Документы перед II-ой мировой войной - Документы 1937 - 1939 гг. |
[...] Паникеры и пораженцы в Чехословакии рисуют наше международное положение в самых черных красках: ради нас, мол, никто и пальцем не пошевелит, все уже заранее потеряно, лучше и не защищаться. В тот же барабан бьют открытые сторонники третьей империи. В листовках, привезенных из третьей империи, написанных на скверном чешском языке, говорится, будто ради нас и пальцем никто не пошевелит. Враг очень хорошо знает, в чем дело, он знает, в чем сила Чехословакии, что ей придает твердость, что делает нападение на Чехословакию рискованным предприятием: это - союз с Францией и особенно с Советским Союзом. Поэтому враг кричит: «Не верьте, сдавайтесь!» И чешские реакционеры бьют в тот же барабан. Но в действительности дело обстоит совсем иначе, чем этого желают Генлейн, чешская реакция и господа из третьей империи.
Международное положение Чехословакии прочно потому, что она опирается на Францию и особенно на Советский Союз. Реакция пытается распространить о Советском Союзе мнение, что он не может оказать реальную помощь в деле защиты независимости Чехословакии. Однако до сих пор Советский Союз все свои обязательства и договоры выполнял. Между Советским Союзом и Чехословакией существует договор о взаимопомощи. Советский Союз выполнит этот договор до последней буквы. Если же кто и говорит, что у Советского Союза нет общей границы ни с нами, ни с третьей империей, то на это есть ясный ответ: до сих пор Советский Союз всегда находил путь к выполнению своих обязательств, и в данном случае он найдет этот путь.
Другой вопрос - придет ли нам на помощь Франция, в которой все-таки правят капиталисты, Франция придет [108] нам на помощь, но отнюдь не из-за наших прекрасных глаз, а потому, что это в ее собственных интересах. Чехословакия является камнем преткновения на пути агрессоров, которые пытаются убрать его с дороги. Тот, кто этот камень устранит, будет господствовать в Центральной Европе, а это создаст угрозу положению Франции в Европе. Еще Бисмарк сказал, что, кто владеет Чехией, тот владеет Европой. Если империалистическая держава захватит Чехословацкую республику, то Франция сойдет на положение второразрядного государства и будет открыт путь для экспансии против всех. Исходя из своей государственной точки зрения Советскому Союзу нечего особенно этого бояться: он всегда сумеет дать отпор. Но этого должна бояться Франция, и поэтому она придет нам на помощь.
А как обстоит дело с Англией? Там определенная часть влиятельных капиталистов и лордов охотнее всего занималась бы дележом чужого имущества. Они знают, что Гитлер жаждет колоний, что эти колонии они должны были бы отдать сами, и думают, что было бы неплохо, если бы он взял то, что им не принадлежит, хотя бы такую страну, как Чехословакия. Однако уже теперь ясно, что, чем больше требований третьей империи будет удовлетворено, тем больше будет ее аппетит. Предположим, Гитлер захватит Чехословакию. Английские лорды думают, что потом он двинется на Украину. Но там уже однажды немцы были и так бежали, что Вильгельм II остановился только в Дорне. Третья империя захватила бы Польшу и Венгрию, а так как Украина оказалась бы орешком потверже, то в конце концов счет был бы предъявлен господам в Лондоне. Поэтому в Лондоне тоже говорят, что рискованно выдавать Чехословакию. Таким образом, собственные интересы диктуют западным друзьям Чехословакии не допустить того, чтобы она пала. Все это, конечно, имеет силу при одном условии: что мы сами не положим голову на плаху.
В свете этого становится ясной роль объединения чешских тузов, толкающих страну к катастрофе. Панская коалиция прикладывает усилия к тому, чтобы Чехословакия капитулировала. Они хотят оторвать ЧСР от Советского Союза и от Франции. Ясно, что этим они помогают осуществлению планов третьей империи.
Они хотят протащить Генлейна в правительство, хотят с его помощью установить реакционный правый режим, [109] хотят сначала выставить за двери совета министров социалистов, а потом вместе с коммунистами бросить их в концентрационные лагери.
Разумеется, нельзя обойти молчанием и ответственность тех, кто хотя и ругает реакцию, выступает против нее в печати, но не делает из всего происходящего необходимых выводов. Я говорю об ответственности социалистических партий за создавшуюся обстановку. Это их уступки реакции способствовали возникновению теперешних трудностей. Я хочу привести всего один пример из событий последнего времени. 18 февраля 1937 г. с немецкими правительственными партиями было заключено соглашение о том, что немцам по справедливости будет дано все, что они могут рассчитывать получить, что им дадут права и возможность жить должным образом. В действительности же всегда, когда при выполнении этого соглашения делалось полшага вперед, одновременно делалось четыре шага назад. Социалисты говорят, что это якобы произошло по вине аграриев. А теперь перед лицом всего мира, под угрозой всевозможных вмешательств быстро пишется статут о национальностях. Если бы полтора года тому назад поступили так, как предлагали коммунисты, если бы правительство сделало это по собственной инициативе, на нашей шее не висел бы теперь Генлейн. Никто в мире не может понять нерешительность чехословацкого правительства. Один раз оно что-то разрешит, потом это же запретит, потом снова разрешит и т. д., как это было с запрещением собраний и празднования 1 Мая. Понятно, когда это делает реакция, желая создать в мире впечатление нерешительности, впечатление, что чехословацкое правительство не знает, чего оно хочет. Однако непонятно, почему это нравится социалистам и демократам, находящимся в правительстве.
Социалисты потому не могут решительно выступать в правительстве, что они продолжают сохранять раскол в рядах рабочего класса. Благодаря этому реакция поднимает голову. Если бы социалисты не ставили препятствий на пути стихийно создающегося единства, если бы они опирались на объединенный трудовой народ, реакция оказалась бы бессильной. За это большую ответственность несут лидеры социалистических партий, которые как будто бы нарочно не хотят ничему научиться на опыте Гер« мании и Австрии. [110]
Что необходимо в настоящее время? В первую очередь, необходимо создать единство рабочего класса для защиты независимости республики и демократии. Рабочий класс призван возглавить защиту республики. Одна часть буржуазии хочет республику продать, другая, демократическая часть колеблется. Единственная сила, которая может сплотить вокруг себя весь народ, за исключением горстки изменников,- это рабочий класс. Для этого, однако, необходимо единство.
Во-вторых, необходимо создать боевой фронт всех национальностей Чехословакии для защиты ее самостоятельности. Мы видим, что тот, кто хочет разделить Чехословакию, одновременно разжигает в народе шовинистические настроения. Но в Чехословакии живут не только чехи и словаки. Здесь живут немцы и. украинцы, поляки и венгры. И все эти национальности заинтересованы в том, чтобы не попасть под иго фашизма. Десятки тысяч людей, терроризируемых Генлейном, при правильной политике примкнули бы к демократии. Существующий режим, который льет воду на мельницу Генлейна, должен быть изменен.
В-третьих, народу нужно дать свободу и хлеб. Народ многое выдержит и может быть героическим и самоотверженным, когда речь идет о существовании свободы, но струны нельзя натягивать слишком сильно. За 20 лет буржуазия нагребла многие миллиарды. Теперь, когда речь идет о защите независимости, она не хочет дать ничего. Разумеется, если она не даст добровольно, ее может заставить сделать это сплоченный народ.
В-четвертых, необходимо энергично рассчитаться с пораженцами и изменниками. Поэтому нужно, чтобы состав правительства соответствовал интересам народа и республики. Необходимо создать правительство действительной защиты республики. Выполнение этих требований обеспечит Чехословакии независимость и создаст гарантию того, что она не достанется врагу.
Когда я недавно приехал из-за границы, меня спрашивали многие, как будут поступать наши друзья. На это я могу ответить только одно: они нас не выдадут, если мы сами не сдадимся! Когда это будет известно агрессору, он десять раз подумает, прежде чем на нас напасть. Только так можно спасти мир и республику.
И это также будет решаться на выборах. Поэтому необходимо, чтобы пораженцы были разбиты и чтобы победили [111] коммунисты, самые последовательные борцы за независимость республики, самые последовательные противники капитулянтов и изменников.
Текст воспроизведен по изданию: Документы по истории мюнхенского сговора. 1937 - 1939 / М-во иностр. дел ЧССР. - М.: Политиздат, 1979. С. 108 - 111.
Комментарии |
|