Еще до Октябрьского штурма было ясно, что основной удар по буржуазии должен был быть нанесен в районе Петрограда. В этой связи особо важное значение приобретал вопрос завоевания на сторону пролетарской революции непосредственного революционного тыла Петрограда, каким являлся Северный фронт. Поэтому большевистская партия не случайно задолго до Октябрьского вооруженного восстания развернула на этом фронте активную работу, создавая там базу социалистической революции.

Революционные солдаты Северного фронта не обманули надежд нашей партии: они оказали важнейшую помощь вооруженному восстанию в Петрограде, быстро, по примеру Петрограда, установили у себя Советскую власть.

Завоевание большевистской партией большинства солдат старой армии на сторону пролетариата имело исключительно важное значение для победы Великой Октябрьской социалистической революции. В частности, солдаты Северного фронта и матросы Балтийского флота, перешедшие на сторону пролетариата, помогли вооружиться отрядам Красной Гвардии Петрограда, Гельсингфорса, Ревеля, Кронштадта и других городов Севера, обучить их военному делу и превратить эти отряды в могучую силу Октябрьской революции. Революционные солдаты и матросы вместе с отрядами Красной Гвардии приняли непосредственное участие в Октябрьском вооруженном восстании. Матросы и солдаты, присланные по зову большевистской партии с Северного фронта и Балтийского флота, вместе с Красной Гвардией Петрограда героически боролись за свержение власти буржуазного Временного правительства. [314]

Переход подавляющей части солдат и матросов старой армии и флота на сторону пролетарской революции позволил большевистской партии использовать в Октябрьском вооруженном восстании все важнейшие виды военной техники того времени - от винтовки до боевых морских кораблей.

С помощью принявших активное участие в пролетарской революции солдатских масс Северного фронта большевистской партии удалось предотвратить переброску с фронта реакционных войск для подавления вооруженного восстания в решающем политическом центре страны - Петрограде и других важнейших центрах страны. А это позволило большевикам создать перевес сил революции над силами контрреволюции в Петрограде и обеспечить победу Октябрьского вооруженного восстания с незначительными жертвами.

Благодаря героизму, стойкости и бдительности революционных солдат Северного фронта и матросов Балтийского флота партии большевиков удалось сорвать чудовищные планы контрреволюции, рассчитанные на открытие фронта, сдачу Балтийского флота и Петрограда, и тем самым предотвратить подавление пролетарской революции штыками немецких империалистов, не раз пытавшихся вторгнуться в глубь нашей страны в момент подготовки и проведения социалистической революции.

Молодая Советская республика, рожденная Великой Октябрьской социалистической революцией, могла выйти победительницей только лишь при помощи своих собственных вооруженных сил. Создание армии нового типа, армии, защищающей интересы Советского государства, представляло собой задачу исключительной трудности, ибо в прошлом опыта по строительству рабоче-крестьянской армии у большевиков не было. В решении этой сложной задачи партия опиралась на опыт военно-боевой работы, накопленный в период трех русских революций и особенно в период подготовки и проведения социалистической революции.

Основным вооруженным оплотом пролетарской революции, основной и решающей силой вооруженного восстания является рабочий класс, его вооруженные отряды - Красная Гвардия. Поэтому партия большевиков в период подготовки революции главное внимание уделяла созданию боевых рабочих дружин, отрядов Красной Гвардии, [315] имея в виду, что именно эти отряды выступят в центре борьбы и вокруг них будут объединяться восставшие народные массы. Одновременно партия принимала все меры к тому, чтобы вовлечь в активную вооруженную борьбу части старой армии и корабли морских флотов.

В ходе социалистической революции старая армия - главный оплот господства буржуазии - была разрушена. В течение ноября - декабря 1917 г. солдаты развернули борьбу за смещение контрреволюционного командного состава и проведение полной демократизации армии, за осуществление декретов II съезда Советов.

Полная демократизация армии, последовательная борьба за мир еще больше сплотили солдат вокруг большевистской партии и Советского правительства. И это оказывалось в том, что революционные солдаты старой армии, несмотря на неслыханно тяжелые условия на фронте, лишения и голод, которые приходилось переживать в первые месяцы Советской власти, продолжали удерживать фронт.

Ломая старую армию, большевистская партия и Советское правительство приступили к строительству новой армии - Красной Армии.

Первоначально Красная Армия строилась на началах добровольчества. В нее вошли наиболее сознательные и организованные представители трудящихся классов. Уже к февралю 1918 г. в ряды Красной Армии добровольно вступило свыше 100 тыс. человек. Среди них солдат старой армии было 60 тыс. Это говорило об огромной любви трудящихся к своей родной армии, которая с самого начала являлась армией народной, олицетворявшей собой особенности и преимущества советского государственного и общественного строя. С самого же начала в Красную Армию вошли отряды Красной Гвардии и наиболее организованные части старой армии, отличившиеся в Октябрьской революции.

Строительство Красной Армии осуществлялось на первых порах одновременно с демобилизацией старой армии.

Коммунистическая партия и Советское правительство своевременно провели мероприятия по вовлечению на добровольных началах революционных солдат старой армии в Красную Армию.

15 декабря 1917 г. в Петрограде начал свою работу общеармейский съезд по демобилизации старой армии. [316] Съезд обсудил вопросы демобилизации армии, создания Красной Армии[1].

В. И. Ленин обратился к делегатам съезда со специальной анкетой, выясняющей положение на фронте и необходимость создания новой армии. Материалы этой анкеты легли в основу резолюции, написанной В. И. Лениным 18 декабря 1917 г. и принятой СНК в связи с обсуждением вопроса о положении на фронте и состоянии армии. Среди ряда мероприятий, на которые указывал Ленин в резолюции, были и следующие:

«5. Усиленные меры по реорганизации армии при сокращении ее состава и усилении обороноспособности.

6. Экстренные меры по обороне от прорыва к Питеру.

7. Пропаганда и агитация за необходимость революционной войны»[2].

Ленинские идеи и практические советы легли в основу создания новой армии. 19 декабря 1917 г. при Наркомвоене по решению ОНК была образована «Всероссийская Коллегия по организации и управлению рабоче-крестьянской Красной Армии»[3].

Под руководством ее в тылу и на фронте большевистские и советские организации развернули кипучую деятельность по формированию первых частей рабоче-крестьянской Красной Армии.

В процессе демобилизации и переформирования войск партийные и советские организации Северного фронта вели тщательный отбор солдат и рабочих прифронтовой полосы в ряды Красной Армии. Наиболее опытных в боевом отношении и политически благонадежных солдат и унтер-офицеров, перешедших на сторону революции, рекомендовали командирами отрядов и подразделений. [317]

В конце декабря 1917 г. Верхоеев разослал «Инструкцию по формированию революционных батальонов народно-социалистической гвардии». Вместе с тем Верхоеев потребовал от армейских комитетов, чтобы «к 15 января 1918 года была закончена предварительная запись в народную Красную Гвардию»[4].

Специальные комиссии, созданные по формированию частей рабоче-крестьянской Красной Армии, занимались индивидуальным отбором. Важнейшими условиями для поступления в рабоче-крестьянскую армию являлись: добровольность, преданность Советской власти, доказанная на деле в дни Великой Октябрьской социалистической революции и в борьбе с контрреволюционными мятежниками, рекомендация демократических организаций или по крайней мере двух членов демократических организаций. Красная Армия создавалась с самого начала как армия классовая: в нее вступали главным образом рабочие и беднейшие крестьяне, воспитанные большевистской партией.

Северный фронт дал молодой Советской республике наибольшее количество красногвардейцев по сравнению с другими фронтами. Подавляющее большинство стрелков двух латышских бригад и запасного латышского полка, солдат 436-го Новоладожокого пехотного полка (12-й армии), 479-го Кадниковского пехотного полка (5-й армии), вставших на большевистские позиции в первые дни после февральской революции, влились в Красную Армию по первому зову партии целиком и воевали на фронтах гражданской войны, как герои.

Большинство же солдат Северного фронта, изъявивших желание вступить в Красную Армию, вошли в состав вновь создаваемых частей в индивидуальном порядке.

Отряды и полки молодой Красной Армии, сформированные на Северном фронте, использовались Советским правительством для подавления контрреволюционных выступлений финской, эстонской и латышской буржуазии, направлялись на фронт против Каледина, Дутова и других белогвардейцев. Они оказали героическое сопротивление немецким империалистам, когда последние, нарушив перемирие в феврале 1918 г., перешли в наступление. [318]


[1] Вопрос об организации Красной Армии был вынесен на обсуждение I общеармейского съезда по демобилизации по предложению военной организации при ЦК РСДРП (б). Съезд признал необходимым немедленно приступить к организации корпусов социалистической армии и принял текст обращения к солдатам, рабочим и беднякам-крестьянам с призывом активно вступать в новую армию.

[2] В. И. Ленин, Соч., т. 26, стр. 358.

[3] Законодательное оформление Коллегии произошло 15 января 1918 г., когда одновременно с декретом СНК о создании Красной Армии был подписан декрет о создании этой Коллегии. Официальным названием новой армии было «Рабоче-Крестьянская Красная Армия». Но в документах того периода встречались и другие названия.

[4] ЦГВИА, ф. 2031, oп. 1, д. 98, л. 189.


<< Назад | Содержание |