Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Америки |
Американское правительство признает и ценит дружественный тон французского ответа ка предложение президента и хотело бы в настоящее время сделать обзор ситуации, создавшейся в результате американского предложения, на которое правительство ответило 24 июня, а также в результате последующих переговоров между посланником Эджем, государственным секретарем Меллоном и французскими министрами. Хотя предложение, формулированное президентом, явилось прямым результатом кризиса, угрожавшего Германии, как о том единодушно свидетельствовали все доклады, но американское правительство уверено, что французское правительство поймет истинную цель Соединенных штатов, состоящую в том, чтобы указать миру исход, облегчающий положение вообще. Президент считал, что его предложение является серьезным средством ускорить конец депрессии, царствующей в настоящее время в мировой экономической ситуации.
Прямой целью американского предложения было ослабление хотя бы одного момента, обусловливающего современную напряженность [50] мирового хозяйства. Американское правительство стремилось к тому, чтобы наступающий год был посвящен экономическому возрождению, и хотело содействовать освобождению живых и действующих экономических сил, способствуя, таким образом облегчению мирового кризиса, безработицы и уменьшению трудностей, переживаемых сельским хозяйством в результате исключительно низких цен.
Весь мир принял предложение президента, и это обстоятельство сказалось в том, что снова почувствовалась атмосфера доверия, выразившаяся в повышении цен на товары и повышении курса ценных бумаг на всех рынках мира. Все заинтересованные нации сообщили о своем согласии.
Однако Франция обусловливает свое согласие известными условиями, и если американское правительство хорошо понимает их смысл, то эти условия должны как будто помешать оказанию Германии помощи и не соответствуют духу президентского предложения, в силу которого все платежи по междуправительственным долгам приостанавливаются на годичный срок.
Возвращаясь к вопросу, не разрешенному в первоначальном предложении, американское правительство считает нужным прибавить, что с его точки зрения все отсроченные платежи должны были быть погашены в течение длительного срока, именно в течение 25 лет, причем проценты должны соответствовать процентной ставке, уплачиваемой правительствами-кредиторами по их собственной задолженности на конец предыдущего бюджетного года.
Предложение президента разумеется имеет в виду как существенное условие, что отсроченные по всем соглашениям долги вновь начнут погашаться с истечением годичного срока. Таким образом непрерывность названных соглашений нисколько не пострадает.
Американскому правительству по отсрочиваемым .на год платежам причитается в общем 262 млн. долл. Эта сумма крупнее всех других платежей любого заинтересованного правительства. Тем не менее американское правительство признает, что и со стороны других правительств, включая французское, потребовались бы серьезные жертвы. Совершенно очевидно, что львиная доля выгод американского проекта придется на Германию, которая должна была бы в течение наступающего года внести по междуправительственным долгам сумму, доходящую до 400 млн. долл. Не надо забывать однако, что экономическое положение Германии более неустойчиво, чем положение любой другой страны. Американское правительство думает, что в общем все нации извлекут пользу из улучшения ситуации, которое должно наступить для их национального хозяйства вследствие принятия программы президента.
Американское правительство приняло с удовлетворением декларацию Франции от 24 июня, в которой Франция выразила свое желание сотрудничать в общей работе. Оно в особенности ценит точное заявление, что Франция «временно, на годичный срок, воздержится от удержания у себя каких бы то ни было платежей, [51] произведенных германским правительством». Американское правительство пользуется этим случаем, чтобы еще раз подчеркнуть временный характер проекта президента.
Французское .правительство все же настаивает принципиально на том, чтобы безусловная часть репараций, выражающаяся приблизительно в сумме 131 млн. долл. в год, продолжала бы уплачиваться попрежнему, дабы избежать всякого нарушения непрерывности в уплате безусловного аннуитета. Американское правительство готово принять эту точку зрения и согласиться на то, чтобы названные платежи вносились Банку международных расчетов при условии, чтобы уплаченные суммы были немедленно предоставлены заимообразно германскому правительству; Таким образом сохранился бы в неприкосновенности принцип непрерывности платежей и вместе с тем не были бы подорваны основные ресурсы германского народного хозяйства.
Американское и французское правительства невидимому согласны по двум пунктам высокой важности:
1. Франция отказывается от удержания у себя в течение года каких бы то ни было сумм, внесенных Германией.
2. Признается принцип непрерывности платежей по безусловной части аннуитетов и вместе с тем Германии гарантируется безусловное облегчение ее платежных обязанностей.
Остается следовательно еще четыре пункта, по которым согласия между обоими правительствами как будто не достигнуто.
1. Американскому правительству представляется, что желание французского правительства состоит в том, что Банк международных расчетов должен предоставить уплаченные Германией суммы германским промышленным и финансовым фирмам, но не германскому правительству. Американской правительство полагает, что подобная мера была бы несовместима с предложением президента, цель которого облегчить положение правительств. Между тем французское предложение не принесло бы германскому правительству никакого прямого облегчения.
2. Французское правительство предлагает, чтобы 25 млн. долл., внесенных в уплату безусловной части аннуитетов в Банк международных расчетов, предназначались бы для займов странам центральной Европы, в частности тем, бюджеты которых пострадали бы от приостановки репарационных платежей.
Отнять эту сумму у Германии - значило бы нарушить основную идею предложения президента, стремящегося приостановить все платежи по междуправительственным долгам. Более того, явное неудобство этого изъятия из президентского предложения состоит в том, что если бы другие страны, которые уже присоединились к американскому предложению, подняли подобный же вопрос относительно займов каким-либо иным странам, то было бы практически невозможно примирить все разногласия. Нельзя ли было бы сохранить незатронутым принцип предложения американского президента и предоставить ту в общем незначительную помощь, которую имеет в виду французское правительство, путем согласованных действий центральных банков или через посредство Банка международных расчетов. [52]
3. Между обоими правительствами имеется различие взглядов по вопросу о сроке, в течение которого будет производиться погашение ныне приостановленных платежей. Не отказываясь в настоящее время от своего мнения, что 25-летний срок является разумной отсрочкой, американское правительство полагает, что нельзя считать исключенной возможность притти по этому поводу к соглашению, если только все другие вопросы будут урегулированы и в особенности если в течение ближайших двух лет не будет произведен ни один платеж, как это предполагает французское правительство. При этом вполне понятно, что тот же срок будет применяться к платежам и по американским долгам.
4. Больше всего трудностей представляет вопрос о гарантийных фондах. Американское правительство признает, что по плану Юнга Франция обязана, в случае прекращения Германией платежей по условной части аннуитетов, внести по требованию Банка международных расчетов сумму примерно в 125 млн. долл., частично предназначенную на увеличение платежей, причитающихся другим кредиторам за период приостановки. Предложение Франции о гарантийном фонде может пониматься двояко:
а) Франция хотела бы убедиться, что приостановка платежей в течение будущего года не обяжет ее внести гарантийный фонд, в Банк международных расчетов. Американское правительство понимает ту озабоченность, которую внушает Франции эта сторона проблемы. Американское правительство думает, что опасения Франции не имеют оснований, так .как в случае принятия американского предложения всеми правительствами не может быть речи о том, чтобы какое-нибудь правительство-кредитор потребовало уплаты по своей претензии. Если Франция все же испытывает по этому вопросу некоторую тревогу, то другие заинтересованные правительства должны сделать соответствующие шаги, чтобы ее от этой тревоги избавить.
б) Более существенен другой момент вопроса о гарантийном фонде. Не только дух, но и буквальный текст предложения президента предполагает, что предложение американского правительства обусловливается годичной отсрочкой всех платежей по международным долгам, причитающихся крупным державам-кредиторам. Представляется также, что смысл заявления Франции, утверждающей, что она не желает извлечь из платежей какую бы то ни было выгоду, должен быть серьезно продуман. Франция очевидно желает, чтобы отсрочка безусловной части платежей получила форму платежа, внесенного Банку международных расчетов, причем уплаченная сумма предоставляется Германии в форме займа. Такая постановка дела предполагает, что эти займы, предоставленные Германии, должны строиться в отношении продолжительности отсрочки и т. д. на тех же основах, как и другие подобные соглашения, заключенные между всеми правительствами. Но французское правительство предлагает кроме того рассматривать эти займы так, как если бы Германия вносила Франции платежи наличными деньгами, а Франция в ответ на это предоставила бы Германии такие же займы, [53] причем считала бы возможным рассматривать в будущем эти займы как некоторые свободные фонды, но отношению к которым Франция могла бы или сохранять свою гарантию или со временем ее ограничить. Такой взгляд французского правительства существенно отступает не только от смысла, но и от основной идеи предложения президента.
Ставя вопрос в несколько иной плоскости, Франция как будто настаивает на том, чтобы фонды, внесенные Германией в Банк международных расчетов в течение срока моратория и полученные Германией обратно, были занесены в кредит гарантийного фонда, совершенно так же, как если бы сама Франция реально внесла этот платеж и претендовала бы на освобождение от всяких будущих обязательств по гарантийному фонду. Это было бы как будто несовместимо с идеей, что платеж, произведенный Германией в течение срока моратория Банку международных расчетов, должен являться чисто формальной операцией, имеющей целью утвердить принцип непрерывности платежей по безусловной части аннуитета. То, что рассматривалось как чисто формальное действие, должно очевидно превратиться теперь в реальный платеж. Предложение это во всяком случае предполагает изменение плана Юнга, между тем как Франция как будто специально заинтересована в том, чтобы таких изменений избежать. Американское правительство, не подписавшее плана Юнга, не может разумеется брать на себя инициативу каких-либо перемен в нем. Американское правительство думает, что может быть со стороны Франции имеется некоторое недоразумение по вопросу о жертвах, которые потребовались бы от нее в силу предложенного плана. Можно сказать наперед, имея в виду современное состояние Германии, что, если американское предложение потерпит неудачу, Германия неизбежно объявит, что она приостанавливает платежи по условной части аннуитета, как это предусмотрено планом Юнга. Таким образом эта сторона вопроса о междуправительственных долгах осталась бы неурегулированной. В результате, при оценке необходимых жертв можно говорить только о платежах по безусловной части аннуитета, если вообще удалось бы найти достаточную сумму иностранной валюты, чтобы произвести эти платежи. Если бы американское предложение потерпело неудачу и за этим последовала бы предусмотренная планом Юнга отсрочка платежей по условным аннуитетам, то, далее предполагая, что платежи по безусловным аннуитетам сохранятся в силе, Франция получила бы по этой статье приблизительно 105 млн. долл. Она обязана была бы заплатить:
а) Взнос в гарантийный фонд, предусмотренный планом Юнга, именно 105 млн. долл.
б) Приблизительно 110 млн. долл. Великобритании и Соединенным штатам. Таким образом даже при сохранении платежей по безусловной части аннуитетов Франция получила бы меньше половины этой суммы. Таким образом, если бы американское предложение не имело успеха и Германия воспользовалась бы своим правом отсрочки платежей на основании плана Юнга, [54] Франция потеряла бы в течение наступающего года больше 100 млн. долл. Невозможно скрывать от себя тот факт, что мир не преодолеет современную депрессию, если все не согласятся нести временные жертвы.
Американское правительство верит, что общие действия, предпринятые для осуществления хорошо продуманной программы, не только ослабят напряженность современного положения, но будут реально содействовать возврату к нормальным условиям, чего так горячо добиваются все страны. Американское правительство надеется, что, имея в виду эту основную цель, французское правительство, помощь которого так необходима найдет средства устранить существующие трудности, дабы со стороны всех явилась возможность согласованных мероприятий, направленных на осуществление предложения президента.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 50 - 55.
Комментарии |
|