В истории нашего Отечества есть темы, к которым не угасает ни интерес читателей, ни внимание ученых. Сколько бы книг, брошюр, статей, очерков им ни посвящалось, люди разных возрастов и поколений, вкусов и увлечений ждут новых публикаций по этим проблемам, потому что они поистине неисчерпаемы. К их числу относится и история величайшей в феодальную эпоху битвы народных масс России за волю - Крестьянской войны 1667-1671 гг., возглавленной Степаном Тимофеевичем Разиным.
Еще звучали выстрелы со стен астраханского кремля, бушевали ожесточенные схватки Крестьянской войны, а первый ее историк уже тайно вел свои записи, чтобы спустя восемь лет составить о ней первое летописное сказание. Это был сын боярский Петр Алексеев Золотарев, служивший у астраханского митрополита Иосифа, казненного разницами. В написанном им сказании (Золотаревском летописце) он излил свою ненависть к восставшим, накопленную за полтора года тревожной жизни в захваченной разницами Астрахани, но в то же время и запечатлел свидетельство очевидца об этом «бунташном» времени. С тех давних пор ведется изучение и осмысление этого крупного народного движения эпохи феодализма.
Имя Степана Тимофеевича Разина, возглавившего движение, входит в нашу жизнь с детства вместе со страницами школьного учебника, со старинными песнями и преданиями, с названиями улиц, со знаменитой суриковской картиной, с книгами Чапыгина, Злобина, Шукшина...
О Степане Тимофеевиче Разине, сумевшем объединить под своими знаменами десятки тысяч восставших крестьян разных национальностей - русских и украинцев, мари и татар, мордвы и чувашей, написано немало. Личность легендарного предводителя восставшего крестьянства вот уже на протяжении трех столетий привлекает внимание историков, писателей, публицистов. Его образ нашел отражение в произведениях мастеров искусств. [3]
А. С. Пушкин считал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории», с увлечением собрал и издал в своей обработке цикл песен о Разине. К любимому народному герою неоднократно обращали свои взоры А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов. Революционеры-демократы видели в Разине народного вождя, одно имя которого сплачивало и поднимало народ на борьбу за волю. Среди потаенных произведений революционных народников имела хождение написанная Сергеем Синегубом поэма о Степане Разине. В 70-е годы XIX в. народник Н. Ф. Даниэльсон переслал Карлу Марксу в Лондон в числе других материалов по истории России книгу историка Н. И. Костомарова «Бунт Стеньки Разина». Книгу Маркс изучил и тщательно законспектировал - настолько его заинтересовала тема и ее решение в русской историографии.
В ряду исторических лиц - борцов за свободу, которым предполагалось поставить памятники на городских улицах и площадях Страны Советов, был и Степан Разин. С. Т. Коненков выполнил из дерева скульптурную группу «Ватага Степана Разина». Она была установлена в Москве на Лобном месте. 1 мая 1919 г. В. И. Ленин произнес речь на открытии этого памятника. Владимир Ильич назвал С. Т. Разина одним из представителей мятежного крестьянства, отдавших жизнь в борьбе за свободу[1].
Трудно объять великое множество публикаций, посвященных второй Крестьянской войне в России[2]. Издание источников, исследований, фольклорного материала о Степане Разине с первых десятилетий Советской власти и по настоящее время отражено в подробной, периодически обновляемой библиографии[3]. Но о некоторых из них просто нельзя не упомянуть.
Настоящим научным подвигом было выявление и издание в четырех томах всех актовых материалов о второй Крестьянской войне, выполненное научным сотрудником ЦГАДА Е. А. Швецовой и вышедшее в свет в 1954-1976 гг.[4] По этим источникам можно проследить зарождение движения, ход Крестьянской войны в городах и районах России, действия отдельных отрядов во главе с местными руководителями, раскрыть движущие силы, идеологию и цели повстанцев. Это монументальное издание документов дополняют сборники «Записки иностранцев о восстании Степана Разина» (Л., 1968) и «Иностранные известия о восстании [4] Степана Разина» (Л., 1975), опубликованные под редакцией А. Г. Манькова. В них вошли разрозненные и малоизвестные памятники, которые по-новому осветили ряд аспектов темы, и в частности характер Каспийского похода разинцев, внутреннее состояние Астрахани в период восстания, отношение иностранцев к нему.
В 1966 г. вышли из печати два обобщающих капитальных труда - «Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв.», где раздел о восстании Разина написан А. Г. Маньковым, и «Крестьянская война в России в 1670-1671 гг.» И. В. Степанова. Но тема продолжала привлекать внимание историков: выяснялись причины и общие вопросы второй Крестьянской войны[5]; ход движения в различных районах страны и участие в нем городского населения[6]; идеология повстанцев и внешнеполитический аспект восстания[7]. Эти работы позволили уточнить хронологию и географию второй Крестьянской войны, углубить представление об устройстве управления в захваченных повстанцами областях.
Своеобразным итогом исследований советских историков о крестьянских войнах стало издание в 1974 г. сборника статей «Крестьянские войны в России XVII- XVIII веков: проблемы, поиски, решения», подготовленного Институтом истории СССР АН СССР. В нем четко обозначены роль и место восстания Степана Разина в истории классовой борьбы в России. Заслуживают внимания книга В. И. Буганова «Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.» (М., 1976), а также монография А. П. Пронштейна и Н. А. Мининкова «Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков и донское казачество» (Ростов-на-Дону, 1983).
Советских историков живо интересует личность самого С. Т. Разина. Биографический очерк и социально-психологический портрет предводителя второй Крестьянской войны в России даны в статьях В. И. Буганова и Е. В. Чистяковой[8]. В популярной серии «Жизнь замечательных людей» научно обоснованную художественную биографию народного вождя опубликовал А. Н, Сахаров, перу которого принадлежит также капитальная статья о формировании С. Т. Разина как руководителя крестьянского восстания[9].
Постепенно создается и портретная галерея талантливых сподвижников Разина. Опубликованы работы о таких крестьянских вожаках, как Василий Ус и Никифор Черток[10], о легендарной женщине-атамане Алене[11], [5] о предводителях отдельных отрядов на Волге и в Воронежском крае[12].
В этой книге читателя ждет встреча со многими народными предводителями в Среднем Поволжье и Заволжье, в центральных и южных уездах России. По крупицам из русских и иностранных источников собраны сведения о жизненном пути и борьбе таких ярких личностей, как Василий Ус, Максим Осипов, Михаил Харитонов, Леско Черкашенин, Акай Боляев, атаман Алена. Люди разной национальной и сословной принадлежности, они привнесли в движение свойственные своей среде общественные настроения, социально-историческое и социально-психологическое понимание важнейших задач и целей борьбы.
Основываясь на новых фактах и материалах, опираясь на данные последних исследований по истории второй Крестьянской войны в России, авторы стремились показать С. Т. Разина и его сподвижников в гуще событий, в динамике борьбы, на фоне своей исторической эпохи.
XVII столетие вошло в историю России как «бунташный» век. Так называли его еще современники. В самом начале века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606-1607 гг., когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная с Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина, с титанической силой и размахом которой не могли сравниться другие выступления.
Почему именно в XVII в. произошли сразу две крестьянские войны? Почему столь высок в то время был накал классовой борьбы?
XVII столетие в истории России отмечено окончательным оформлением крепостного права в общегосударственном масштабе. Сыск беглых крестьян постепенно стал бессрочным, а крепостное состояние было юридически оформлено Соборным уложением 1649 г. [6] XI глава этого свода законов - «Суд о крестьянех» - на основе составленных ранее писцовых и переписных книг навсегда (вплоть до реформы 1861 г.) устанавливала личную, поземельную и . административную зависимость крестьян от феодалов (помещиков, бояр, монастырей) и право феодала на имущество зависимого крестьянина и его потомства. Одновременно увеличивалось «государево тягло» - система обложения крестьян и в особенности горожан налогами, различными сборами и повинностями в пользу государства.
Ко второй половине XVII в. крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вместе с тем расширялись товарно-денежные обороты, наметились коммуникации складывавшегося всероссийского рынка, укреплялись его связи с рынками стран Европы и Востока. Появились первые мануфактуры, толпы вольных «гулящих людей» нанимались сезонными работниками на суда, солеразработки, рыбные промыслы.
Вслед за изданием Уложения 1649 г. усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийное и принимавшее порой угрожающие размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в XVI в. и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения. Изучение динамики и географии бегства показывает, что это была своеобразная форма классовой борьбы крепостного крестьянства.
Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые сыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50-60-х годах XVII в. неудачные опыты казны (выпуск быстро обесценивавшихся медных денег) и общее напряжение, вызванное войной с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили исподволь назревавшее недовольство и приблизили колоссальный взрыв, возвестивший начало второй в истории России Крестьянской войны.
На многих событиях 1667-1671 гг., на делах и решениях повстанцев лежит отпечаток личности С. Т. Разина и его ближайших соратников. Они преломляют в себе лучшие черты народа российского - широту натуры, оптимизм, бесстрашие, удаль, доброту, отзывчивость, изобретательность. Биографии их неотделимы от вех и поворотов Крестьянской войны. Заблуждения предводителей движения, их наивная вера в справедливого [7] царя, политическая слепота их представления о надклассовой сущности царской власти и подразделения дворян и бояр на «плохих» и «хороших» были свойственны основной массе поднявшегося на борьбу угнетенного люда.
Не торными путями вели они восставший народ на борьбу. Разин и его сподвижники знали, что поединок, в который они вступили с феодалами, будет стоить им крови. Но они мужественно смотрели смерти в лицо, потому что были полны решимости до конца - пусть даже ценой собственной жизни - защищать интересы повстанческих масс.
Преодолеть стихийность, локальность и разобщенность в действиях восставшего крестьянства его предводители при всей своей незаурядности, при всех своих способностях и талантах были не в силах. Ведь они сами - плоть от плоти народа. В их действиях, как и в действиях всей повстанческой массы, нашел отражение стихийный, импульсивный характер Крестьянской войны. Они вступили в схватку с крепостничеством без ясного осознания целей борьбы и дальнейших ее перспектив. По меткому определению В. И. Ленина, они боролись за волю «как умели и как могли»[13]. [8]
[1] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 326.
[2] Историография второй Крестьянской войны освещена в кн.: Смирнов И. И., Маньков А. Г., Подъяпольская Е. П., Мавродин В. В. Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. М.; Л., 1966. Гл. 5; Степанов И. В. Крестьянская война в России в 1670- 1671 гг. Т. I. Л., 1966. Гл. 2.
[3] См.: Сменцовский М. Н. Степан Разин в науке, литературе и искусстве // Каторга и ссылка. 1932. № 7-8; Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков: Проблемы, поиски, решения. М., 1974. С. 426-431; Предводители крестьянских войн в России XVII- XVIII вв. Страницы биографий: Рекомендательный указатель литературы. М., 1979.
[4] Крестьянская война под предводительством Степана Разина (далее: Сб. док.). Т. I. М., 1954; Т. II. Ч. I-II. М., 1957-1959; Т. III. М., 1962; Т. IV. Дополнительный. М., 1976.
[5] См.: Буганов В. И., Чистякова Е. В. О некоторых вопросах второй Крестьянской войны в России // Вопросы истории. 1968. № 7; Скляр И. М. Крестьянское движение в Среднем Поволжье накануне восстания под предводительством С. Т. Разина. АКД. М., 1969.
[6] См.: Тихонов Ю. А. Крестьянская война 1670-1671 гг. в лесном Заволжье // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963; Кондрашенков А. А. Крестьянское движение в Смоленском крае в XVII -начале XVIII в. II Тезисы докладов и сообщений XVII сессии Межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Рига - Сигулда. Октябрь 1970 г. М., 1970; Соловьев В. М. К вопросу об участии городского населения в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина // История СССР. 1982. № 2.
[7] См.: Санин Т. А. О начальном этапе восстания Степана Разина (1667-1668 гг.): Публикация документов из фонда Посольского приказа ЦГАДА // Советские архивы. 1969. № 3.
[8] См.: Буганов В. И. Степан Тимофеевич Разин // История СССР. 1971. №. 2; Он же. Степан Разин // История: Научно-популярные очерки. М., 1985; Чистякова Е. В. Степан Тимофеевич Разин // Вопросы истории. 1971. № 8.
[9] См.: Сахаров А. Н. Степан Разин (Хроника XVII в.). М., 1973; Он же. Степан Разин - предводитель Крестьянской войны // Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков: Проблемы, поиски, решения.
[10] См.: Чистякова Е. В. Василий Ус - сподвижник Степана Разина. М., 1963; Прохоров В. А. Никифор Чертой - сподвижник Разина // Вопросы истории. 1968. № 6.
[11] См.: Алена Арзамасская-Темниковская: Историко-литературный сб. / Сост. П. П. Смирнов, Е. В. Чистякова. Саранск, 1986.
[12] См.: Клеянкин А. В. «Разинские работники» на Волге // Вопросы истории. 1969. № 4; Скобелкин О. В. Разинские атаманы в Воронежском крае // Классовая борьба и революционное движение в Воронежском крае. Воронеж, 1983; Чистякова Е. В., Соловьев В. М. Разин и разницы на Мордовской земле. Саранск, 1986.
[13] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 194.
| Содержание | Вперед >>