3. Западная Русь и Польша. Брестская церковная уния (1596 г.). Днепровское казачество. Богдан Хмельницкий. Борьба Москвы с Речью Посполитой за «Украину Малороссийскую». В результате Люблинской унии 1569 г. (гл. 5, § 6) южная половина великого княжества Литовского - Киевская земля, Волынь, Подолье и Подляшье - была присоединена к короне Польской. В эти обширные и плодородные области устремилась польская шляхта, которая получила здесь от польского правительства земельные владения и доходные должности. Польская шляхта стремилась внести в новоприсоединенных областях крепостное право на крестьян, а католическое духовенство поставило своей целью присоединение православного населения к католической церкви. Как средство перехода oт православия к католицизму была придумана церковная уния, при которой русская церковь сохранила бы православные [184] обряды и обычаи, но признала бы католические догматы и власть римского папы.
В 1596 г. в Бресте состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рагоза и большинство западнорусских епископов (во главе с Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем) приняли решение о соединении церквей. Два епископа, часть духовенства и огромное количество приехавших на собор мирян отказались принять унию и образовали особый собор, обе стороны предали одна другую проклятию и вступили в ожесточенную борьбу. Польское правительство признало законным постановление униатского собора, король издал манифест о состоявшемся соединении церквей, и православие официально перестало существовать как признанная законом религия.
Начались прямые гонения на православие, закрытие православных церквей, изгнание священников и т. д. Лишенное покровительства законов и предоставленное самому себе, православное население начало борьбу за свою отеческую веру. Сначала православие защищали некоторые вельможи (как князь Константин Острожский), но значительное большинство православной знати довольно скopo приняло католицизм и ополячилось. Борцами за православие явились тогда православные церковные братства в городах (Киеве, Львове, Луцке и др.); при братствах строились типографии, школы, больницы, развивалась широкая церковно-просветительная и благотворительная деятельность.
Уничтожить православную церковь королевским декретом не удалось. Приехавший в 1620 г. в Западную Россию патриарх иерусалимский Феофан по просьбе православных поставил им во все епархии православных епископов, и таким образом в западнорусских областях образовалась параллельно двойная церковная иерархия - православная и униатская. Православный киевский митрополит Петр Могила (с 1632 до 1646 г.) основал в Киеве знаменитую школу (Могилянскую академию), которая стала идейным центром западнорусского православия. Другим таким центром был древний Киево-Печерский монастырь.
Таким образом, в результате Люблинской и Брестской унии западнорусские области стали ареной борьбы национальной - борьбы русского населения против колонизации; религиозной - борьбы православия против католицизма и социальной - борьбы широкой массы русского крестьянства против угнетения его польской шляхтой. [185]
Решающим фактором в этой борьбе выступает в XVII в. днепровское казачество. Как из Московской Руси «вольная сиротская дорога» вела на Дон, так из Руси, подвластной Польше, такая дорога вела в широкие степи нижнего Поднепровья. Сюда стекались для привольной жизни вдали от польских панов и их арендаторов толпы смелых и предприимчивых людей, казаков, которые yстроили себе укрепленное убежище на островах нижнего Днепра, за Днепровскими порогами (знаменитая Запорожская сечь). Там жили они свободным военным братством, выбирая своих атаманов (с «кошевым атаманом» во главе) и есаулов и промышляли охотой, рыбной ловлей да военными набегами на турок и татар. Рост религиозного, национального и социального гнета на Украине в XVII в. превратил казаков в передовых борцов за веру и народность, за свободу и социальное равенство. Запорожье стало главным очагом протеста и борьбы; с конца XVI в. начинается почти непрерывный ряд казацких восстании против Польши. Польское правительство пытается opганизовать украинское казачество и привлечь его на своию службу. В Киевской области образуется войско «реестровых» (т. е. внесенных в списки) казаков, которые, однако в случае прихода мятежных запорожцев почти всегда переходили на их сторону и обращали свое оружие против поляков.
Ряд казацких восстаний, жестоко подавленных польским правительством, завершился в 1648 г. успешным восстанием под предводительством знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого. Призвав к себе на помощь большой отряд крымских татар Хмельницкий с запорожцами дважды разбил польские войска (у Желтых Вод и у Корсуня); он призвал народ к восстанию против угнетателей, и восстание запылало по всей Киевщине, Волыни и Подолии а потом перекинулось и на левый берег Днепра[1].
В том же 1648 г. польский король Владислав умер, и королем был избран его брат Ян-Казимир. В 1649 г. новый король выступил с войском против мятежных казаков; на помощь Хмельницкому пришел крымский хан с большим войском; союзное казацко-татарское войско окружило поляков под Зборовом и принудило Яна-Казимира заключить [186] мир на следующих условиях: число реестрового казацкого войска составляет 40 тыс.; Чигирин с округом поступает во владение гетмана; в местах жительства казаков (в воеводствах Киевском, Черниговском и Брацлавском) не будет польских гарнизонов, иезуитов и евреев; на все должности в названных воеводствах будут назначаться только православные; православный киевский митрополит будет заседать в польском сенате.
Однако условия Зборовского договора оказались неисполнимыми для обеих сторон. Польская шляхта не хотелa примириться с уступками мятежным «хлопам», а Хмельницкий не мог снова загнать в панскую неволю множество крестьян, которые, примкнув к восстанию, перешли в казаки и число которых далеко превышало 40 тысяч.
В 1651 г. война возобновилась, и войска противников сошлись при Берестечке (на Волыни); вследствие измены и внезапного бегства крымского хана с татарами казаки потерпели страшное поражение. Хмельницкий должен был согласиться на невыгодный мирный договор (под Белой Церковью). Число реестровых казаков сокращалось до 20 тысяч; шляхта вступала во владение своими имениями, и евреи по-прежнему могли быть их арендаторами; гетман должен был состоять под властью коронного гетмана и не имел права внешних сношений.
Понятно, что условия Белоцерковского договора вызвали всеобщее недовольство западнорусского населения. Значительная часть казаков и крестьян, не желая возвращаться в панскую неволю, толпами уходила в Московскую Украйну и заселяла область верховьев Донца и Оскола, где поселенцы основали много больших слобод, из которых потом возникли города Харьков, Сумы, Изюм, Лебедин, Ахтырка, Острогожск и др. (так называемая Слободская Украйна).
Хмельницкий увидел, что освобождение Украины собственными силами или при помощи такого ненадежного и вероломного союзника, каким оказался крымский хан, невозможно, и потому он обратился к московскому царю с настойчивыми просьбами принять войско запорожское и всю Украину Малороссийскую под высокую царскую руку (угрожая в противном случае поддаться турецкому султану). Москва долго выжидала и колебалась, но, наконец, решилась. Созванный осенью 1653 г. в Москве земский собор постановил, что гетмана Богдана Хмельницкого надлежит принять под государскую высокую руку «для православные [187] христианские веры», которая терпит гонении от поляков. Царские послы (во главе с боярином Бутурлиным) отправились к гетману, и 8 января 1654 г. знаменитая Переяславская рада по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православного» и принести ему присягу в верности, после чего боярин Бутурлин, от имени царя, утвердил гетмана в его достоинстве, вручив ему знамя и булаву. В марте 1654 г послы Хмельницкого приехали в Москву и после пepeговоров с Московским правительством получили от царя жалованную грамоту; в ней подтверждались права и вольности казаков и всех жителей Украины, которой предоставлялось широкое самоуправление; гетман имел даже право внешних сношений и только с польским королем и с турецким султаном не мог ссылаться «без указа Царского Величества». Областное управление и суд находилось в руках выборной казацкой старшины, с гетманом во главе, в городах сохранялись учреждения магдебургского права, число «списковых казаков» должно было составлять 60 000, разделенных на территориальные полки[2].
Начав в 1654 году войну, московские войска взяли Смоленск, заняли всю Белоруссию (с городами Могилевом, Витебском, Минском) и затем территорию собственно Литвы, включая столицу государства, Вильну. После этих завоеваний царь Алексей Михайлович принял титул: «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец). Хмельницкий взял Люблин и ряд городов на Волыни и в Галиции.
В это критическое для Польши время шведский король Карл X Густав с другой стороны напал на Польшу и овладел почти всей коренной польской территорией, включая Варшаву и Краков. Король Ян-Казимир бежал в Силезию, и Польша была на краю гибели. Ее спасло военное столкновение Москвы и Швеции. Недовольный вмешательством Швеции царь Алексей начал с ней войну, а с Польшей было заключено перемирие, которое между прочим предусматривало, что по смерти короля Яна-Казимира царь Алексей будет избран королем Польским.
Однако скоро дела приняли неблагоприятный для Москвы оборот. Еще раньше, в 1654-1655 гг., страна была опустошена страшной эпидемией «моровой язвы». Война со Швецией пошла неудачно; в 1658 г. она была [188] закончена перемирием, а в 1661 г. был заключен (в Кардисе) договор о «вечном мире» на условиях status quo.
В то же время испортились отношения с казаками. Возбуждал споры вопрос о допущении в Киев и другие города Украины постоянных московских гарнизонов; казацкие полковники не ладили с московскими воеводами, а гетман Хмельницкий вел секретные переговоры со шведским королем и с трансильванским князем Ракоци, подыскивая себе других союзников и иную «протекцию»...
В 1657 г. Хмельницкий умер, и казацкая рада выбрала гетманом Ивана Выговского (шляхтича по происхождению). Часть казацкой «старшины» (гетман с его штабом, полковники, сотники, есаулы и др.), которая заменила изгнанную с Украины польскую шляхту и завладела ее имениями, была бы не прочь освободиться от московской власти и снова примкнуть к Польше на условиях широкой политической автономии и сохранения своих социальных привилегий. Вождем этого течения и явился гетман Выговский. В 1658 г. он заключил секретный договор с поляками, а в 1659 г. он в союзе с татарским ханом напал под Конотопом на царское войско и нанес ему тяжелое поражение. Однако казацкие полки на левом берегу Днепра и значительная часть правобережных полков не пошли за Выговским. Осенью 1659 г. Выговский вынужден был отказаться от гетманства, и гетманом был избран молодой Юрий Хмельницкий, сын Богдана. Он снова заключил с Москвой договор о подданстве с добавлением некоторых новых статей, усиливавших власть московского правительства на Украине; в частности, у гетмана было отнято право внешних сношений[3].
Война Москвы с Польшей возобновилась и шла с переменным успехом; московские войска не раз терпели поражения, но вытеснить их с Украины полякам не удалось. Казацкие гетманы по-прежнему колебались между обоими воюющими сторонами. В 1660 г. и Юрий Хмельницкий изменил Москве и присягнул польскому королю, но Запорожье и левобережная сторона не пошли за ним. [189] Здесь после долгих смут и междоусобий гетманом был избран сторонник Москвы, запорожский кошевой атаман Брюховецкий[4]. Хмельницкий в 1662 г. отказался от гетманства, и с тех пор казаки на восточной и на западной сторонах Днепра обыкновенно выбирали себе особых гетманов.
Гетман Правобережной Украины Петр Дорошенко pешил поддаться турецкому султану, чтобы с его помощью вытеснить из Украйны и Москву и поляков. Почти вся 2-я половина XVII в. была для Украйны тяжелым временем «руины» (разорения); несчастная страна опустошалась пришлыми войсками - польскими, литовскими, московскими, татарскими и, наконец, турецкими[5] - и раздиралась непрерывной междоусобной борьбой казацких вождей...
Россия и Польша, истощив свои силы тяжелой 13-летней войной, наконец заключили в 1667 г. (в Андрусове, недалеко от Смоленска) перемирие на 13,5 лет. Согласно Андрусовскому договору, Россия отказывалась от Белоруссии, но удержала за собой Смоленскую область и всю Левобережную Украйну; на правом берегу Днепра она сохраняла за собой лишь Киев с окрестностями, но обязалась возвратить его Польше через 2 года (это обязательство не было исполнено); о запорожских казаках было постановлено, что они «имеют быть в послушании под оборою и под высокою рукою обоих великих государей» - царя Московского и короля Польского.
[1] В своих «универсалах» Хмельницкий именует себя «гетманом славного войска Запорожского и всее по обеим сторонам Днепра сущей Украины Малороссийской», описывает притеснения и насилия, испытанные народом от поляков, и призывает «вас всех малоросиян, братию нашу, до компании военной» (Акты Зап. Росс., т. V. № 23).
[2] Гетман обязывался государю и его наследникам «служити и прямити, и всякого добра хотети, ...и во всем быти в нашей государской воле и послушанье навеки» (Полн. Собр. Законов, т. I, № 119).
[3] «Гетману послов и посланников и гонцов... ни из которых государств к себе не принимать и от себя не посылать». «Гетману ж быти верну и навеки неотступну и ни на какие ляцкие (т. е. польские) прелести не прельщаться». «Гетману с войском быть готову на царскую службу, а без государева указу на войну никуда не ходить». В Киеве, в Переяславле, в Нежине, в Чернигове, в Браславле, в Умани быть царским воеводам и ратным людям для обороны от неприятелей, «а тем воеводам в войсковые права и вольности не вступаться» (Полн. Собр. Зак., т. I, № 262).
[4] В 1667 г. гетман Брюховецкий также изменил Москве и в 1668 г. был убит в казацком междоусобии. В 1669 г. восточная сторона выбрала гетманом Демьяна-Многогрешного; однако вскоре он был обвинен в измене и сослан в Сибирь, а гетманом был избран Иван Самойлович (в 1672 г.).
[5] В 1672 г. огромное турецкое войско явилось на Украину и взяло сильную крепость Каменец. Поляки были вынуждены заключить с турками мир (под Бучачем, в Галиции), по которому они уступали туркам Подолию и юго-западную часть Украины.