Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
...Прогрессивный налог - переходное мероприятие. Противники этого налога обвиняют его в уничтожении единственного источника человеческой деятельности - в уничтожении надежды и возможности приобретения. Приобретать что? Средства эксплуатировать другого.
Цель всякой деятельности - счастье. Но что такое счастье? Каждый дает ему свое определение, и перечень их был бы длинным. Часто говорят, что счастье заключается в удовлетворении своих потребностей. Опять туманное слово. Какие потребности? Здесь открывается безграничное поле. Есть потребности физические и потребности моральные. В физическом отношении желаемой вещью, по преимуществу, является здоровье для себя и своих близких. Но это невозможно без материального благополучия. А благополучие в общем создается лишь умеренностью.Вовсе нет необходимости, и даже не полезно, быть императором для того, чтобы хорошо [278] себя чувствовать и иметь хороших и крепких детей.
Богатство и власть не являются, следовательно, предметами первой необходимости, но это не мешает им, и в особенности богатству, быть предметом всех вожделений, движущей силой почти всех человеческих действий.
Почему? Потому что люди боятся рабства и нищеты. Общество состоит из богатых и бедных, из сильных и слабых, эксплуататоров и эксплуатируемых. Надо выбирать между этими двумя категориями. Кто же может колебаться? Уничтожить обе категории - вот что означает истинный прогресс, к которому надо стремиться.
Причиной неравенства служит жадность, порок мозга, а не касты. Кровопийцы созданы природой при помощи социального порядка. Убить их? Бессильная жестокость! Они возродятся на другой день, даже в тот же день. Ультрареволюционный рабочий, как только становится богатым, часто проявляет себя самым жестоким хозяином, самым свирепым консерватором. Пролетариям нечего об этом рассказывать. Они слишком хорошо знакомы с этим явлением.
Скупщики национальных имуществ, которые до 1830 г. были из страха перед реставрацией якобинцами, стали пособниками церкви и полиции, как только оказались в безопасности. Принятые, наконец, в семью тех, кто владеет собственностью, они превратились в настоящих бульдогов по отношению к тем, [279] кто не владеет ею. Они или их наследники становятся наиболее крепкими столпами реакции. Увы! Люди поднимаются наверх лишь для того, чтобы убрать за собой лестницу.
Зло кроется в жадности, исцелить его можно, только вырвав его с корнем. Если бы еще все люди были вампирами! Не будучи в состоянии пожрать друг друга, они не давали бы друг другу хода. Но вампиры составляют немногочисленную группу, большинство же людей служит им кормом. Невесело!
Вопрос состоит в том, чтобы прежде всего оградить массы от этих пожирателей. Они постепенно исчезнут вследствие изменений в мозгу, зависящих в сильной степени от социальной среды.
В общем люди стремятся к богатству и гонятся за ним из страха перед нищетой и из честолюбия, т. е. для удовлетворения потребности физической и потребности моральной. Богатство не есть необходимость, оно большей частью гибельно для здоровья, являющегося основным элементом благополучия человека. Человеку достаточно иметь уверенность в возможности для себя и своих близких прожить без лишений.
Когда богатство не будет единственным средством избегнуть бедности, когда в то же время оно перестанет служить единственным средством удовлетворения самолюбия, деятельность человека направится к другим целям, например к знанию и к уважению, которое связано с ним. Искусство, литература, [280] наука станут целью честолюбия. Так как эти отличия не будут даровать привилегий в виде денег или власти, они не будут представлять собой опасности или угрозы.
Но как можно сначала ограничить, а затем обезвредить и уничтожить жадность, эту смертоносную чуму, мало известную в высших интеллектуальных сферах и, наоборот, столь живучую в подонках мира промышленности, финансов и торговли? Уничтожением нищеты и невежества.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Откуда начать? Кто из этих двух гарпий мать, кто дочь? Изучение прошлого, наблюдения как будто говорят о том, что первопричиной является невежество. Это тем не менее опасное заключение, оно может послужить предлогом к отсрочке разрешения социальных вопросов, подобно тому, как оно долго служило предлогом для откладывания эмансипации негров до греческих календ. Наступление должно быть предпринято и должно быть проведено одновременно против обоих этих бастионов зла.
1867.
Текст воспроизведен по изданию: Бланки Луи Огюст - Избранные произведения. - М., 1952. - С. 278 - 281.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!