Господин президент!
Несчастие германского народа приняло такие размеры, что вынуждает меня на это необычайное обращение к вам. Германский народ пережил несказанно тяжелые годы, и в минувшую зиму положение достигло максимальной остроты. Когда ожидавшееся весной оживление экономической деятельности не наступило, я в силу прав, предоставленные мне Имперской конституцией, принял исключительные .меры в целях гарантии выполнения главнейших обязательств государства и обеспечения существования безработного населения. Названные мероприятия глубоко затрагивают экономическую и социальную жизнь, налагая самые тяжкие жертвы на все классы населения.
Все возможности улучшить положение мерами исключительно внутреннего порядка без облегчений извне нами исчерпаны.
Экономический кризис, от которого страдает весь мир, с особой суровостью обрушился на германский народ, лишившийся своих резервов в результате войны.
События последних дней, показывают, что весь мир не верит в возможность Германии работать под гнетом бремени, возложенного на нее в настоящее время. Крупные кредиты, предоставленные нам за границей, были у нас отняты. За последние дни Рейхсбанк должен был отдать за границу треть своих резервов в золоте и в девизах. Этот ряд новых фактов неизбежно ведет к новому и чувствительному сжатию нашей экономической жизни, а также к росту безработицы, захватывающей ныне свыше одной трети рабочего и промышленного населения.
Мужество, воля к труду и дисциплина германского народа ручаются за необходимость оказать ему доверие при выполнении им тяжких и бесспорных обязательств, возникших из частных [45] долгов и из займов. Однако для сохранения стойкости Германии, равно как и для сохранения доверия мира в мощь ее трудовой энергии, ей необходимо безотлагательное облегчение.
Облегчение это должно быть дано немедленно, если не желать ужасающей катастрофы, которая обрушится на нас и на других. Надо сохранить германскому народу возможность работать в сносных жизненных условиях. Благодетельное воздействие этого облегчения на общий кризис будет способствовать во всех странах подъему их материальной и духовной жизни. Положение других стран должно точно так же улучшиться, а тем самым существенно уменьшится опасность, созданная для Германии внешними и внутренними осложнениями, вызванными нищетой и безнадежностью.
Вы, господин президент, как представитель великого американского народа, можете во имя блага германского народа и всего мира взять на себя инициативу, которая должна немедленно изменить грозное ныне положение.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 45 - 46.