Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.)

О распространении учения Яна Гуса в Венгрии и Трансильвании в 30-е годы XV в. свидетельствует послание инквизитора францисканца Якоба из Марки. В данном документе он излагает требования гуситов из Венгрии и Трансильвании и характеризует их отношение к католической церкви, к церковным феодалам, к папе, к отдельным обрядам католической церкви и феодальному строю в целом. В источнике говорится о необходимости установления равенства в отношениях между различными классами.


Это статьи, которые я нашел и уничтожил с помощью бога в королевстве венгров, секеев и трансильванцев.

1. Все должны причащаться под обоими видами.

2. Во время богослужения достаточно чтения одного послания и евангелия и службу можно совершать беспрепятственно, без денег, ночью и днем, в домах и лесах, в любом месте. И мужчины и женщины могут петь при богослужении псалмы.

4. Можно освящать [хлеб и вино] в деревянных сосудах, из которых люди едят и пьют.

6. Упоминание всех святых нужно выбросить из службы.

7. Дева Мария с остальными святыми не могут нам помочь, а только один сам бог.

9. Никому не следует поститься ни в дни святых, ни в великий пост, ибо бог не велел этого делать.

10. Нельзя убить ни одного злодея, ибо вы слышали, что было сказано древним: не убий.

11. Нужно праздновать лишь один праздник - воскресенье, ибо остальные праздники придуманы людьми.

12. Не следует почитать лики [образы, иконы], ибо черт в них смеется над людьми, так как если гнать осла на огонь, то он убежит от него, но распятие - на деревянном чурбане, который может гореть.

13. Мы не должны изображать ни распятия, ни креста.

14. Нет необходимости креститься.

15. Не следует почитать мощи, ибо они придуманы из корыстолюбия.

16. Папа имеет не более власти, чем простой священник...

17. Отпущение грехов не истинно, и папа его не может дать.

18. Привилегии папы не должны соблюдаться.

19. Никто не может быть высшим, ни папа даже, ни император, ибо все мы братья во Христе... [724]

20. Ни папа, ни император не могут издавать законы, но достаточно, чтобы они соблюдали божий закон.

21. Освященное масло и последний елей и освященная вода ничего не значат.

23. Купель для крещения - человеческая выдумка, ибо Христос был крещен в реке.

24. Любой мирянин и любая мирянка могут исповедовать и давать отпущение грехов.

25. При исповеди не надо преклонять колени перед священником, но лишь перед богом.

27. Отпевание умерших ничего не значит.

28. Дева Мария является раскрашенной блудницей.

29. Нет никакого чистилища.

30. Не надо верить изречениям святых, а лишь священному писанию.

33. Отлучения от церкви не надо бояться, не надо принимать его во внимание, ибо, в то время как человек проклинает, бог благословляет.

34. Епископ может жениться на девушке, а монашество и каноники - выдумка черта.

35. Нельзя ничего дарить алтарю, даже свечи, ибо это симония и алчность.

36. Священник не может освободить от смертного греха.

39. Старающиеся вокруг мирских имуществ церковники - лицемеры и враги святой церкви.

41. Церковники, занимающиеся десятиной, светскими имуществами и должностями, - еретики.

42. Римская церковь - лживая, сатанинская синагога, человеческая выдумка, мать проклятия, источник всего дурного.

43. У священника, обладающего собственность, сто чертей в душе.

44. Кто хочет получить прощение у римской курии, тот несет туда полный кошелек и освобождается от всех грехов.

45. Из-за алчности священники радуются трупам, словно вороны.

48. Церковные законы - подлость, софизмы, ниспровержение здравого смысла.

53. Достоинство патриархов, архиепископов, архидиаконов создано из-за высокомерия и алчности, и они служат черту.

54. Высшие священнослужители любят лошадей и женщин и сожительствуют с чужими женами.

58. Церковь превращена в пристанище разбойников, а обряды исполняются не ради народа, а ради денег. [725]

Из всех этих еретиков, духовных и светских лиц я, брат Якоб, проповедью по милости бога и с его помощью обратил на путь истины две с половиной тысячи человек.

Брат Якоб из марки, ордена миноритов[1], Ваш нижайший слуга и оратор.


[1] Т. е.  францисканцев.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том II, X - XV века. М., 1963. С. 724 - 726.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."