1. Царская власть. «Московское государство - это вооруженная Великороссия» (Ключевский); окруженное со всех сторон врагами, оно вело тяжелую борьбу на три фронта - восточный, южный и западный. Борьба эта шла почти без перерывов, а в «перемирные годы» государство все же должно было находиться в состоянии полной боевой готовности. Понятно поэтому, что главной задачей московского правительства была организация вооруженных сил страны. Указанная военно-политическая обстановка требовала сильной центральной власти во главе государства. Носителем этой власти и был московский царь[1]. В его руках сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Все правительственные действия органов власти совершаются от имени царя и по царскому указу[2]. [201]

Власть московского государя была формально неограниченной, но лишь в руках Ивана Грозного и лишь в период опричнины власть эта превращалась в дикий и необузданный произвол. Вообще же московский государь был - не формально, а морально - ограничен старыми обычаями и традициями, в особенности церковными. Московский государь не мог и не хотел делать того, что «не повелось»[3]. Не желая сам нарушать установленных морально-религиозных правил и правовых норм, государь тем более не желал допустить их нарушения подчиненными ему властями. К государю стекались бесконечные жалобы населения («челобитья великие и докука беспрестанная») на злоупотребления должностных лиц, и правительство пыталось устранить поводы для этих жалоб постоянным контролем над органами суда и администрации и законодательным регулированием их деятельности. Первый московский царь издал в 1550 г. свой Судебник, а через сто лет, при царе Алексее Михайловиче, был издан новый кодекс «Соборное Уложение» (1649 г.), «чтобы Московского государства всяких чинов людем суд и расправа была всем ровна». Кроме общего свода законов, Московское правительство издавало, от имени государя, множество частных «уставных грамот», «наказов» и разного рода инструкций и предписаний, которые имели целью регулировать действия различных органов власти и охранять население от их злоупотреблений. Разумеется, на практике гроза царского гнева («опалы») далеко не всегда была достаточной защитой против произвола и злоупотреблений подчиненных органов власти.

[1] Мы говорили (гл. 4, § 7) о происхождении власти московского государя и об идейных основах этой власти. Если духовенство и «книжники» облекали эту власть в пышные идеологические одежды, то средние московские люди ясно видели и сознавали ее практическую необходимость для жизни государства; в Смутное время, когда не стало законного и общепризнанного царя в Русской земле, земские люди поднялись и организовались для восстановления царской власти; весною 1612 г. второе земское ополчение рассылало из Ярославля по городам грамоты, в которых говорило о необходимости «выбрати общим советом государя, чтоб до конца не разорился. Сами, господа, все ведаете: как нам ныне без государя против общих врагов... стояти?»

[2] В 1677 г. русский резидент в Польше Тяпкин писал в Москву, жалуясь на польские порядки, что здесь не знаешь, у кого добиться решения дела, ибо тут «что жбан, то пан», и что польские паны «не боятся и самого Создателя, не только избранного государя своего»; «не такие тут порядки, что в государстве Московском, где как пресветлое солнце в небеси единый монарх и государь просвещается, и своим государским повелением, яко солнечными лучами, всюду един сияет, единого слушаем, единого боимся, единому служим все»...

[3] «Московским государям была чужда мысль, что закон есть то, что им нравится, что он есть дело их произвола. Они жили в веками установленном порядке и руководились в своих правительственных действиях стариной, освященной временем, древним обычаем» (Сергеевич). Современник царя Алексея Михайловича Григорий Котошихин, рассказав о московской княжеской аристократии, добавляет: «А вновь Московский царь князем учинить не может никого, потому что не обычай тому есть, и не повелось». Попытка нарушения старых традиций и обычаев, предпринятая мимолетным «гостем» на московском престоле, Лжедмитрием I, окончилась его гибелью; она удалась лишь Петру Великому, после того как сами эти обычаи и традиции «поизшатались».


<< Назад | Содержание | Вперед >>