932 г., - и мы рекомендуем производить их на основах, предложенных нами для взносов условной части аннуитетов и междусоюзнических долгов.

15.  Б о л г а р и я.  Мы признаем с оговорками, изложенными в § 13 относительно фонда А, что платежи Болгарии точно так же следовало бы отсрочить на условиях, тождественных с изложенными в предыдущем параграфе. Однако мы должны указать, что до заключения на этот предмет соглашения необходимо устранить трудности, возникшие по вопросу о задолженности, вытекающей из соглашения Кафандарис-Моллов. Названный долг представляет собой дебиторское сальдо в пользу болгарского правительства, причитающееся ему от Греции и вытекающее из сальдо по счету имуществ, оставленных болгарскими беженцами в Греции и греческими - в Болгарии. По этой статье эллинское правительство должно будет уплатить болгарскому в течение «года Гувера» около 190 тыс. фунтов.

Болгарское правительство продолжает держаться того взгляда, что названные платежи являются частноправовыми обязательствами, что они предназначены для частных владельцев облигаций и что соглашение, в силу которого правительство, выступавшее как посредник, обеспечивает частную уплату, не должно изменять их основной характер частного долга.

Эллинское правительство утверждает, что это долг междуправительственный по той причине, что он причитается и уплачивается одним правительством другому, что в существующем соглашении нигде не сказано, что подлежащие платежи предназначаются на погашение облигаций, находящихся во владении частных лиц, и что наконец в руках болгарских эмигрантов не имеется ни одного обязательства, в котором было бы указано, что должником является эллинское правительство.

Помимо того греческое правительство утверждает, что применение [62] предложения президента Гувера к негерманским репарационным платежам поставит его в трудное положение, так как из общей суммы этих платежей Греция получает 76,73%, а потому греческое правительство считает недопустимым приостановку болгарских платежей Греции, если греческие платежи Болгарии будут продолжаться без перерыва.

Мы не считаем себя компетентными разрешить этот спор. Здесь, как и во всех случаях сомнений в междуправительственном характере долга, вопрос должен, по нашему мнению, разрешаться непосредственными переговорами заинтересованных правительств.

Вместе с тем мы считаем себя обязанными решительно настаивать на чрезвычайной желательности какого-нибудь практического соглашения по названному вопросу, и мы надеемся, что болгарское и греческое правительства поведут переговоры в духе максимальной сговорчивости, дабы этот результат оказался возможным.


Раздел IV.
ДОЛГИ «RELIEF», ДОЛГИ ПО ЗАЙМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ДРУГИЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДОЛГИ, ПРИЧИТАЮЩИЕСЯ ЕВРОПЕЙСКИМ ДЕРЖАВАМ

16. В отношении этих долгов существуют несколько иные практические соображения, в противоположность военным и репарационным долгам. Суммы этих долгов во многих случаях незначительны, и период платежей обычно не длителен.

Нам однако сообщено, что правительства, представленные в Международном комитете по кредитам «relief», решили в принципе приостановить в течение «года Гувера» платежи, полагающиеся на основании бонов «de relief» на началах, установленных для междуправительственных долгов.

За правительство Германской империи в части, касающейся разделов I и II: граф Шверин фон-Крозигк. За правительство его величества короля бельгийского: Гутт. За правительство Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии: Ф. В. Лейт-Росс. За правительство Французской республики: Л. Эскарье. За правительство его величества короля Италии: Л. Ланино. За правительство его величества императора Японии: С. Курияма.


Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 58 - 63.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."