Средние века - Позднее средневековье (XVI-сер. XVII вв.)

Мы, начальники, совет и все собрание всеобщего христианского отряда Оденвальда и долины Неккара, заявляем. Посте того как не только мы, но и многие другие христианские собрания по велению божию порешили уничтожить бывшие доселе великие недостатки... к нам стали приходить вести о многообразных заблуждениях, раздорах и недоразумениях, которые возникают у простого народ и... порождают частое непослушание подданных и... могут случиться даже убийства и другие бедствия. Чтобы предупредить все это и устроить наше доброе, верное поведение, мы сочинили объяснение указанных выше Двенадцати Статей...

В о - п е р в ы х.

Итак, каждая община должна иметь силу и власть выбирать священника или пастора, который бы верно проповедовал и изъяснял народу слово божье, а также отличался добрыми нравами и христианским поведением, всякий раз как потребует нужда, а также смещать его, если он стал неподобно себя вести.

В о - в т о р ы х.

Итак, каждый город и каждый поселок должен верно собирать десятину вина, зерна и всякого хлеба и складывать в том поселке, на который она падает, впредь до окончательного решения всеобщей реформации. Малая десятина должна быть отменена совсем.

В - т р е т ь и х.

Личная крепость должна быть отменена совсем и не иметь больше силы и применения.

В - ч е т в е р т ы х.

Каждый горожанин или крестьянин в городах и деревнях должен иметь право ловить, стрелять и всячески уничтожать дичь на своей земле, приносить ее домой как свое добро, а также есть, как кому будет угодно.

Также, впредь до всеобщей реформации, воды и реки духовных, которые до сих пор были заповеданы и запрещены под угрозою казни, должны быть открыты и стать [142] свободны для каждого, разве только докажут достаточными доводами, что вода была куплена или сдана за плату.

В - п я т ы х.

Что касается леса, то рощами и лесами должны заведовать - в городах бюргермейстеры и советы, в деревнях староста и суд, чтобы каждый не смел рубить по собственному усмотрению. В каждом поселке совет или суд должен поставить из среды общины людей для указаний, где можно рубить, и их надо слушаться под опасением установленного наказания. Также под опасением определенного наказания нельзя выгонять скот на засеку или на молодую поросль и опустошать или рубить лес без приказа поставленных на то людей. Но всякий безвредный скот может пастись во всех лесах марки. А где один поселок гоняет скот на землю другого, - это ему нужно позволить, но чтобы взамен и другому поселку можно было без помехи выгонять таким же образом.

В - ш е с т ы х.

Итак, эта статья касательно барщины остается впредь до решения начатой реформации.

В - с е д ь м ы х.

Итак, эта статья об имениях и о барщинных работах, которые на них увеличивались, должна также оставаться в силе впредь до решения реформации.

В - в о с ь м ы х.

Итак, эта статья о цензе должна оставаться впредь до решения реформации.

В - д е в я т ы х.

Что касается отягощения штрафами, то по праву надо каждого наказывать, смотря по проступку, как это велось исстари, впредь до реформации, чтобы тогда улучшить, уменьшить или увеличить.

В - д е с я т ы х.

Что касается присвоенных лугов и пашен, то впредь до реформации все должно оставаться, как есть, а во время реформации от каждого поселка должен быть доклад о недостатках в существующих правах на угодья.

В - о д и н н а д ц а т ы х.

Посмертный побор, согласно со статьей, с настоящего времени должен быть отменен и мертв, и впредь никто не обязан давать ничего. Точно так же побор при допуске должен быть отложен впредь до реформации и дальнейшего решения. [143]

В - д в е н а д ц а т ы х.

Увеличение и уменьшение статей остается при установленном в Двенадцати Статьях содержании.

Д а л е е  р е ш е н о:

Чтобы никто не грабил без приказа и не подбивал уйти в отряд. А кто нарушит это, должен подвергнуться казни.

Цензы и долги впредь до реформации должны вноситься и уплачиваться без противоречия.

Луга, пашни, сады и имения, принадлежащие духовной и светской власти, должны быть огорожены и содержаться ото всех в целости, как было до сих пор. В особенности имения, принадлежащие доселе духовным, должны быть взяты светскою властью каждого поселка в верные руки и охраняться.

Никто не должен несправедливо, по собственному бесчинству, обижать другого, будь то духовного или светского, но всякий, в любом поселке, должен всякому ищущему правосудия во всем помогать добиться правого суда и возмездия.

Во всех городах, деревнях т поселках все поданные должны быть послушны своим предержащим властям и не уклоняться от наказаний за свои поступки. А где от одного или нескольких окажется ослушание, там совет и суд должны каждого подвергнуть подобающему и заслуженному наказанию и при содействии послушных подавить дерзкое бесчинство. Если же кто будет противиться власти, составлять шайки или оказывать им помощь, то нужно заявить начальникам и советникам всего Светлого отряда, и те должны подвергнуть виновных подобающей и суровой казни.

Затем мы строго приказываем под угрозою наказания, чтобы все, принадлежащие к нашему братству или соединению, придерживались этого порядка впредь до дальнейшего разъяснения; чтобы все города, деревни и поселки, где есть установленные должностные лица, советники, судьи и власти, удерживали от всех проступков и преступлений установленными карами, причем и мы будем соблюдать это. Пусть каждый этим руководствуется. Дано и припечатано нашей общей печатью в Аморбахе в пятницу, что после обретения креста господнего [то есть 5 мая] в год 1525.

Текст воспроизведен по изданию: Практикум по истории средних веков. Сост. М.Л. Абрамсон и др. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. С. 142 - 144.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."