Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Интернационал был основан для того, чтобы заменить социалистические и полусоциалистические секты подлинной организацией рабочего класса для борьбы. Первоначальный Устав и Учредительный Манифест сразу же указывают на это. С другой стороны, Интернационал не смог бы упрочиться, если бы сектантство не было уже разбито ходом истории. Развитие социалистического сектантства и развитие подлинного рабочего движения всегда находятся в обратном отношении друг к другу. Секты имеют свое (историческое) оправдание, лишь пока рабочий класс еще не созрел для самостоятельного исторического движения. Как только он достигает такой зрелости, все секты становятся, в сущности, реакционными. Впрочем, в истории Интернационала повторилось то же самое, что всегда обнаруживается в истории. Устаревшее стремится восстановиться и упрочиться в рамках вновь возникших форм.
История Интернационала тоже была непрерывной борьбой Генерального Совета против сект и дилетантских опытов, которые стремились упрочиться внутри самого Интернационала вопреки подлинному движению рабочего класса. Борьба эта велась на конгрессах и в еще большей степени путем негласных переговоров Генерального Совета с отдельными секциями. [407]
Так как в Париже прудонисты (мютюэлисты) были в числе учредителей Товарищества, то естественно, что в первые годы они стояли там во главе движения. Впоследствии, конечно, там в противовес им образовались коллективистские, позитивистские и прочие группы.
В Германии - клика лассальянцев. Я сам в продолжение двух лет переписывался с пресловутым Швейцером и неопровержимо доказал ему, что лассальянская организация - чисто сектантская и, как таковая, враждебна той организации подлинного рабочего движения, к которой стремится Интернационал. Но у него было свое «основание» не понять этого.
В конце 1868 г. в Интернационал вступил русский Бакунин с целью создать внутри него, под своим собственным руководством, второй интернационал под названием «Альянс социалистической демократии»[1]. Он, человек без всяких теоретических знаний, претендовал на то, чтобы в этой особой корпорации представлять научную пропаганду Интернационала и сделать ее специальностью этого второго интернационала внутри Интернационала.
Его программой была поверхностно надерганная отовсюду мешанина - р а в е н с т в о к л а с с о в (!), отмена права наследования как исходная точка социального движения (сенсимонистский хлам), атеизм, предписываемый членам Интернационала как догма, и т. д., а в качестве главной догмы (по-прудонистски) - воздержание от участия в политическом движении.
Эти детские сказки встретили сочувственный прием (и до известной степени это продолжается и теперь) в Италии и Испании, где реальные предпосылки рабочего движения еще мало развиты, а также среди некоторых тщеславных, честолюбивых, пустых доктринеров в Романской Швейцарии и Бельгии...
Генеральному Совету приходилось годами бороться против этого заговора... Наконец, резолюциями конференции - 1, 2 и 3, IX, XVI и XVII - он нанес давно подготовлявшийся удар.
...Резолюции 1, 2, 3 и IX дают теперь Нью-йоркскому комитету законное оружие, чтобы покончить со всяким сектантством и дилетантскими группами и в случае надобности исключить их.
3) Нью-йоркский комитет хорошо сделает, если в официальном письме Генеральному Совету выразит полное согласие с резолюциями конференции.
Бакунин (которому, кроме того, резолюция XIV - об опубликовании в «Egalite» процесса Нечаева - угрожает лично, так как это разоблачит его гнусные поступки в России) пускает в ход все, что в его силах, чтобы с помощью оставшихся еще сообщников инсценировать протесты против конференции... [408]
...4) Относительно резолюций конференции следует заметить, что все издание было в моих руках и что я в первую очередь отправил их в Нью-Йорк (Зорге), как наиболее отдаленный пункт.
Если в прессе появились преждевременные - наполовину ложные - сведения о конференции, то виноват в этом один из делегатов конференции, относительно которого Генеральный Совет начал расследование...[2]
Относительно секций нужно вообще заметить следующее:
a) Согласно статье 7 Устава, секции, желающие оставаться самостоятельными, могут обращаться по вопросу о приеме непосредственно в Генеральный Совет. («Самостоятельному местному обществу не возбраняется входить в непосредственные сношения с Генеральным Советом».) Раздел II, статьи 4 и 5 Регламента: «Каждая новая секция или общество» (это относится к «самостоятельным местным обществам»), «желающие вступить в Интернационал, обязаны немедленно сообщить о своем присоединении непосредственно Генеральному Совету» (раздел II, статья 4), и «Генеральный Совет имеет право принимать новые секции или отказывать им в приеме и т. д.» (раздел II, статья 5).
b) Согласно статье 5 Регламента, Генеральный Совет должен, однако, выслушать предварительно по вопросу о приеме мнение федеральных советов или комитетов и т. п.
c) Согласно решению конференции (см. раздел V, статья 3 Регламента), секции, присваивающие себе сектантские названия и т. д. или (раздел V, статья 2) неконституирующиеся как секции Международного Товарищества Рабочих, вообще не будут приниматься.
Содержание этого письма, пожалуйста, сообщите той немецкой секции, которую Вы представляете, и используйте его для руководства, но не для опубликования.
Привет и братство.
Карл Маркс
..Nota bene: О политическом движении:
Политическое движение рабочего класса, разумеется, имеет своей конечной целью завоевание им для себя политической власти, а для этого, конечно, необходима предварительная организация рабочего класса, достигшая известной степени развития и вырастающая из самой экономической борьбы.
С другой же стороны, всякое движение, в котором рабочий класс противостоит как класс господствующим классам и стремится победить их путем давления извне, есть политическое движение. Так, например, стремление с помощью стачек и т. п. принудить отдельных капиталистов на какой-либо отдельной фабрике или даже в какой-либо отдельной отрасли промышленности [409] ограничить рабочее время есть чисто экономическое движение; наоборот, движение, имеющее целью заставить издать закон о восьмичасовом рабочем дне и т. д., есть политическое движение. И, таким образом, из разрозненных экономических движений рабочих повсеместно вырастает политическое движение, то есть движение класса, стремящегося осуществить свои интересы в общей форме, то есть в форме, имеющей принудительную силу для всего общества. Если эти движения предполагают некоторую предварительную организацию, то они, со своей стороны, в такой же степени являются и средством развития этой организации.
[1] Альянс социалистической демократии. Центральная секция - бакунистская организация в Женеве, фактически являвшаяся руководителем международного анархистского общества, носившего то же название и тайно действовавшего внутри Интернационала (см. примеч. 66). В апреле 1870 г. женевский Альянс, проповедовавший основную догму бакунистов - отказ рабочих от политической деятельности, неудачно пытался овладеть руководством Романской федерации и спровоцировал раскол ее съезда. Поскольку Альянс продолжал дезорганизаторскую деятельность, Генеральный Совет передал этот вопрос на обсуждение конференции. Опасаясь разоблачения, члены Альянса, по совету Робена, заявили о самороспуске, но тут же восстановили свою организацию под именем «секции атеистов» и обратились в начале сентября с заявлением о приеме в Товарищество. В этом им было отказано на основании резолюции конференции II, пункт.
Неудачей кончилась и попытка Альянса вступить в Интернационал под видом «секции пропаганды и революционного социалистического действия».
[2] 2 октября 1871 г. эдинбургская газета «Scotsman» напечатала статью «Конференция в Лондоне», содержащую довольно подробный отчет о ходе ее работы. В статье сообщалось о предложениях Генерального Совета, обсуждавшихся на конференции, о дискуссиях, о принятых постановлениях. Сообщались и некоторые решения, по поводу которых имелась договоренность не публиковать их вообще или до официального издания всех резолюций Лондопской конференции. Все это свидетельствовало о том, что автор статьи, безусловно, являлся делегатом конференции.
Во время обсуждения в Генеральном Совете Эккариус признал, что оп написал аналогичную статью для нью-йоркской газеты «World». Очевидно, что он передал ее и редакции «Scotsman», которая подвергла полученный материал значительной обработке, дополнив его рядом измышлений и нелепых утверждений. Это относилось к заявлению о «превосходном» финансовом положении Интернационала, о его тайном характере и о том, что Международное Товарищество Рабочих до последнего времени якобы стояло на позициях воздержания от участия в политике и только теперь решено «впредь» заниматься политикой и т. п.
Статья из «Scotsman» была перепечатана буржуазными газетами в Англии, Австрии, Германии, Франции, причем редакции в своих комментариях, в свою очередь, фальсифицировали историю Интернационала. Таким образом читатели впервые узнали о Лондонской конференции из весьма тенденциозных сообщений буржуазной прессы. См. также письмо Ф. Энгельса В. Либкнехту от 27-28 мая 1872 г.
[3] Буржуазная революция 4 сентября 1870 г.
Текст воспроизведен по изданию: Лондонская Конференция Первого Интернационала 17 - 23 сентября 1871 г.: Протоколы и документы. - М., 1988. С. 407 - 410.
Комментарии |
|