Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

Герхарт Гауптман

Гауптман Герхарт (1862 - 1946) - немецкий писатель и драматург. Нобелевский лауреат 1912 г. по литературе. Стал создателем проблемной драмы. В его пьесе "Ткачи" сочетались принципы натурализма и реализма.


А "Ткачи" Гауптмана - это действительно крупное произведение. Драматург волен брать сюжет своего произведения [351] там, где он его находит, и Гауптман, разумеется, не думал скрывать, что он обращается к Вольфу, когда в своем посвящении отцу назвал семейные предания - он был внуком силезского ткача - "источником зарождения этой драмы". Но еще больше, чем замечательный талант, радует в Гауптмане его честное критическое отношение к самому себе. Не прошло и четырех лет с тех пор, как "гениальные" критики вовсю расхвалили его первую драму, "Перед восходом солнца", не блестящую в художественном отношении и явно неудачную в социальном, - и такая дешевая реклама могла вскружить голову начинающему писателю. Но Гауптман спокойно шел своим путем, и если менее чем черех три года после этого он стал черпать из живого родника - подлинного социализма, то нам остается только воздать ему за это хвалу.

Из нашего краткого изложения, имеющего определенную направленность, не видно, конечно, сколько мастерства и смелости проявил писатель, обрабатывая в деталях свой сюжет. Перед ним стояла трудная задача избежать налета буржуазной романтики и верно передать исторические события; тем более отрадно, что автор успешно справился с этой задачей. Чтобы воплотить задуманный сюжет, Гауптману пришлось народные массы сделать движущей силой драмы, причем на фоне действия, которое медленно развивается от одной широкой эпизодической картины к другой, а не, как обычно, в нарастающем и ослабляющем движении вокруг главного центра.

Для этого ему пришлось порвать в известной степени с прежним сценическими традициями, и это его смелое дерзание в основном увенчалось успехом. В основном, ибо что касается частностей, то здесь можно с большим или меньшим основанием кое к чему придраться. Поскольку, однако, всякое новое начинание принято оценивать в целом, то нам остается только поздравить автора и пожелать ему больших успехов.

Ни одно поэтическое произведение немецкого натурализма даже в отдаленной степени не может сравниться с "Ткачями"; именно они показали полную несостоятельность натуралистической многоречивости в драме. "Ткачи" решительно не имеют ничего общего с той "гениальной" мазней, которая готова с фотографической точностью изображать любые пошлые и грубые стороны жизни и видит в этом невесть какую заслугу. В "Ткачях"[352] бьет ключом подлинная жизнь, потому что они - плод усердных трудов и тонкого понимания искусства. Как тщательно нужно было все взвесить и согласовать, чтобы внести драматическое напряжение в пеструю мозаику жанровых сцен! Каких раздумий стоила автору эта широкая галерея образов ткачей, большей частью превосходных, а подчас просто бесподобных, чтобы сообщить им подлинный драматизм. Гауптману прекрасно известно, что в наши дни больше чем когда-либо усердие едва ли не важнейшая сторона дарования.


Текст воспроизведен по изданию: Меринг Ф. Избр. труды по эстетике: В 2 т. - М., 1985. - Т.2 - С. 351 - 353.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."