Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
БЮЛОВ: "Самым важным отличием Франц-Иосифа от Вильгельма II было то, что глава двуединой монархии был совершенно лишен фантазии, которой природа слишком щедро наградила германского императора"
Франц-Иосиф I (1830 - 1916) - император Австрии (1848 - 1916) и король Венгрии (1867 - 1916); в течение всего правления стремился по возможности сохранить сначала абсолютистскую, а затем полуабсолютисткую и бюрократическую политическую структуру государства.
Самым важным отличием Франца-Иосифа от Вильгельма II было то, что глава двуединой монархии был совершенно лишен фантазии, которой природа слишком щедро наградила германского императора. В силу этого Франц-Иосиф был не в состоянии постигнуть современные течения, идеалы, заветные мысли, не говоря уже о том, что он не умел мудро использовать их в интересах государства. Франц-Иосиф часто неправильно понимал современность, ему не хватало также интуиции для прогноза будущего. Вильгельм II часто, к сожалению очень часто и очень сильно, ошибался, но он обладал способностью предвидеть перспективы будущего, обладал душой. Если Вильгельм II временами бывал чересчур восторженным, то Франц-Иосиф был слишком уравновешен. Может быть это будет слишком резко, если я скажу, что он был совершенно бесчувственен, но он делился своими чувствами только с самыми близкими ему людьми. Вряди ли ему удавалось в личной беседе с глазу на глаз убедить какого-нибудь противника, превратить его из врага в друга, очаровать какого-нибудь политика. Франц-Иосиф не был ловцом человеческий душ, тогда как Вильгельм II своей личной привлекательностью неоднократно перетягивал на свою сторону людей, которые приходили к нему серьезно настроенные против его идей и планов. В противоположность своим австрийским, а особенно венским подданным Франц-Иосиф был лишен малейшей сентиментальной черты. Он стоически переносил испытания судьбы - и какие испытания! - личного и политического характера, но оставался также нечувствителен и к страданиям других; в лучшем случае Франц-Иосиф уделял им несколько совсем банальных слов. Вильгельм II был трогателен в своем участии к людям, которые ему были по душе. Франц-Иосиф никогда не терял самообладания при своих министрах, во всяком случае в более пожилом возрасте, но зато он и не проливал слез ни по одному из них, даже если они были у него на хорошем счету. Когда рейхсканцлер Гогенлоэ в 1895 г. мягко, но непреклонно потребовал удаления с поста министра внутренних дел Эрнста Матиаса фон Келлера, которого император очень любил, Вильгельм II страдал, чувствовал обиду, надолго оставившую след в его душе. Еще будучи кронпринцем, в период девяносто девяти дней, Вильгельм с огорчением воспринял отставку своего любимого друга министра Роберта Путткамера, происшедшую при молчаливом согласии [95] Бисмарка. Вильгельм живо выражал свои чувства по этому поводу. Франц-Иосиф также равнодушно отнесся к уходу друга своей юности Таафе, как и к отставке ненавистного ему "плохого австрийца" Гискра.
Текст воспроизведен по изданию: Бюлов. Б. Воспоминания. - М.; Л., 1935. С. 95-96.
Комментарии |
|