История стран Азии и Африки - Средние века
Документ интересен тем, что в нем имеется свидетельство о продаже земли в области Бенгалия (государство Гуптов) уже в VI веке.

Ом! Благоденствие [всем Вам]! В царствование махараджадхираджи[1] Шри Дхармадитьи, по твердости подобного Яяти-Амбарише[2] и не имевшего врагов на этой земле во время правления Махараджи[3] Стханудатты, [своею] мощью достигшего высокой ясности духа, во вверенной ему Варакаман-дале[4] управлял вишайяпати[5] Джаджава. Садханика Ватаб-хога объявил махаттарам[6] вишайи, которые стояли во главе простого народа, [а именно:] Етите, Кулачандре, Гаруде, Ври-хаччатте, Алуке, Аначаре, Бхашайтье, Шаубхадеве, Гхоша-чандре, Анимиттре, Гуначандре, Каласакхе, Куласвами, Дурллабхе, Сатьячандре, Арджуна-баппе, Кундалипте [следующее]: «Я хочу купить у вас участок земли, годной для обработки, и отдать [его] брахману. Поэтому вы должны, взяв [146] у меня плату [за нее] и разделив [землю в своем] округе, дать [мне участок земли]». Поэтому мы, будучи единодушными в отношении этой просьбы и получив разрешение от пустапалы[7] Винайясены, дали [свое] согласие. В здешнем округе существует закон, [которому следуют около] Восточного моря[8], [согласно которому] земля, годная для обработки, продается по четыре динара за одну кулья-вапа[9].

Свидетельство о купле [земли] по закону удостоверяется записью на медных пластинках сразу после того, как будет показан произведенный расчет за участок земли. После этого шестая часть пользы [цены?] по местному закону передается парама-бхаттараке[10]. Поэтому, когда садханика[11] Витабхога, совершив требуемое этим обычаем и вручив залог [человека, стремящегося] прославить свои религиозные добродетели как посредством выраженного желания, так и посредством действия, сначала вручил двенадцать динаров, а затем рукою Шизачандры выделил участок земли площадью в восемь на девять нала [тростников], мы согласно закону [о правилах, записанных на] медных пластинках, передали в присутствии Витабхоги три кулья-вапы годной к обработке земли в селении Дхрувилати. Этот Витабхога, желающий получать милости на том свете, пользуется плодами [подаренной земли, то есть] в течение [всего времени, пока] существует луна, звезды и солнце, с радостью отдал, во имя блага своих родителей, приобретенную землю Чандрасвамину из рода Бхарадваджи, [принадлежащего к брахманской школе] Ваджасанейи, [брахману], изучившему шесть анг.

Раджи [земель], граничащих с этим участком, будучи осведомленными в законах, хорошо знают [правило] «дар, сделанный навечно тем, кто может бросать или сохранять подаренную землю, должен охраняться раджами и всеми другими людьми», и поэтому они должны особенно охранять [этот] земельный дар. Пограничными знаками [участка, подаренного Чандрасвамину], являются: на востоке - половина деревни, [принадлежащая] Химасене; на юге - три ступени, [ведущие] к источнику, и [земля, право на владение которой зафиксировано на] медной пластинке; на западе - три ступени, [ведущие к источнику], и Щилакунда; на севере - корабельные верфи и половина деревни, [принадлежащая] Химасене. [В данной надписи] уместен стих: «Кто сам захватит [147] подаренное или (сделает это) через посредство другого, тот, став червем в собачьем помете, будет гнить вместе со [своими] предками».


[1] Махараджадхираджа - императорский титул, соответствующий титулу «царь царей».

[2] Яяти-Амбарише - мифический герой.

[3] Махараджа - титул ниже махараджадхираджи.

[4] Мандала - в данном случае область, провинция, следовательно, провинция Варака.

[5] Вишайя - округ; пати - господин; следовательно вишайяпати - начальник округа.

[6] Махаттара - в русском языке этому термину больше всего соответствует определение «наибольший». Кем были махаттары, в данном случае точно определить невозможно.

[7] Пустапала - должность хранителя официальных документов.

[8] Восточное море - здесь имеется в виду, несомненно, Бенгальский залив.

[9] Кулья-вапа - мера земли, точная величина которой не установлена.

[10] Парама-бхаттарака - один из многих императорских титулов.

[11] Садханика - очевидно, производное слово от садхана. По-видимому, термин садханика является наименованием должностного лица.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том I, Раннее средневековье. М., 1961. С. 146 - 148.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."