Средние века - Позднее средневековье (XVI-сер. XVII вв.) |
Цвейфель рассказывает о проповедях доктора Дейшлина[1] в Ротенбурге, призывавшего не платить десятины и копытного налога и не давать пожертвований. Оба совета [10] г. Ротенбурга постановили уволить Дейшлина с должности городского проповедника, но это постановление не было проведено в жизнь, по мнению Цвейфеля, «из страха и малодушия», и д-р Дейшлин остался проповедывать свои воззрения.
«Он имел для этого также одного мятежного крестьянина, родом, как говорят, из Риса, который также проповедывал во многих местах и к которому стекалось много народа, а также много других лиц.
Так, один из них, ученый латинист Валентин Икельсхаймер[2] проповедывал в трапезной монастыря босоногих, куда также стекалось много народа. Вышеназванный крестьянин также осмелился проповедывать здесь в Ротенбурге, в городе, в одной церкви, но совет не захотел разрешить подобное. Тогда крестьянин выступил с проповедью здесь в Ротенбурге со стрелковой башни перед Рёдерскими воротами, куда пришло много народа из города и из сел, и они стояли на лугу перед стрелковым домом и слушали. Таким же образом он говорил проповедь в Кобенцеле. Также выступал [с речами] один маленький человек, оруженосец, бывший прежде, как говорят, священником, а также Бартель Альбрехт, Петер Зайлер[3] и многие другие, кто читал о новых материях. [11]
Повсюду в Ротенбурге, там и сям, на рынке, в переулках, на кладбищах и других местах проповедывали и рассказывали друг другу и тем, кто их слушал, такие новые материи, о которых они читали в книгах и знали, а особенно то, что служило против властей... И вокруг них собиралась большая толпа мужчин и парней, которые слушали их, а некоторые также прибавляли свое, один жаловался на то, другой - на это, со многими угрозами, бунтовщическими словами и проклятиями против властей...»
(Т. Цвейфель, 11 -12).
[1] Д-р Дейшлин (Deuschlin) - ротенбургский проповедник, вместе с комтуром Немецкого Ордена Каспаром Кристаном и слепым монахом Шмидтом, активно проповедывавший идеи лютеровской реформации (в ее первый период). Деятельность Дейшлина в Ротенбурге началась еще задолго до 1525 г., так как он уже за 4-5 лет до этого был известен своими выступлениями; но особенно возросла его популярность в 1524 г. вероятно ввиду того, что в своих проповедях он охотно затрагивал не только церковные, но и социально-экономические проблемы. Его дом стал в это время центром оппозиции против существовавшего режима, привлекавшим большое число посетителей.
О популярности проповедников новых идей реформации свидетельствует тот факт, что когда Кристан был отлучен от церкви, то 300 горожан Ротенбурга пришли к нему и заверили в своей поддержке и сочувствии.
Вероятно, все эти проповедпики представляли левое крыло бюргерского реформационного движения, о чем также свидетельствует их тесная связь с известным реформатором Карлштадтом. Последний одно время скрывался у Дейшлина и Кристана. В дальнейшем Дейшлин, Кристан и Шмидт принимают активное участие в событиях 1525 г. в Ротенбурте. Однако при всенародном голосовании по поводу заключения союза с восставшими крестьянами Дейшлин голосовал за помощь крестьянам, но с оговоркой: если они будут придерживаться евангелия.
После поражения восстания Дейшлин и Шмидт были казнены по настоянию совета г. Ротенбурга.
[2] Икельсхаймер (Yekelshaimer) Валентин - преподаватель латинского языка в Ротенбурге, один из активных участников восстания 24 марта и член комитета общины. Входил в состав делегации по переговорам с крестьянами.
[3] Бартель Альбрехт, бюргер г. Ротенбурга, мясник, активный участник восстания, поддерживавший тесную связь с революционными элементами в ротенбургском ландвере.
Зайлер Петер - один из вождей радикальной партии в ротенбургской общине.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянская война 1525 г. во Франконии: Сб. документов. - Саратов, 1968. С. 10 - 12.
Комментарии |
|