Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
БЕБЕЛЬ АВГУСТ: Если... кто-либо и почувствует потребность в религии, то пусть он ее удовлетворяет вместе с себе подобными; обществу до этого нет никакого дела... Нравственность и мораль могут обойтись без религии; противоположное утверждают только простаки или лицемеры... В средние века человек оценивался в зависимости от своей родословной, в наше время решающее значение имеет его богатство, в будущем человек имеет цену уже потому, что он человек. И это будущее принадлежит социализму
То же, что с государством, произойдет и с религией: она не будет «отменена», бог не будет «свергнут» и у людей не будут «вырывать из сердца религию» и т. д., как на разные лады обвиняют теперь атеистически настроенных социал-демократов. Подобные нелепости можно предоставить буржуазным идеологам, которые во время французской революции пытались прибегнуть к подобным средствам и, естественно, потерпели жалкое фиаско.
Без насильственных нападений и без подавления мнений какого бы они ни были рода, религиозные организации, а вместе с ними и церковь, постепенно исчезнут.
Религия есть трансцендентальное отражение данного общественного строя. По мере того, как прогрессирует человеческое развитие и преобразуется общество, преобразуется и религия. Она есть, по выражению Маркса, то стремление народа к призрачному счастью, которое вытекает из общественного строя, нуждающегося в иллюзии[1], но она исчезнет, как только массы познают действительное счастье и возможность его осуществления. Господствующие классы стремятся ради собственного интереса затруднить познание, и поэтому они пытаются сохранить религию как средство господства, как это выражено особенно ясно в пресловутом изречении: «Нужно сохранить религию для народа». Забота об этом в обществе, покоящемся на классовом господстве, является важной правительственной функцией. Образуется особая каста, берущая на себя эту функцию и изощряющая свой ум на том, чтобы поддержать и расширить здание религии, так как вместе с этим растет ее собственное могущество и ее авторитет. [37]
Являясь вначале, на самой низшей ступени культуры, среди примитивных общественных условий, фетишизмом, религия становится на более высокой ступени развития политеизмом и, наконец, с дальнейшим развитием культуры - монотеизмом. Не боги создали людей, а, наоборот, люди создают себе богов. «По своему образу и подобию он (человек) создал его бога», а не наоборот. Но и монотеизм уже растворился во всеобъемлющем, всепроникающем пантеизме и все более улетучивается.
Естественные науки превратили в миф учение о сотворении мира в 6 дней. Астрономия, математика и физика делают небо производным воздуха. Звезды небесного свода, на которых восседают ангелы, превращаются в неподвижные звезды и планеты, природа которых исключает всякую ангельскую жизнь.
Господствующий класс, сознавая угрожающую его существованию опасность, хватается за религию, как за опору всякого авторитета. Так поступал до сих пор всякий господствующий класс[2]. Буржуазия сама не верует ни во что, она всем своим развитием, всей вышедшей из ее среды современной наукой разрушила веру в религию и всякий авторитет. Она притворяется верующей, и церковь принимает поддержку этой фальшивой подруги, так как она сама нуждается в поддержке. «Религия нужна народу». [38]
Новое общество не знает никаких посторонних соображений. Его девиз - человеческий прогресс и подлинная наука. Если тогда кто-либо и почувствует потребность в религии, то пусть он ее удовлетворяет вместе с себе подобными; обществу до этого нет никакого дела. Для того, чтобы жить, священник должен работать, и так как он при этом также многому научится, то для него наступит время, когда он поймет, что высшая задача жизни - быть человеком.
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, изд. 2, стр. 415.
[2] Как об этом думали уже древние, показывают следующие слова Аристотеля: «Тиран (так назывался самодержец в древней Греции) должен притворяться, будто он чрезвычайно дорожит религией. Подданные меньше опасаются беззакония со стороны властелина, если они его считают богобоязненным и благочестивым, а с другой стороны, они не так легко решаются восстать против него, если они полагают, что ему обеспечена помощь богов». Аристотель. «Политика».
«Государь должен обладать добрыми человеческими качествами, лучше сказать, он должен притворяться, что обладает ими: в особенности он должен притворяться крайне набожным, крайне религиозным. Не беда, если другие поймут, что он притворяется, — им ведь придется молчать, так как его защищает закон об оскорблении величества. Благодаря же этой защите он может обнаруживать также противоположные качества, когда этого требует его выгода, и так как он показал свою богобоязненность во многих случаях, когда это ему ничего не стоило, то широкая масса подданных неизменно будет его считать почтенным человеком даже и тогда, когда он будет поступать против совести и против религии. Главное, государь должен быть богомольным и усердно выполнять церковные обряды». Мак-киавелли в своем знаменитом сочинении «Государь», 18 глава. М. родился в 1469 году во Флоренции.
[3] См. К. Каутский, Ethik und materialistische Geschichtsauffassung, Stuttgart, 1905 (К. Каутский, Этика и материалистическое понимание истории, М., 1922).
[4] Когда современному буржуа трудно подыскать доводы в оправдание какого-нибудь дурного поступка, то он в 999 случаях из тысячи ссылается на «нравственность».
Текст воспроизведен по изданию: Бебель А. - Будущее религии // Христианство и социализм - М., 1959. - С. 37 - 39.
Комментарии |
|