Критика идеалистических и метафизических воззрений на закон. Итак, мы уже знаем, что развитие познания идет к выявлению необходимых связей между предметами, выраженных в форме закона. Эти необходимые связи носят устойчивый, повторяющийся характер и охватывают значительный круг явлений. Следовательно, закон - это необходимая, общая, устойчивая связь между явлениями.
На протяжении всей истории развития философской мысли в понимании характера законов между материализмом и идеализмом идет ожесточенная борьба. Первые представления о законе относятся к философским системам Древнего Востока и Греции. Здесь под законом понимается объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Такой материалистической трактовке закона (линия Демокрита) противопоставлялась идеалистическая (линия Платона). Платон считал, что существуют идеи любой вещи, которые выступают законом по отношению к вещам в смысле образцов, творящих вещи по своему подобию. [108]
Хотя первые представления о законе и относятся к древним философским системам, действительное рассмотрение проблемы начинается лишь в философии Нового времени (Бэкон и Гоббс в Англии, Декарт во Франции, Ломоносов в России). Этому периоду присущ метафизический взгляд на мир, согласно которому природа движется по законам математики и механики и не развивается во времени. Такое положение наложило отпечаток и на понимание закона. Закон рассматривался как вечная неизменная сущность неподвижных вещей. В центре внимания философских систем в этот период находилось доказательство объективности природы, но не ее изменчивости, объективности содержания законов, но не их историчности. Ведь основой для философского обобщения служила классическая механика, а она изучала лишь механическое движение тел под воздействием внешних сил, не рассматривая их внутренних изменений.
С позиций субъективного идеализма разбирают понятие закона Юм и Кант. В отличие от Юма Кант сущность закона видит не в повторении привычных ассоциаций, не в привычке мыслить в определенной последовательности, а во всеобщих и необходимых связях между явлениями, которые находятся не в объективной действительности, а в сфере рассудка. Кант верно выделил такие признаки закона, как общность, существенность, необходимость. Однако эти признаки получили у него субъективно-идеалистическую трактовку, так как Кант рассматривал их как присущие только явлениям, которые не имеют объективной реальности, а представляют элементы внутреннего опыта и существуют, следовательно, только в познании. Это приводит его к выводу, превращающему рассудок в законодателя природы. Подобные взгляды В. И. Ленин подверг критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». «...Выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, - писал он, - а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый, второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы»[1].
Ленинская критика субъективно-идеалистической интерпретации научного закона сегодня так же актуальна, как и в начале века. Современные неопозитивисты рассматривают научное познание не как познание объективных законов развития природы и общества в сознании человека в форме определенных понятий, а как установление определенного порядка, соотношения между явлениями. Причем этот порядок, соотношение якобы зависит не от природы, а от заранее принятых субъектом условных принципов, [109] постулатов логики. Отсюда делается вывод, что законы науки - это продукт соглашения между учеными. Законы с этой точки зрения рассматриваются как удобные приемы мышления. То есть источником законов науки оказывается не внешний мир, а сознание человека, его разум, изобретающий эти законы и навязывающий их внешнему миру.
Так, швейцарский физик Е. Каезер утверждает, что сначала ученый разрабатывает определенную теорию, формулирует соответствующие законы, а затем, руководствуясь этой теорией, «находит и даже производит физическую реальность, в которой обнаруживается реальный порядок природы. В этом смысле законы математической физики первичны по отношению к миру отдельных явлений»[2]. Произвольно разрабатываемыми умственными конструкциями считает законы австрийский логик Л. Витгенштейн. В своей совокупности они, по мнению Витгенштейна, образуют своего рода сеть, которая накладывается субъектом на беспорядочный случайный мир явлений.
Американский социолог Р. Нисбет объявил признание существования объективных законов мифом: «Идея о неизменных законах или принципах, лежащих в основе природы или общества... в значительной степени есть миф»[3].
Если бы в объективной действительности не было никаких законов, если бы они представляли собой идеальные конструкции, создаваемые человеком и накладываемые им на объективные явления с целью их познания, то мы не смогли бы иметь истинного знания об окружающем мире, ибо идеальные конструкции, которые не отражают ничего в объективной действительности, не способны служить средством объяснения исследуемых явлений. Но развитие науки свидетельствует о том, что создаваемые учеными идеальные модели, схемы, так называемые научные законы способствуют проникновению человеческого ума в окружающий мир, объяснению исследуемых явлений. Значит, они отражают реальные связи, существующие в объективной действительности независимо от сознания, от мыслительной деятельности людей.
Далее, если бы законам науки ничего не соответствовало в объективной действительности, если бы они представляли собой чисто субъективные конструкции, используемые для упорядочения познаваемого материала, то люди, руководствующиеся ими в своей практической деятельности, не смогли бы осуществлять целенаправленное преобразование природы и общественной жизни и вообще не смогли бы ориентироваться в окружающей действительности. Между тем общественная практика показывает, что, используя достижения [110] науки, опираясь на разработанные ею теории, научные законы, люди успешно действуют, достигают тех результатов, которые предполагалось получить. Это свидетельствует о том, что научные законы - не произвольно созданные идеальные конструкции, а отражения реальных связей внешнего мира - объективных законов, о том, что последние существуют реально, вне и независимо от сознания и так или иначе отражаются, воспроизводятся в идеальных конструкциях, создаваемых людьми в ходе познавательной деятельности.
Объективный характер законов. Законы разделяются на объективные законы природы и общества и законы науки, отражающие законы объективного мира и потому имеющие также объективный характер. Объективность законов науки доказывается всем ходом истории развития человеческой практики и познания. Люди в своей практической деятельности руководствовались теми или иными требованиями закона задолго до его открытия наукой. Например, закон сохранения энергии был открыт в 40-х годах XIX века, но в своем воздействии на природу люди и раньше подчинялись требованиям этого закона, хотя и не знали о нем. Первобытный человек не мог бы добыть огня трением, не затратив при этом эквивалентного количества механической энергии. То есть законы не создаются наукой, а открываются, извлекаются ею из природы и общества.
Законы объективного мира нельзя ни уничтожить, ни видоизменить. Как нельзя создать или уничтожить материю, так нельзя сотворить, сформировать новые законы или уничтожить, ликвидировать существующие законы, по которым совершается движение материи. Законы природы и общества нельзя не только создать или уничтожить, но и видоизменить. Например, мы не можем по нашему желанию ни создать, ни ликвидировать закон всемирного тяготения, ни видоизменить его так, чтобы тело падало на землю при данных условиях быстрее или медленнее, чем это следует по закону падения тел Галилея. Это же касается и законов развития общества.
Итак, мы видим, что признание объективности законов природы и общества является важным методологическим принципом развития научного знания. Но, познавая законы природы и общества, человек выступает не пассивным созерцательным существом по отношению к ним, а активно использует законы в своей практической деятельности, то есть если нельзя «видоизменить» законы природы и общества, то природу и общество, опираясь на объективные, познанные человеком законы, изменить можно. «...Пока мы не знаем закона природы, - писал В. И. Ленин, - он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи [111] раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и от нашего сознания, - мы господа природы»[4]. Человек может при помощи одних законов ограничивать действие других законов. Открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения, естественно, действовал и до того, как он был открыт, однако, познав его, человек стал в одних случаях использовать его, в других - ограничивать сферу действия и даже нейтрализовать его. Так человек научился преодолевать (в известных границах) действие этого закона на основе законов аэродинамики. Разработка основных теоретических положений ракетоплавания связана с преодолением действия закона всемирного тяготения. Современные успехи в освоении космоса показывают, что человек одержал крупную победу в управлении этим законом.
Общие и специфические законы. Любой закон характеризуется тем, что он выражает общее, сходное, идентичное, что присуще группе предметов и явлений, выражает единство многообразных явлений. Следовательно, связи, которые выражаются в законе, не носят единичного характера. Но, с другой стороны, это не означает, что отражаемые общие связи и отношения в законе должны охватить все явления объективного мира. Степень общности в явлениях материального мира различна. В связи с этим и законы имеют различную степень общности и условно все законы можно разделить на три группы: специфические, или частные, общие и всеобщие.
Специфические, или частные, законы выражают связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений. Например, термодинамические законы, химические, биологические и т. д.
К общим законам относятся законы, проявляющиеся в большем круге явлений, чем специфические законы. Это законы сохранения массы, энергии, заряда, количества движения и др. Они характерны для всех явлений соответствующего круга.
Всеобщие законы - это законы диалектики, в которых выражены всеобщие связи и отношения всех явлений действительности. В них отражается то общее, единое содержание, которое заключается в законах первых двух групп. Например, в объективном мире существует множество частных законов, выражающих отношение между противоположными свойствами тел: закон взаимодействия противоположных электрических зарядов, частиц и античастиц, притяжения и отталкивания в системах, внутривидовой и межвидовой борьбы в живой природе, классовой борьбы в обществе и др. В содержании всех этих законов имеется нечто общее, повторяющееся. Это общее, единое содержание и есть диалектический [112] закон единства и борьбы противоположностей, который имеет универсальное значение. Точно такое же соотношение имеет и закон перехода количественных изменении в качественные и обратно с частными и общими законами, то есть выражает то общее, что заключается во множестве частных законов природы и общества.
Каково соотношение между частными и общими законами? Одни общие законы существуют через частные, другие самостоятельно. Это зависит от того, касаются они одной и той же связи или различных. Если общий и частный законы касаются одной и той же связи (закон полураспада и закон, определяющий время, в течение которого распадается половина такого радиоактивного вещества, как уран, в каком бы количестве мы его ни взяли), общий закон проявляется через частные законы. Если же общий и частный законы касаются различных связей (закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и основной закон социализма), они существуют самостоятельно, действуют один рядом с другим.
Динамические и статистические законы. Законы различаются между собой по форме проявления, то есть разделяются на динамические и статистические. Динамические законы - это такие, которые действуют в каждом явлении или материальном образовании, представляющем ту или иную форму движения или область действительности. Статистические законы действуют лишь в массе явлений. В качестве примера динамических законов можно назвать законы Кулона, Ома и др. Примером статистического закона может служить закон Бойля - Мариотта, фиксирующий связь между объемом газа и его давлением. Статистическими являются законы квантовой механики, выражающие всю совокупность возможных состояний и их взаимной связи при данных условиях. Статистические законы выражают «средние» состояния множества величин. Динамический закон абстрагируется от случайности, он выражает необходимость в чистом виде, поэтому дает возможность более или менее точно предсказать наступление того или иного результата. Статистический закон выражает объективную необходимость в ее неразрывной связи со случайностью, поэтому предсказание наступления того или иного результата на основе данного закона может быть не точным, а лишь с определенной степенью вероятности.
Познание законов объективного мира имеет большое практическое значение, открывает путь к научному предвидению. Использование познанных законов зависит от уровня развития технических средств. Если естествознание непосредственно открывает и изучает законы природы, одновременно подготавливая почву для их практического использования, то техника и технические дисциплины решают задачу, как именно эти законы могут быть применены [113] и использованы в интересах человека. Важным методологическим принципом при создании тех или иных технических конструкций является правильное понимание взаимодействия, взаимосвязи тех или иных законов, на основе которых работает данное техническое средство. Таким образом, техника развивается по мере того, как человек на практике материализует, использует те или иные законы в нужном для него направлении. [114]
[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 159.
[2] Kaeser Е. Physical laws, physical entities and ontology. - Dialectica, 1977, N 3-4, p. 277.
[3] Nisbet R. The Social Land. N. Y., 1970, p. 11.
[4] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 198.