Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Но данное определение предмета философии указывает лишь на то, что изучает философия, но оно ничего не говорит о тех задачах, которые она решает на основе изучения этих всеобщих законов, о том, каковы ее функции. А без этого невозможно определить место и роль философии в обществе, ее социальное назначение. Таким образом, определение предмета философии предполагает также выявление тех функций, которые она выполняет в обществе.

Какие же основные функции философии? Изучая всеобщие законы действительности, она выполняет следующие три основные функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую.

Мировоззренческая функция философии. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающей единое понимание происходящих в мире явлений, определяющей место человека в мире и закономерности его взаимосвязи с миром. Такая система взглядов, основываясь на изучении всеобщих законов, так или иначе охватывает все явления природной и социальной действительности.

В условиях социализма овладение научным, марксистско-ленинским мировоззрением имеет исключительно большое значение: без этого люди не смогут правильно понять происходящие в мире явления, разобраться в сложной обстановке, уяснить свое место в обществе, определить свою жизненную позицию, идеалы. Давая целостную систему взглядов на окружающую действительность, философия определенным образом ориентирует людей в их жизни и деятельности, помогает выработать активное, творческое отношение к действительности, верно понять проводимую марксистско-ленинской партией и социалистическим государством политику и тем самым способствует сознательному участию трудящихся в политической жизни общества, в борьбе за социальный прогресс, за реализацию социалистических идеалов.

Изучение философии играет важную роль и в повышении общей культуры людей. Дело в том, что в философии в наиболее концентрированном виде выражены результаты развития научного познания и общественной практики. Ознакомление людей с философией, усвоение ими ее содержания есть, таким образом, не что иное, как приобщение их к общечеловеческой культуре, к наиболее важным результатам ее развития. Высокий уровень культуры людей - необходимое условие их плодотворной деятельности. Эффективное решение задач дальнейшего совершенствования современной техники, производства предполагает широкую эрудицию, способность [13] предвидеть тенденции развития отрасли и общественного производства в целом. А это является следствием высокой общей и профессиональной культуры, высокой культуры мышления.

Участвуя в решении той или иной практической задачи, каждый труженик всегда имеет дело не только с техникой и технологическими процессами, но и с другими, такими же, как и он, тружениками. В своей трудовой деятельности в коллективе, в решении практических задач трудящиеся неизбежно сталкиваются с социальными проблемами, с социальными отношениями. И если это так, то они должны знать законы развития общественных отношений, общества. Познание же общих законов развития общества возможно лишь на основе марксистско-ленинского учения об обществе, исторического материализма.

Гносеологическая функция философии. Данная функция касается научного познания, выявления закономерностей его возникновения и развития. В отличие от агностиков, отрицающих возможность познания мира, и объективных идеалистов, рассматривающих познание как саморазвитие духа, мышления, диалектический материализм считает, что мир познаваем и процесс познания представляет собой отражение действительности в сознаний людей в виде идеальных образов, их взаимосвязи и движения. Марксистско-ленинская теория познания исходит из последовательно материалистического решения основного вопроса философии, то есть рассматривает мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от нашего сознания.

Раскрывая законы функционирования и развития познавательной деятельности людей, философия исследует формы движения мышления к истине, пути и средства ее достижения, проверки полученных знаний и т. д.

Овладение законами функционирования и развития познавательной деятельности - весьма важная задача. Дело в том, что сознательное участие в решении задач общественного развития предполагает умение мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, находить наиболее рациональные пути решения возникающих проблем. Но чтобы правильно, на современном уровне культуры мыслить, необходимо знать законы, по которым развивается познание, осуществляется мыслительный процесс, и руководствоваться ими в своей практической деятельности.

Методологическая функция философии. Разрабатывая мировоззрение - целостную систему взглядов на мир, дающую понимание происходящих в нем явлений, и теорию познания, призванную изучать законы функционирования и развития познавательной деятельности, философия вырабатывает и общий метод познания, который представляет собой совокупность требований к мыслящему [14] субъекту, сформулированных на основе всеобщих законов действительности и познания и ориентирующих его в познавательной и практической деятельности. Он является выводом из истории развития познания и общественной практики. В самом деле, в требования к мыслящему и действующему субъекту можно перевести лишь те закономерности, те свойства и связи общественной действительности и познания, которыми человек овладел, которые открыты и так или иначе используются на практике. А если это так, то метод познания существенным образом зависит от уровня развития науки и общественной практики. С развитием науки и практики изменяется метод, совершенствуются его требования, один метод заменяется другим, более соответствующим новому уровню развития науки и практики.


<< Назад | Содержание | Вперед >>