главный раздел - Статьи |
Для решенiя1 вопроса: по какому образцу строились первыя деревянныя церкви на Руси? – необходимо сперва изследовать какъ состоянiе плотничества въ IX и X векахъ, такъ и влiянiе самаго матерiала на архитектуру деревянныхъ построекъ.
Когда ремесла и художества, въ древнейшiя времена, находились еще на самой низкой степени развiтия, тогда не существовало спецiальных мастеровъ для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкiй работникъ старался самъ исполнить все, что только могъ сделать. Онъ строилъ дом, выдалбливалъ дерево на лодку, украшалъ седалища резьбою, или ваялъ какiе-нибудь истуканы. Такое младенческое состоянiе ремеслъ и художествъ на Руси не есть бездоказательный выводъ изъ простыхъ соображенiй, а вполне подтверждается отсутствiемъ въ самомъ языке особыхъ наименованiй для отдельныхъ отраслей искусств. Подъ словомъ «плотничество» понимались самыя разнородныя работы. Такъ изъ летописи видно, что слово «плотничество» означало не только ремесло простаго плотника или строителя судовъ, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваянiе. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшiеся такими работами, именовались, без различiя, плотниками или древодплателями.
Обширный кругъ деятельности плотниковъ прямо обусловливался обилiемъ леснаго матерiала. Многочисленные леса, покрывавшiе древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать въ недрахъ земли другой более удобный матерiалъ для построекъ. Леса находились везде, и иногда въ такомъ количестве, что необходимо было ихъ срубать, чтобы очистить просторныя места для поселенiй. Только подобною рукою лесовъ поселенцы могли прокладывать себе путь къ дальнейшимъ выселкамъ, и не смотря на это остававшiеся леса были еще до такой степени непроходимы, что часто препятствовали сообщенiю между поселенiями. При такихъ обширныхъ лесистыхъ пространствахъ, одне необходимыя рубки доставляли уже столько строительнаго матерiала, что первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и въ особенности на постройки. Въ этомъ отношенiи Русь не составляла особаго исключенiя изъ другихъ северныхъ странъ, и подобно имъ стала по преимуществу развивать архитектуру деревянныхъ построекъ. [1]
Для насъ въ особенности любопытно изследовать развитiе церковной архитектуры, как первой отрасли, въ которой выказались начатки народного стиля. Но чтобы заметить эти начатки и проследить ихъ развитiе, не следует упускать изъ виду малейшихъ подробностей, занесенныхъ въ наши летописи, темъ более еще, что вообще наши летописи не изобилуютъ сведенiями о деревянныхъ постройкахъ. Сверхъ того, самые памятники, по качеству своего матерiала, давно уже погибшiе отъ времени, не могутъ пополнить и разъяснить сведенiя, внесенныя въ летописи. Краткость этихъ сведенiй доходитъ даже до того, что летописецъ часто забываетъ указать на самый матерiалъ, изъ котораго выстроена церковь; но, къ счастiю, эта недомолвка можетъ быть разъяснена филологически.
Летописецъ постоянно употребляетъ два различные глагола, чтобы означить сделаны-ли постройки изъ камня или изъ дерева. Для деревянныхъ построекъ или церквей онъ всегда употребляетъ слово постави;тогда какъ для каменыхъ зданiй онъ употребляетъ глаголы: созда или заложи. Сличенiе всехъ древнейшихъ списковъ нашихъ летописей вполне подтверждаетъ строгую отчетливость летописца при употребленiи выраженiй: постави, созда или заложи. Тоже самое различiе въ употребленiи этихъ глаголовъ замечается и у другихъ славянскихъ народовъ. Напримеръ, въ Моравiи на деревянной церкви въ Тихаве находится надпись XVI века, съ обозначенiемъ именъ строителя церкви и бурмистра, при которомъ она воздвигнута. Эта надпись начинается словами:
Stawil Pawel Sadrm…
Единственное исключенiе изъ этого общаго правила составляетъ надпись на деревянной церкви въ Шатмаоской епархiи въ Венгрiи; но такъ какъ эта надпись 1764 года, то неточность въ употребленiи глагола легко объясняется самымъ временемъ, въ которомъ эта надпись сделана.
На основанiи такого филологического способа различать матерiалъ, изъ котораго выстроена церковь, мы имеемъ въ летописяхъ два указанiя на деревянныя церкви, воздвигнутыя задолго до прихода первыхъ греческихъ зодчихъ.
Первое изъ нихъ относится къ 945 году. Въ договоре Игоря съ Царьградомъ мы въ первый разъ встречаемъ прямое свидетельство, что въ то время въ Кiеве уже было много хрiстиан и что у нихъ была своя особая церковь св. Илiи: «А хрестеяную Русь водиша роте въ церкви святаго Ильи, яже есть надъ ручаемъ, конець Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церки, мнози бо беша Варязи хрестеяни». На какой местности находилась церковь св. Илiи – это еще доселе составляетъ спорный предметъ между изследователями топографiи древняго Кiева (Закревскiй Опис. Кiева, стр. 328; Журн. Мин. Нар. Просв., 1836 г., Ноябрь; 1 книга Кiевлянина, 1840 г., стр. 20 и 54; Временникъ 1852 г., кн. XV, стр. 112 – 114).
Второе известiе о христiанской церкви въ Кiеве занесено въ летопись подъ 882 годомъ: «И убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зоветъ Угорьское, кде ныне Олъминъ дворъ; на той могиле поставилъ Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною». Не смотря на годъ, подъ которымъ помещено это известiе, мы однако не видимъ прямого указанiя на время, когда именно упомянутый Олъма выстроилъ эту церковь св. Николая. Правдоподобнее всего, что эта церковь [2] выстроена гороздо позже, даже можетъ быть при Ярославе, въ одно время съ церковью св. Ирины. Изъ употребленнаго здесь глагола поставилъ, мы узнаемъ, что церковь св. Николая была также выстроена изъ дерева.
Хотя эти сведенiя о двухъ деревянныхъ церквахъ, построенныхъ до крещенiя Владимiра, весьма кратки, но все-таки рождается вопросъ: не построена-ли первая изъ нихъ, церковь св. Илiи, греческими зодчими и по общему плану византiйскихъ церквей того времени?
Съ перваго взгляда византiйское влiяние на постройку деревянныхъ церквей покажется неоспоримымъ, темъ более что кiевскiе язычники, въ то время принявшiе христiанство, крестились отъ Грековъ. Но если вникнуть глубже въ отношенiе, въ которомъ находились деревянныя постройки къ греческой архитектуре, то невольно придешь къ убеждению, что влiянiе Византiи тутъ оказывается вполне второстепеннымъ, или даже совершенно ничтожнымъ.
Въ IX веке, и даже прежде, Византiйская имперiя имела свою вполне развитую архитектуру, строившую изъ камня или кирпича. Греческiе зодчiе придумывали новыя формы и новыя украшенiя для зданiй и въ особенности, въ то время, стремились къ усовершенствованiю системы куполовъ. Для облегченiя куполовъ, они стали заменять прежнiй тяжеловесный матерiалъ, камень или мраморъ, более легкими произведенiями гончарного искусства. Но все это уменье, все эти усовершенствованiя греческихъ зодчихъ зависели отчасти отъ отличнаго строительнаго матерiала, которымъ они пользовались. Лучшiе мраморы Малой Азiя и Италiи, самыя разнообразныя и разноцветныя породы камней съ давняго времени служили имъ единственнымъ матерiаломъ для построекъ, такъ какъ строительнаго леса ни в Грецiи, ни въ окрестностяхъ нигде не находилось. Правда, имъ изредка приводились съ дальняго Востока деревянныя стропила для потолковъ въ базиликахъ, но такiе случаи были только исключенiями. Вообще съ древнейших временъ дерево не было употребляемо Греками на постройки: во 1-хъ по совершенному почти отсутствiю строительныхъ лесовъ, во 2-хъ по непрочности самаго матерiала и въ 3-хъ изъ опасенiя пожаровъ. Такимъ образомъ, Греки, постоянно воздвигая только каменныя зданiя, были знакомы менее всякаго другаго народа съ прiемами для построекъ изъ дерева и были слишкомъ неопытны въ этой особенной части архитектурнаго искусства, чтобы создать какой бы то ни было типъ для деревянныхъ церквей. Отсюда следуетъ, что влiянiе Грековъ отразилось только на внутреннемъ расположенiи церкви, согласно требованiямъ христiанского богослуженiя.
Совершенно противоположное должно быть замечено объ обитателяхъ древней Руси. Жители ея, вследствiе единственнаго леснаго матерiала, имевшагося у нихъ подъ рукою, отчались особымъ искусствомъ въ постройке деревянныхъ зданiй, и это, так сказать, природное умение выказывалось, одинаковым образомъ, и при сооруженiи деревянныхъ церквей, и при сооруженiи гражданскихъ и военныхъ построекъ. И то и другое подтверждается летописями.
Мы видели, что церковь св. Илiи построена была въ Кiеве при великомъ князе Игоре, или даже прежде его, во всякомъ случае задолго до прихода всякихъ греческихъ зодчихъ. Но если этотъ примеръ покажется не довольно убедительнымъ, разсмотренный въ [3] отдельности, то въ связи съ следующимъ разсказомъ летописца, онъ сделается более несомненнымъ.
Летописецъ говорить, что Владимiръ, принявшiй крещенiе въ Корсуне, передъ самымъ своимъ выездомъ оттуда «постави церковь въ Корсуни на горе, идеже съсьшаша среде града, крадуще приспу, яже церки стоить и до сего дне».
Разсказъ въ высшей степени любопытный для решенiя нашего вопроса.
Мы не будемъ разбирать правдоподобность разсказа о постройке деревянной церкви на свежей насыпи и въ самой середине великолепнаго города, украшеннаго каменными церквами, блистающими мозаикою, живописью и разноцветными мраморами. Пусть это будетъ только одно преданiе народа; но для насъ важно, что этотъ народъ представлялъ себе, въ середине знаменитой Корсуни, деревянную церковь, простую, вероятно небольше часовни, выстроенную своимъ княземъ победителемъ. Основная мысль этого преданiя имееть замечательное сходство съ преданiемъ объ Олеге. Языческiй князь повесилъ свой щитъ на вратахъ Царьграда, «показующе победу», какъ прибавляетъ летописецъ. Совершенно иначе поступаетъ языческiй князь по принятiи крещенiя. Народное преданiе прписываетъ Владимiру, какъ и Олегу, также желанiе «показать победу», но представляетъ Владимiра не прибивающимъ свой щитъ къ городскимъ воротамъ, а строющимъ въ середине покореннаго города деревянную церковь, вероятно по образцу построекъ чисто русскихъ. Игривое воображенiе народа не старается увековечить память о победе и о пребыванiи в Корсуне своего любимаго князя Владимiра постройкою какого-нибудь каменнаго или мраморнаго храма; оно довольствуется простою деревянною церковiю, какiя умели строить на Руси. Такое преданiе сложилось наверно въ Кiеве, родине Владимiра. Народное воображенiе ничего не могло придумать лучшаго для памятника о победе Владимiра, какъ деревянную церковь, со всеми ея своеобразными формами, въ которыхъ оно видело образецъ своего роднаго зодчества.
Кроме этого преданiя, мы знаемъ изъ летописи, что, по возвращенiи въ Кiевъ, Владимiръ «повеле рубити церкви и поставляти по местомъ идеже стояху кумиры». – Новое и ясное доказательство уменья кiевскихъ плотниковъ строить церкви и въ особенности строить ихъ быстро, такъ какъ князь спешилъ изгладить все следы прежняго язычества. Если даже и допустить, что, вместе со священниками, изъ Корсуни пришли греческiе зодчiе, – о чемъ въ летописи непременно было-бы упомянуто – то эти зодчiе не въ состоянiи были бы въ такое короткое время обучить русскихъ плотниковъ строительному искусству, если эти плотники до того времени не умели уже строить деревянныхъ церквей.
Еще другое доказательство уменья русскихъ плотниковъ строить церкви встречается подъ 996 годомъ. По случаю спасенiя своего, при внезапномъ нападенiи Печенеговъ, Владимiръ, по данному обету, строить въ Василеве обыденную церковь, въ честь Преображенiя Господня. Быстрота, необходимая для постройки такой обыденной церкви, ясно свидетельствуетъ объ опытности, расторопности и уменьи русскихъ плотниковъ. При такомъ предпрiятiи не столько нужны были хорошие зодчiе, сколько необходимы многочисленные плотники, вполне опытные въ строительномъ искусстве. Тутъ каждый работникъ долженъ хорошо знать свое ремесло, и вместе съ темъ уметъ быстро сообразить каждую часть зданiя, чтобы не замедлить или даже не остановить общей его постройки. [4]
Все эти примеры ясно доказываютъ степень уменья русскихъ плотниковъ строить деревянныя церкви безъ всякой чужой помощи; сверхъ того, мы видимъ изъ летописи, что Владимiръ для постройки деревянныхъ церквей не нуждался въ греческихъ зодчихъ, а вздумалъ только тогда послать за ними, когда въ 989 году «помысли создати церковь», т. е. въ то время, когда решился выстроить каменную церковь.
Мы, кажется, доказали, что византiйскiе зодчiе и по крещенiи Руси не могли научить нашихъ плотниковъ постройке деревянныхъ церквей; темъ более нельзя допустить этого влiянiя, когда не существовало еще тесныхъ сношенiй съ Византiею, когда язычники на Руси, до 945 года, скрытно принимали крещенiе, и всего вероятнее отъ своихъ же русскихъ, бывавшихъ въ Царьграде. При такихъ обстоятельствахъ новообращенные, нуждаясь въ храмахъ и не имея передъ глазами никакихъ образцовъ подобныхъ зданiй, по необходимости должны были обратиться къ единоплеменнымъ соседямъ и выучиться у нихъ постройке христiанскихъ церквей.
Такими образцами деревянныхъ церквей, которыхъ Руссы не могли найти въ Византiйскомъ мiре, изобиловалъ Западъ. Съ давняго времени деревянная архитектура процветала тамъ не только на севере: въ Англiи, Швецiи, Норвегiи и Данiи, но также и во всей Германiи съ прилежащими къ ней славянскими землями.
Въ Англiи деревянная архитектура достигла полнаго развiтия ранее чемъ въ прочихъ странахъ. Не только строились укрепленiя и башни большихъ размеровъ, но даже законы Вельскiе (lages Wallicae) способствовали еще большему развитiю этого искусства. Все вассалы короля, призываемые на постройку дворца, обязательно должны были являться съ топорами. Въ 562 году уже упоминается о деревянной церкви, выстроенной по приказанiю Финана, епископа въ Линдисфарне, а въ 974 году король Эдгардъ описываетъ въ грамоте исправленiе четырехъ церквей, до такой степени ветхихъ, что тесовыя крыши и доски проточены были червями 2). Шотландские Бенедиктинцы въ особенности прославились въ искусстве деревянныхъ построекъ, и вместе съ проповедью распространяли и свое знанiе (opus scoticum) въ строительномъ деле. О церквахъ ихъ сказано: «ecclesiam, guam tamen more Scotorum non de lapide, sed de robore secto totam composuit, atgue arundine testit» (Monasticon. Anglican. pag 39). Предполагаютъ, что и церкви, воздвигнутыя ирландскимъ проповедникомъ Колумбаномъ (560 – 615) въ VI веке, были также сделаны изъ дерева. Такiя деревянныя постройки продолжались въ Ирландiи до XII века, и слыли подъ названiемъ: «mos scotorum». Самому Колумбану приписывается постройка церкви въ провинцiи Лейнстеръ и монастыря въ Банкоре. Этотъ монастырь съизнова былъ выстроенъ изъ дерева архiепископомъ Малахiемъ (1148), как видно изъ словъ: «opus scoticum pulchrum satis» 3).
Винфридъ, по крещенiи Бонифацiй, въ VIII веке перенесъ въ Германiю это уменье англiйскихъ монаховъ строить деревянныя церкви. Онъ воспитывался сперва въ монастыре въ Эксетеръ (Exeter, Adescancastre), за темъ – въ монастыре Нутсель (Nhutscelle), где и принялъ посвященiе. Потомъ, отправившись для проповеди въ Германiю, Бонифацiй воздвигнулъ тамъ много церквей, и все изъ дерева, что явствуетъ какъ изъ быстроты ихъ [5] сооруженiя, такъ и изъ многочисленныъхъ пожаровъ, уничтожавшихъ эти церкви. Наконецъ въ житiи Бонифацiя сказано прямо, что онъ «ligneum oratorium construxit» 4), а изъ разсказа какъ онъ срубилъ знаменитый дубъ, посвященный богу грома, и изъ него самъ сделалъ первую часовню, видно, какую опытность Бонифацiй имелъ въ плотничестве.
Обращаясь теперь къ странамъ, заселеннымъ славянскими народами, мы находимъ у нихъ такое же развитiе плотничества съ древнейшихъ временъ.
Про Чеховъ Палацкiй разсказывает 5), что главное ихъ капище на Вышеграде было выстроено изъ дерева и состояло изъ внешней и внутренней частей. Деревянныя стены внешней части были украшены резьбою, а во внутренней части, опиравшейся на деревянныхъ столбахъ, стены были заменены развешенными коврами. Кроме этого храма, были выстроены еще капища въ главномъ поселенiи каждаго округа или zupa. Обыкновенно они помещались по середине укрепленiя, на открытомъ месте или подъ тенью священныхъ деревъ, а иногда ихъ воздвигали въ рощахъ, окружавшихъ эти укрепленiя.
Подобныя же капища находились, вероятно, и въ соседней Моравiи. О Моравiи намъ известно, что первая христiанская церковь, построенная изъ дерева, освящена была въ 863 году, въ Нитре, епископомъ зальцбургскимъ Адальрумомъ.
Весьма сложныя деревянныя постройки существовали также и въ Померанiи, въ языческiя еще времена. Эта страна славилась изяществомъ своихъ деревянныхъ капищъ, изъ которыхъ въ особенности известно было главное капище въ Штеттине, украшенное резьбою и росписанное яркими красками.
О деревянныхъ капищахъ въ древней Польше я не могъ найти никакихъ точныхъ сведенiй. Но по близости своего географическаго положенiя къ севернымъ странамъ, Польша наверно следовала архитектурнымъ прiемамъ скандинавскихъ странъ, о которыхъ будетъ сказано далее.
Изъ всехъ этихъ, хотя и отрывочныхъ сведенiй о деревянныхъ капищахъ и другихъ деревянныхъ постройкахъ, искони воздвигаемыхъ у соседнихъ съ Русью народовъ, мы видимъ до какой уже степени дошло у нихъ развитiе деревянной архитектуры въ самомъ начале IX века. Такое уменье строить должно было перейти и къ Руссамъ, но только черезъ посредство техъ народовъ, которые ближе всехъ остальныхъ стояли къ нимъ. Въ этомъ именно положенiи находились славянскiя племена, не только родственныя по происхожденiю, но и близкiя по своему быту. Одинаковыя климатическiя условiя и даже одинаковое обилiе леснаго матерiала должны были развить у нихъ и одинаковую почти архитектуру. Эту естественную связь между соседними Славянами и Русью подкрепляли еще постоянныя торговыя сношенiя между ними, какъ наглядно свидетельствуетъ многочисленность славянскихъ монетъ, отрываемыхъ въ языческихъ курганахъ. Обилiе этихъ монетъ можетъ даже соперничать съ облилiемъ восточныхъ кладовъ. 6).
Наконецъ, вникая въ самый способъ постройки деревянныхъ зданiй у соседнихъ народовъ, мы убедимся, по сохранившмся до нашего времени строительнымъ прiемамъ во [6] всей Россiи, что предки наши заимствовали образцы древнихъ деревянныхъ церквей отъ соседей Славянъ, а не отъ другихъ народовъ.
На севере, въ Данiи, Швецiи и Норвегiи, существовала также деревянная архитектура, но она не оказала влiянiя, какъ увидимъ далее, на способъ постройки русскихъ церквей.
Въ Данiи, король Гарольд Синiй-Зубъ (936 – 980), принявъ крещенiе, построилъ первыя три деревянныя церкви въ Ютландии, въ то самое время, когда въ Кiеве существовала уже церковь св. Илiи.
Христианство было введено въ Норвегiю въ одно почти время какъ въ Данiю. Олафъ I Тригвезонъ (995 – 1000) былъ уже христiаниномъ, а Олафъ II Толстый (1017 – 1030), впоследствiи причисленный къ лику святыхъ, съ усердiемъ занимался обращенiемъ народа въ христианство и выстроилъ въ своемъ замке Нидаросъ первую деревянную церковь, посвященную св. Клименту. Съ этихъ только поръ христiанство стало развиваться въ Норвегiи, чему вероятно способствовали и постоянныя сношенiя Скандинавовъ съ Царьградомъ; мы знаемъ, напримеръ, что король Гаральдъ Гардераде (1047 – 1066), сводный брат св. Олафа, долгое время былъ начальникомъ Варяговъ въ Царьграде.
Если разсмотреть архитектуру не только церковную, но даже и гражданскую въ этихъ северныхъ странахъ, то мы заметимъ, что самый способъ стройки служить отличительнымъ и своеобразнымъ признакомъ всехъ зданiй въ этихъ странахъ.
Въ Англiи, Норвегiи, Швецiи и Данiи церкви, и даже дома частныхъ лицъ, строились стоякомъ. Въ Англiи любопытнымъ образцомъ такого способа стройки служить доселе еще сохранившаяся церковь въ Гринстиде (Greenstead), въ Эссексе, вся сложенная изъ дубовыхъ столбовъ, поставленныхъ отвесно. Въ скандинавскихъ странахъ самыя церкви отъ отвеснаго расположенiя балокъ получили названiе Stawkirchen или Reiskirchen.
Стены строились изъ толстыхъ бревенъ, поставленныхъ отвесно и связанныхъ между собою пазами, въ которыя входила часть бревна; сверхъ того столбы на углахъ и закладные брусья скрепляли еще более все зданiе. Вся отвесная постройка этихъ церквей ясно заметна на прилагаемомъ поперечномъ разрезе церкви въ Хуруле 7). Это особое расположенiе бревенъ и балокъ въ особенности удобно при форме удлиненныхъ церквей, въ роде древнихъ базиликъ, которая вероятно предпочиталась въ скандинавскихъ странахъ всемъ другимъ, какъ это можно предполагать по диплому, подписанному датчаниномъ Канутомъ (1016 – 1042) и въ которомъ сказано «in lignea basilica» 8). Когда же строители хотели отступить отъ продолговатой, но узкой формы базиликъ, какъ напримеръ въ церкви въ Бургунде, тогда значительно усложнялось устройство крыши. Они должны были сделать или одну общую крышу, что при квадратномъ плане, съ выступающего алтарною , [7] частью, было весьма неудобно, или несколько маленькихъ крышъ, отдельно для каждой части зданiя. Въ такомъ случае, эта многочисленность крышъ, разной величины и почти постоянно въ два ската, придавала скандинавскимъ церквамъ тотъ своеобразный, красивый внешнiй видъ, который въ Бургунде отъ всехъ деревянныхъ церквей въ другихъ странахъ.
При такомъ отвесномъ расположенiи балокъ и столбовъ, вся стойкость зданiя зависела отъ прочности этихъ стояковъ. Оттого въ странахъ, где следовали этому способу стройки, принимали особыя меры для огражденiя стояковъ отъ всякаго умышленнаго поврежденiя. Такимъ образомъ древнейшiе баварскiе законы строго наказывали того, который подпиливаль главныя балки въ зданiяхъ 9).
Все эти примеры ясно показываютъ, что какъ самый способъ стройки скандинавскихъ церквей, такъ и внешнiй ихъ вiд совершенно различны отъ нашихъ церквей и ничего не имеютъ съ ними общаго, между темъ какъ деревянныя церкви у некоторыхъ славянскихъ народовъ, съ перваго же взгляда, поражають насъ своимъ сходствомъ съ русскими деревянными церквами. И общая форма, и планъ, и самый способъ постройки одни и те же. [8] Во всехъ главнымъ основанiемъ служить срубъ изъ горизонтально положенныхъ балокъ, съ присекомъ въ углахъ, т. е. скрепленныхъ въ углахъ посредствомъ зубцевъ въ нижнемъ брусе и зарубокъ или выемокъ въ верхнемъ, что зубцы вставлялись въ зарубки.
Таково начало деревянной архитектуры, и, вероятно, долго еще, по крайней мере до достиженiя известной степени развiтия, заготовленный матерiалъ определялъ напередъ не только четыреугольную форму зданiя, но и самую его величину. Первоначальное искусство плотниковъ должно было состоять только въ уменьи заготовлять прямые брусья или бревна, по возможности более длинные, изъ которыхъ потомъ складывались и прирубались квадратные или четыреугольные срубы, коихъ величина обусловливалась длиною заготовленнаго леса. Только впоследствiи, при известной уже степени развитiя плотничества, работники выучились увеличивать размеръ срубовъ искуственнымъ удлиненiемъ балокъ, скрепляя замками по две или по три балки вместе. Но подобное искусственное удлиненiе балокъ или брусьевъ, усложняя самый способъ стройки, требуетъ известнаго усовершенствованiя въ строительномъ деле, котораго мы не можемъ предполагать въ русскихъ плотникахъ IX и X века. Все ихъ уменье состояло наверно только въ гладкомъ обтесыванiи балокъ, какъ замечаетъ Прискъ при описанiи крепости Аттилы 10), и въ прочномъ закрепленiи угловъ сруба. Можно еще допустить, что они умели связыватъ венцы сруба между собою посредствомъ шиповъ.
Въ этихъ простыхъ прiемахъ заключалось все строительное искусство русскихъ плотниковъ и четыреугольный срубъ съ горизонтальными балками, какъ мы сказали, былъ основною формою всехъ древнейшихъ построекъ. Доселе еще наши крестьянскiя избы служать доказательствомъ, что горизонтальная кладка бревенъ повсеместно сохранилась съ древнейшихъ временъ въ народе, и крестьянинъ строить до сего дня по тому же образцу и по темъ же прiемамъ, которые преемственно перешли къ нему отъ предковъ. Не только описанiя путешественниковъ, но и рисунки въ рукописяхъ 11), или изображенiя на древнихъ иконахъ, указываютъ, во все времена, постоянно одну и ту же горизонтальную кладку бревенъ. Сверхъ того даже и въ значенiи некоторыхъ словъ, относящихся къ строительному искусству, сохранился прямой намекъ на такую же кладку. Такимъ образомъ, на стенахъ городскихъ воздвигались деревянныя башни 12), называемая по кладке своей въ клетку кострами: «Тогда при Велице дни погоре все внутри Орешке, и самъ городъ попортися и Новгородцы прислаша Василья Кузмина Ореховьскаго города починивати и костровъ». (6894, Новгородская 1-я летопись, стр. 93). [9]
Оращаясь теперь къ самой форме деревянныхъ церквей, мы увидимъ, что въ славянскихъ земляхъ доселе сохранились весьма древнiя деревянныя церкви, которыя могутъ намъ служить для поясненiя древнейшей архитектуры, такъ какъ и у нихъ форма церквей типично переходила изъ рода въ родъ.
Мы распределимъ сведенiя по странамъ, где эти церкви находятся, для более удобнаго изследования местныхъ особенностей каждой изъ нихъ.
Чехiя.
1) Близъ города Браунау (Braunau), у восточной границы Чехiи, находится самая замечательная деревянная церковь всей этой страны, посвященная Богородице и называемая Maria unter den Linden 13). Она выстроена не въ клетку, а, подобно скандинавскимъ церквамъ, изъ отвесно поставленныхъ бревенъ, подкрепленныхъ на углахъ еще особыми деревянными столбами. Вокгугъ всей церкви обходитъ широкая галерея, а крыша, какъ надъ треугольнымъ алтаремъ, такъ и надъ прямоугольнымъ входомъ, имееть одинаковые трегранные скаты. Планъ церкви, по подобiю, скандинавскихъ, имеетъ форму базилики. Сделанная изъ сосноваго леса, это церковь хорошо сохранилась, не смотря даже на ея древность. [10] По одному преданiю, она основана въ 1130 году языческое девицею, обратившеюся около этого времени въ христiанство; по другому преданiю, более достоверному, эта церковь основана въ 1177 году по случаю бывшей моровой язвы. Вся внутренняя часть расписана белыми, зелеными и красными арабесками по черному полю, которые по стилю своему совершенно сходны, какъ замечаетъ Грюберъ, съ минiатюрами рукописей временъ Венцеля III (1376 – 1419); сверхъ того готическiя формы дверей и стене также указываютъ на последнiе годы царствования Карла IV, или на царствованiе наследника его Венцеля IV. Въ особенности важно для насъ совершенное сходство этой церкви съ скандинавскими постройками, какъ напримеръ съ бывшею церковью въ Ванге (Wang), которую прусскiй король Фридрихъ Вильгельмъ IV купилъ и перенесъ въ Шмидебергъ, у подошвы Исполинскихъ горъ.
2) Рихновъ (Reichebau, Richnov, Soukenicky). Возле каменной церкви во имя св. Галлуса стоить деревянная колокольня, выстроенная отчасти только въ клетку и отчасти изъ стояковъ 14).
Вообще въ местностяхъ около Рихнова, Солница (Solnitz), Костелеца, на реке Адлеръ, (Kostelec) и Вамберга (Wamberg) очень распространена деревянная архитектура, и находится даже много домовъ, выстроенныхъ изъ дерева.
3) Въ селе Котши, близъ Хрудима (Chrudim), находится деревянная церковь 1397 года 15). На ней уже заметно влiянiе готического стиля, въ особенности на входныхъ дверяхъ. Воцель сравниваетъ эту церковь съ подобною церковью въ Родошау.
4) Сверхъ того колокольни близъ церкви св. Георгiя въ Пръаславик (Przaslawic), около Турнау, и близъ церкви въ Пардубице также выстроены, подъ влiянiемъ скандинавскимъ, изъ стояковъ. Весьма важно въ этомъ отношенiи замечанiе Воцеля, что въ северной части Чехiи до самыхъ Исполинскихъ горъ все [11] церкви выстроены изъ стояковъ или изъ отвесныхъ балокъ какъ въ Скандинавiи. Совершенно подобное замечанiе можетъ быть сделано и о деревянныхъ церквахъ Силезiи.
Верхняя Силезiя.
5) Едловникъ (Iedlownik), близъ Лослава (Loslaw), въ Рибникскомъ округе, Древняя церковь по образцу скандинавскихъ построекъ.
6) Сиринъ, на юго-востоке отъ Ратибора. Древняя церковь начала XIII века, какъ полагаетъ Куно (Berliner Zeitschrift fur Bauwesen II, Sp. 212, Bl. 44).
7) Лубомъ (Lubom), также на юго-востоке отъ Ратибора. Церковь, выстроенная въ 1305 году. Входная дверь составлена изъ трехъ большихъ дубовыхъ столбовъ, въ поздно-романскомъ стиле, и украшена резными орнаментами 16). Другiя деревянныя церкви такой же самой постройки находятся въ Рагау, Бозаце, Руптене, Мушане, Бауервитце (эта церковь вся расписана) и Родошау, въ Козельскомъ округе; Варшовице, Орнонтовице и Дзъцковице, въ Плесскомъ округе; Богутшюце и Мекульчюце, въ Бейтенскомъ округе (Beuthen), и т. д.
Нижняя или Австрiйская Силезiя.
Отдаляясь постепенно отъ севера и приближаясь къ южнымъ славянскимъ землямъ, способъ постройки деревянныхъ церквей заметно изменяется.
8) Студенка (Stauding), въ юговосточной части Силезiи, у самой границы Моравiи, въ Вагштадтскому (Wagstadt) округе 17). Деревянная церковь, на каменномъ фундаменте, сложена въ клетку и на углахъ горизонтальныя балки скреплены въ замокъ. Вокругъ всей церкви находится крытый притворъ или галерея, а средняя часть самой трапезы поддерживается столбами. Церковная купель выдолблена изъ дерева.
9) Другая церковь въ селе Ташендорфъ 18), въ близкомъ разстоянiи отъ Острау (Ostrau), имееть планъ и постройку совершенно одинаковые съ Студенскою, только главный входъ [12] находится не на южной стороне, а на западной, прямо напротивъ алтаря. Годъ постройки достоверно неизвестенъ, но на одномъ изъ шкафовъ этой церкви стоитъ 1521 годъ.
10) На западе отъ Троппау, въ селе Затекъ (Zattig) находится деревянная церковь Вознесенiя пр. Богородицы, весьма замечательная по своей постройке. Самая церковь и алтарная часть состоятъ изъ двухъ срубовъ, сделанныхъ изъ балокъ, сделанныхъ изъ балокъ, скрепленныхъ на углахъ въ замокъ. Стены обшиты тесомъ и расписаны въ XVI веке красивыми арабесками, красными и черными, по белому полю. По преданiю, эта церковь принадлежала еще Моравскимъ братьямъ и, судя по постройке, должна быть отнесена къ весьма древнему времени 19).
Моравiя.
Не смотря, что годъ постройки некоторыхъ церквей намъ неизвестенъ съ точностiю, но по форме ихъ ясно видно, что оне сохранили, безъ измененiя, древнейшiй и даже первоначальный типъ церквей XIII столетiя.
11) Церковь св. Вячеслава въ Вьечковице (Wietrkowice), на лесистомъ холму, у берега реки Лубины, близъ Фрейберга (округъ Прерау) 21). Въ прежнее время село это называлось [13] Дичиховице, villa Theodorici, Dietrichsdorf, въ честь ольмюцкаго епископа Дитриха фонъ – Нейгаузъ (1280 – 1302). Хотя эта церковь была основана въ 1250 году монастыремъ Велеградъ (Wellehrad), однако документы объ ней не восходятъ ранее 1292 или 1302 годовъ. На колоколе находится надпись 1529 года, а въ одной грамоте 1637 года упоминается о перестройке этой церкви на счетъ общины. Съ техъ поръ, кроме тесовой крыши, вероятно сделано мало измененiй въ общей форме зданiя.
12) Церковь св. Николая, въ Тихе (Tycha, Tychau), въ томъ же самомъ Фрейбергскомъ деканате, выстроена по середине села и упоминается въ грамоте 1520 года 21). На колокольне висятъ два колокола; одинъ изъ нихъ отличитъ въ 1561 году, а другой почти около того же времени. На обоихъ столбахъ у главнаго входа находится запись, съ именемъ строителя и вероятно съ именемъ бурмистра, при которомъ церковъ воздвигнута; но это последнее имя совершенно стерлось. Stawil Mister Pawel Scedrm…(на правомъ столбе) an … czasu … Pugmister… (на левомъ). На третьемъ столбе, который вероятно находился прежде въ алтарной части, написано одинаковымъ почеркомъ XVI века:
(let)a panie MCCCCC …
Планъ этой церкви состоитъ изъ квадратного притвора а, или babina, изъ трапезы b, и изъ пятигранного алтаря c, къ которому пристроена каменная ризница d, вероятно не такъ давно. Крытая галлерея e тянется вдоль всего алтаря и южной части трапезы.
На западе отъ этихъ двухъ церквей въ Нейтищейнскомъ (Neutitcheiber) деканате встречаются еще три весьма древнiя церкви:
13) В Копривонице (Nesselsdorf) церковь, посвященная св. Варфоломею22; годъ ея постройки неизвестенъ, хотя на колокольне виситъ колоколъ, вылитый въ 1567 году. Распределенiе [14] главныхъ частей храма совершенно одинаково, какъ въ Тихской церкви; заметна только разница въ форме колокольни, которая при церкви въ Копривонице намъ кажется древнее.
14) Въ Животице (Seitendorf), въ ? мили на востокъ отъ Нейтищейнъ, находится церковь, посвящается Iоанну Крестителю. На балке, у прежняго главнаго входа съ южной стороны, написано: а D. 1488 ecclesia ista consecrate est. Весь потолокъ церкви расписанъ, и въ самыхъ узорахъ заметенъ стиль того же XV века.
15) Въ Ходславице (Hotzendorf) церковь, посвященная св. апостолу Андрею, выстроена вероятно въ томъ же XV веке, хотя на колоколахъ выставлены 1614 и 1615 годы, а самый алтарь возведенъ только въ 1658 году.
Наконец известно, что древняя деревянная церковь въ Льебосте (Liebisch) заменена новою каменною въ 1776 году.
Теперь изъ сравненiя всехъ плановъ церквей и способа постройки ихъ, какъ въ Силезiи, такъ и въ Моравiи, можно вывести ясное доказательство общаго между ними сходства.
Квадратный срубъ, составляющiй основную часть колокольни, или притворъ, сложенъ изъ горизонтальныхъ балокъ въ уголъ. Изъ притвора дверь ведетъ, въ трапезу, имеющую также четыреугольную форму. Восточная часть этого четыреугольника открыта и образуетъ входъ въ алтарь, заканчивающiйся трегранною стеною третьяго сруба. Характеристическую черту составляютъ внешнiя галереи, обходящiя всю церковь, или только часть всего зданiя. Двускатная крыша надъ церковью выступаетъ надъ нижними крышами, покрывающими галлереи. Стены большею частью покрыты гонтомъ или тесомъ. Одни только верхнiя части колоколенъ или стропила у крышъ сложены изъ бревенъ стояками, такъ, что вся постройка въ существенныхъ своихъ частяхъ все-таки вполне отличается отъ построекъ скандинавскихъ.
Теперь обратимся опять къ разсмотренiю деревянныхъ церквей по странамъ.
Галичина.
До самой половины XV века въ Галичине существовали многiе замки укрепленныя места, выстроенные изъ дерева; между ними самымъ замечательнымъ образцомъ былъ острогъ,или Львиная крепостъ, въ Львове, построенный Львомъ Данiиловичемъ Галицкимъ въ 1269 году и сожженный при Казимiре въ 1342 году. Что же касается деревянныхъ церквей, то нетъ славянской земли на Западе более богатой такими постройками, какъ Галичина, Буковина и северная часть Венгрiи.
Начиная съ самой границы Волынской губернiи, повсюду видны деревянныя церкви общепринятого типа. Три сруба составляютъ три главныя части храма: притворъ, трапезу [15] и святилище или алтарь; надъ каждою изъ нихъ по куполу. Шатровыя звонницы большею частью стоятъ отдельно отъ церкви. Такихъ церквей мы видели много на пространстве отъ границы (Волочиска) до Львова.
Между станцiями Плуховымъ и Злотовымъ село съ двумя деревянными церквами; одна (въ долине) о трехъ шатровыхъ куполахъ, съ отдельною звонницею; другая, живописно расположенная на лесистомъ холме, съ однимъ шатровымъ куполомъ и также съ отдельною звонницею (вероятно новейшее дополненiе къ древнейшему типу).
Въ селе Красномъ деревянная церковь съ тремя куполами.
Рядомъ съ станцiею Барцовиче большое село съ церковью, но, кажется, возобновленною. Немного далее местечко съ деревянною церковью, съ тремя шатровыми куполами, на лесистомъ холме.
Около станцiи Зборов деревянная церковь, съ однимъ куполомъ. Такой же формы церковь между станцiями Ежерна и Любичекъ.
Когда въезжаешь въ Галичину со стороны Карпатъ и, при станцiи Лубки, покидаешь Венгрiю, тогда снова показываются деревянныя церкви известнаго типа.
После станцiи Загорце, на берегу реки, деревянная церковь, въ живописной долине, у севернаго склона Карпатъ.
Между станцiями Ольшанина и Устишки низенькая деревянная церковь, въ четыре отдельныя крыши. Въ незначительномъ разстоянiи оттуда другая церковь, столь же низкая и обшитая сплошною дранью.
После станцiи Устинки большая церковь, обшитая дранью, съ маленькимъ куполомъ надъ алтаремъ.
Близъ станцiи Крощенько, на лесистомъ берегу речки Жика, притока Сана, большая церковь, шатровая, съ двумя куполами. Тутъ же, не вдалеке, другая еще церковь, съ такою же шатровою крышею.
Между станцiею Стажава и местечкомъ Хирово большая деревянная церковь, съ тремя куполами, а немного въ стороне другая церковь, съ однимъ только куполомъ.
Не доезжая города Добромила, на горе, деревянная церковь, съ шатромъ.
Въ предместiи Перемышля стояла деревянная церковь XV века, съ изображенiемъ страшнаго суда на западной стене. Теперь эта церковь перенесена въ местечко Стоянецъ,около Садовой-вишни.
Консерваторъ Галицiи Мечиславъ Потокъ-Потоцкiй также сообщаетъ (Milth., X, p. c.) сведенiя о некоторыхъ деревянныхъ церквахъ:
Въ селе Климовка находится церковь 1412 года, которая сгорела и заменена въ 1780 году новою деревянною церковью.
Близъ города Санокъ, на возвышенности у берега реки Сана, лежитъ село Межибродъ (Miedzybrodzie), съ маленькою, деревянною церковью, въ которой, вместо колокола, виситъ на цепи железная полоса, служащая биломъ. Съ этимъ биломъ связаны народныя преданiя [16] о провалившемся сквозь землю монастыре, отъ котораго сохранилась эта железная полоса.
Такiя же деревянныя церкви находятся въ Краснопущне (Krasnopuszcza), Щержече (Szczerzec) и Надворне (Nadworna).
Въ селе Знесенье (Znecienie), на северовосточномъ склоне Замковой горы въ Львовъ, находится церковь Вознесения 23). Планъ этой церкви можетъ служить образцомъ для всехъ галицкихъ деревянныхъ церквей. Все зданiе состоитъ изъ трехъ прямоугольныхъ срубовъ, изъ притвора (въ простонародье называемаго «женочникъ, бабинецъ или бабникъ»), трапезы («мужчинникъ») и алтаря («пресвитерiя»). Стены вероятно первоначально были расписаны, но теперь видно только позднейшее изображенiе победы Собiесскаго надъ Татарами. Все три сруба поставлены на каменномъ фундаменте; горизонтальная балки продолжаются до начала крыши, и только выше крышъ стены обшиты дранью. Совершенно одинаковую внешнюю форму и планъ мы уже видели въ моравскихъ церквахъ.
Вообще, какъ замечаетъ Я. Ф. Головацкiй 24), архитектура деревянныхъ церквей въ Галичине до такой степени своеобразна, что неоспоримо дошла до насъ, безъ особыхъ измененiй, отъ древнейшихъ временъ. Ея отличительная черты столь резки, что, по одной внешности, можно съ перваго взгляда отличить русскую церковь отъ латинскаго костела. Бревна, изъ которыхъ складываются срубы, бываютъ цельныя и тесаныя; но чаще всего употребляются бревна распиленныя пополамъ и затемъ уже скрепленныя въ замокъ, какъ на церкви въ Затеке. Приложенные два рисунка, снятые съ фотографiи, не составляютъ прямыхъ отступленiй отъ главнаго, принятаго плана, а только видоизмененiя въ барабанахъ и куполахъ. На куполахъ не всегда ставился восьмиконечный крестъ, иногда ставился и четырехконечный, [17] какъ на церкви у станцiи Устинки. Любопытно замечанiе Я. Ф. Головацкаго о навыке галицкихъ плотниковъ строить деревянныя церкви по искони вкоренившемуся въ народе плану. «Способъ возведенiя изъ бревенъ осьмиугольнаго купола (восьмёрки) въ шаровидной или грушеобразной форме, иногда приближающейся къ пирамидальному виду, съ своими особыми луками, подстрешинами, столбцами, банями, арками, голосниками и пр. принадлежностями, – все это стало столъ естественно для русскаго человека, что нынешнiя церкви, большаго или меньшаго размера, строятся даже безграмотными крестьянами, которые являются, въ этомъ случае, искусными плотниками, получившими свои сведенiя по преданiю отъ своихъ предковъ». Далее авторъ приводитъ техническiя выраженiя, употребляемыя доселе галицкими плотниками, и эти термины одинаковы съ теми, которые въ употребленiи и между нашими работниками. Родство терминологiи подтверждаетъ наверно родство и въ самыхъ типахъ.
Цевка, обловое дерево = цельное бревно, вибло = круглая сторона балки или горбыля; протесы = тесаныя бревна; пленица = бревно распиленное пополамъ, горбыль; баня = куполъ церкви; банька = яблоко или маковка, поддерживающая крестъ; причёлки = выступы у крыши; карбъ или замокъ, которымъ скрепляются балки срубовъ въ углахъ; [18] зрубъ, струбъ = срубъ; замыкать углы = скреплятъ углы сруба; подвалина = нижнiй венецъ, на которомъ стоитъ все зданiе; припускать острубины = оставить при верхнемъ венце выступы отъ балокъ для прикрепленiя крыши; припуски = выступы, поддержiдающие крышу, или всякiй выступъ изъ сруба; подстрешье, поддашье = крыша; столецъ = основанiе для барабана; светильница, лихтарня (вероятно новейшее выраженiе отъ немецкаго Licht) = барабанъ съ окнами; светло = промежутокъ для окна; заломъ = навесъ.
Затемъ следующiя выраженiя совершенно почти одинаковы съ нашими, а потому не нуждаются въ разъясненiи: заклепленiе, комары, отъ пресла до пресла, вязанныя бревна, голосники, светлыя или слепыя окна и пр.
Буковина.
Въ Буковине деревянныя церкви совершенно подобны галицкимъ; оне не только сходны по плану, но также и по способу постройки въ уголъ и по украшенiямъ.
Я. Ф. Головацкiй упоминаетъ о деревянной церкви, выстроенной въ селе Воловецъ, на реке Формосе, молдавскимъ господеремъ Богданомъ Драгошъ, впоследствiи погребеннымъ въ этой же церкви. Эту деревянную церковь господарь Стефанъ Великiй заменилъ каменною, а старую деревянную перенес въ монастырь Путна, где она находится и доселе.
Венгрiя.
Въ Шатмарской епархiи, на северо-востоке Венгрiи, встречается также много деревянныхъ церквей, которыя, по замечанiю немецкихъ писателей, более подходятъ по стилю своему къ зданiямъ германскимъ. Не предрешая вопроса о германскомъ стиле этихъ церквей, любопытно только заметить, что оне по способу стройки сходны съ церквами южной Силезiи, Моравiи и Галицiи, между темъ, какъ по формамъ и мотивамъ орнаментики оне действительно отличаются какъ отъ церквей въ перечисленныхъ нами славянскихъ земляхъ, такъ и отъ церквей скандинавскихъ. Въ нихъ есть свой особый, своеобразный характеръ, который очень мало сходенъ съ готическимъ стилемъ, и напрасно г. Гаасъ 25), желая подчинить археологическiя изследованiя политическому своему воззренiю, старается разъяснить эти своеобразности въ формахъ исключительнымъ германскимъ влiянiемъ, будто бы принесеннымъ въ Венгрiю немецкими колонистами. Его доводы могутъ относиться только до новейшихъ подробностей въ этихъ постройкахъ; между темъ эти церкви и башни одинакового напоминаютъ как готическiя здания, такъ и восточные минареты. Скорее можно допуститъ, что эти своеобразныя формы произошли отъ слiянiя восточнаго турецкаго стиля съ готическимъ, чемъ отъ исключительнаго влiянiя одного только готическаго. Турецкое владычество слишкомъ резко и слишкомъ долго господствовало въ Венгрiи, чтобы не повлiятъ на постройки этой страны; темъ более, что самъ Куглеръ 26) замечаетъ даже на каменныхъ, [19] готическихъ зданiяхъ Венгрiи и Трансильванiи какое то чуждое влiянiе, которое впрочемъ относитъ, по непонятной намъ причине, къ влiянiю отдаленнаго запада.
Въ эпархiи Шатмарской, расположенной между Тиссою и Карпатскимъ хребтомъ, все деревянныя церкви принадлежатъ греческому исповеданiю и расположены въ славянскихъ и румынскихъ общинахъ. Вообще постройка деревянныхъ церквей была очень распространена вдоль Карпатскихъ горъ. Такъ, напримеръ, въ 1398 году предстоятель кармелитскихъ монаховъ проситъ леса на постройку церкви. Въ 1410 году король Сигизмундъ разрешаетъ Андрею Капи постройку крепости «castrum seu fortalitium» изъ камня или дерева, по его усмотренiю. Обыкновенно все эти церкви выстроены въ клетку, на каменномъ фундаменте. Если смотреть на церковь въ Вёрёсмарте (Vorosmart) какъ на общiй типъ всехъ деревянныхъ церквей въ Венгрiи, то, съ перваго же взгляда, мы заметимъ [20] въ ней такiя формы, какихъ не встречаемъ въ церквахъ русскихъ, и ясно, что венгерскiя церкви не могли служить образцами для нашихъ. Звонницы (при церкви въ Нирбаторе (Nyrbator) и звонница при церкви въ Шиней-Таялья (Sziney Tayalja), иногда выстроенныя совершенно отдельно отъ главного храма, еще более отличаются отъ всехъ архитектурныхъ формъ русскихъ деревянныхъ церквей, хотя вообще сохраняютъ форму шатра, принятую у нас почти повсеместно. Планъ ихъ состоитъ изъ двухъ срубовъ, образующихъ притворъ и трапезу, и изъ третьяго пятигранного сруба, составляющаго алтарь. Впереди, на западной только стороне, приделана гелерея, прикрывающая входъ. Вообще этотъ планъ въ общихъ чертахъ сходенъ съ планами церквей въ Моравiи и Галичине, за исключенiемъ расположенiя внешней галереи или притвора, и не смотря на это [21] сходство, венгерскiя церкви все-таки въ архитектурныхъ деталяхъ совершенно различны какъ отъ моравскихъ, такъ и отъ галицкихъ построекъ.
Деревянныя церкви, составляя собственность общины, связаны съ ея судьбами. Когда община покидала известную местность и переселялась на другое место, тогда деревянныя церковь разбиралась и переносилась вместе съ общиною. Отъ того часто на дверяхъ церквей упоминаются имена такихъ местностей, на которыхъ церковь уже давно не стоитъ. Большею частью эти церкви принадлежатъ къ половине XIV века и все стоятъ по середине кладбища. Надъ входными дверьми обыкновенно находится надпись, съ обозначенiемъ года постройки церкви. Иконостасъ, отделяющiй трапезу отъ алтаря, имеетъ царскiя двери резныя изъ дерева, южныя же и северныя двери заменяются обыкновенно занавесами. Надъ самымъ притворомъ возвышается четырехугольная башня, с галереею на верхней части и съ высокою остроконечною крышею.
Возвращаясь теперь къ вопросу: отъ какого соседняго славянского народа заимствованы были образцы для деревянныхъ церквей IX века, мы должны остановиться на деревянныхъ церквахъ въ Галичине. Оне одне вполне соответствуютъ темъ постройкамъ, которыя сохранились въ Россiи до нашихъ дней. Самый даже способъ постройки соответствует способу, еще и доселе сохранившемуся у насъ повсеместно.
Главное основнiе деревянныхъ церквей былъ срубъ, сложенный изъ горизонтальныхъ балокъ въ уголъ. Величина сруба определялась длиною заготовленнаго матерiала. Затемъ вместимость этихъ срубовъ, вероятно весьма непросторныхъ, могла увеливаться, по примеру церквей въ Галичине, пристройкою, съ трехъ сторонъ, особыхъ крытыхъ галерей или внешнихъ притворовъ. Самая главная часть церкви, или трапеза съ алтаремъ, [22] была покрываема четырехскатною крышею, на что повидимому намекаетъ замечанiе, сделанное Ибнъ-Дастою о жилищахъ Славянъ: «въ земле Славянъ холодъ бываетъ до того силенъ, что каждый изъ нихъ выкапываетъ себе родъ погреба, который покрывается деревянною остроконечною крышею, какiя видимъ на христiанскихъ церквахъ». Ибнъ-Дастъ, упоминая о деревянныхъ остроконечныхъ крышахъ славянскихъ жилище, наверно не имел въ виду ни продолговатыхъ двускатныхъ крышъ греческихъ базаликъ, ни четырехскатныхъ крышъ съ куполомъ на середине византiйскихъ церквей, а передъ нимъ несомненно носилось изображенiе, виденной имъ деревянной церкви, съ остроконечною крышею. Можно съ достоверностiю предположить, что церкви Галичины служили образцами какъ для церкви св. Илiи въ Кiеве, такъ и для всехъ прочихъ христiанскихъ храмовъ, которые могли существовать на Руси до окончательнаго принятiя Христiанской веры. Изъ смысла летописныхъ повествований можно заключить, что къ концу X века своеобразная форма деревянныхъ церквей на Руси вполне установилась. Эта форма была совершенно различна отъ архитектурныхъ формъ византiйскихъ церквей и по этому установившемуся типу выстроены были первыя церкви, воздвигнутыя Владiмиромъ. Когда пришлось византiйскимъ зодчимъ повлiять на своеобразную архитектуру деревянныхъ церквей, тогда самъ летописецъ обращаетъ наше вниманiе на измененiя, которыя они ввели въ эту архитектуру. Въ 989 году, говоритъ онъ, первый новгородскiй архiепископъ Iоакимъ Корсунянинъ выстроилъ въ Новгороде дубовую церковь въ честь св. Софiи. Какъ природный грекъ, онъ призвалъ греческихъ зодчихъ, которые применили рисунокъ и формы каменныхъ византiйскихъ церквей съ куполами къ деревяннымъ постройкамъ и поместили на Софiйскомъ храме тринадцать главъ. Упоминая о числе главъ на Софiйскомъ соборе, летописецъ какъ-бы указываетъ на важность такого нововведения, вполне достойнаго особаго вниманiя.
Этотъ первый опытъ примененiя купольной системы каменныхъ византiйскихъ церквей къ деревянной архитектуре произвелъ не только глубокое впечатленiе церквей. Упоминая даже о пожаре, истребившемъ эту церковь, летописецъ Новгородскiй не можетъ не упомянуть съ удивленiемъ о самомъ устроенiи ея: «Постави владыко епископъ Iоакимъ первую «церковь древяную дубовую святыя Софiи, имущую верхъ 13; и стояла 60 летъ и падняся «отъ огня въ лето 6557 марта въ 4 денъ, въ субботу, при второмъ епископе Луке, въ 13 лето. Бысть честно устроена и украшена» и пр.
Измененiя первоначальной русской архитектуры деревянныхъ церквей совпадаютъ съ призывомъ первыхъ греческихъ зодчихъ. Въ томъ же самомъ году, когда епископъ Iоакимъ изменилъ принятую форму при постройке церкви во имя св. Софiи, онъ выстроилъ и первую каменную церковь въ Новгороде, въ честь Богоотецъ Iоакима и Анны, такъ что прямое влiянiе въ этихъ измененiяхъ греческихъ мастеровъ является неоспоримымъ фактомъ. До какой степени въ последующее время византiйское влiянiе изменило первоначальную архитектуру деревянныхъ церквей на Руси, можетъ только подтвердиться памятниками последующихъ столетiй. На иконахъ местныхъ святыхъ и въ некоторыхъ путешествiяхъ иностранцев встречаются иногда рисунки древнихъ церквей. Сравненiя этихъ рисунковъ съ существующими доселе деревянными церквами могутъ указать на историческое развитiе деревянной архитектуры. Такъ, напримеръ, два прилагаемые рисунка изъ путешествiя [23] Антона Гётерисъ въ 1615 – 1616 годахъ 27) (Adelung, Krit. – lit. Uebersicht d. Reisenden, II, № 40, pag. 258) представляютъ одинъ церковь, совершенно сходную съ образцами изъ Галичины, а другой церковь съ колокольнею, выстроенною до самого верха въ клетку.
Подобное сближенiе древнихъ рисунковъ съ теперь еще существующими деревянными церквами прямо укажетъ на старыя и на новыя формы въ деревянныхъ церквахъ, и темъ можетъ еще более прояснить все подробности первоначального типа этихъ церквей.
Граф А.С. Уваров
1 Здесь и дальше на месте выделенной курсивом буквы «е» находится кириллическая «еръ» (Админ. сайта).
2 Kreuser, Der christliche Kirchenbau I, S. 256; Mittheilungen der kaiserl.-konigl. Central-Commission zur Erforschung und Erhaltung der Baudenkmale, III, S. 85.
3 Schnaase, Geschichte der bildenden Kunste, IV, 2-te Abth., S. 380 et seg.; S. 414 et seg.
4 Kreuser, Kirchenbau, I, S. 266.
5 Geschichte von Boehmen,I, S. 180.
6 Записки Импер. Археол. Общества, ч. IV. Кене, Опис. Европ. Монетъ X, XI и XIII в., найденныхъ въ России, стр. 2.
7 Kugler. Geschichte d. Baukunst, II, pag. 577.
8 Mittheilungen. d. C. Com. 1858. III, pag. 85.
9 Dudik, Mahrens Allgem. Geschichte, I, pag. 375.
10 Учен. Записки Академiи, кн. VII, вып. 1, Сказанiя Приска Панiйскаго, стр. 50 и 59.
11 Древности, т. II, Археолог. Словарь, стр. 17.
12 Я полагаю, что правильнее признать слово костеръ однозначащимъ съ словомъ башня, какъ полагаетъ Я. К. Гротъ (Филологич. разыск., стр. 268), а не со словомъ бойница, какъ полагаетъ г. Аристовъ (Промышл.ен. древн. Руси, стр. 92, прим. 283). Или следуетъ бойницу и стрельницу (Карамзинъ IV, пр. 358) понимать въ значенiи башни, устроенной для стрельбы, а не въ настоящемъ ихъ значенiи embrasure, т. е. отверстiя между двумя зубцами стены или отверстiя въ башне или въ городской стене для стрельбы. Въ последнемъ значенiи непонятны становятся известiя летописныя: 6895 (Псков. 2-я, стр. 16) «Поставиша трикостры камены у новыя стены на приступе», упоминающiя о столь будто бы незначительныхъ поправкахъ.
13 Mittheilungen, XV, pag. LXIV – LXV.
14 Mittheilungen, XV, pag. LXVII – LXVIII.
15 Kugler, II, pag. 533; Mittheilungen.1856, I, pag. 146, 192, 246,
16 Kugler, 1. с., p. 532 – 533.
17 Mittheilungen, XVII, pag. XL –XLII.
18 Ibidem, pag. XLII.
19 Mittheilungen, X, pag. 86.
20 Ibidem, III, pag. 86.
21 Mittheilungen, III, pag. 88.
23 Mittheilungen, III, pag. 90 – 92.
24 Труды Первого археолог. Съезда, т. I, стр. 231 и след.
25 Mittheilungen, XI, p. 1 – 14.
26 L. c. III, p. 497.
27 Journael der Legatie ghedaen inde Jaren 1615 ende 1616, fol. 61.
Текст воспроизведен по изданию: Объ архитектуре первыхъ деревянныхъ церквей на Руси//Труды Втораго Археологического Съезда въ Санктпетербурге. Выпуск 1-ый. Спб., Типографiя императорской академiи наукъ, (вас. остр. 9 лин., № 12.) 1876. С. 1 – 24.
Комментарии |
|