Эта необходимость тем более настоятельна в отношении амортизации светских земельных владений, поскольку увеличение таковых тем быстрее, чем многочисленнее семейства в сравнении с институтами, которые ее добиваются и к которой они стремятся, поскольку также тенденция укрупнять их сильнее выражена у первых, чем у вторых. Увеличение владений с необходимостью является целью семейств, поскольку богатство - главная основа их блеска. Для духовенства оно может не иметь первостепенного значения, ибо его бытие может зиждеться на не поддающихся оценке ценностях, а истинная слава - лишь на рвении и благопристойности, которые независимы от богатства и, быть может, ему чужды. Если нужно доказательство этой истины, сравните количество амортизированной собственности светских семейств и церковных структур, и будет видно, что оно больше у первых, несмотря на то что майораты появились несколькими веками позже земельных накоплений духовенства. [409]
В понятии «майорат» вся трудность вопроса, к обсуждению которого приступаем. Едва ли есть институт, более чуждый принципам разумного и справедливого законодательства, но который заслуживал бы большего внимания Общества. Быть может, оно сумеет представить вашему высочеству свою продуманную точку зрения о нем, примирив суждение, которого он заслуживает, с великой целью этого доклада - способствовать развитию сельского хозяйства.
Следует признать, что право передачи собственности по смерти ее владельца не содержится ни в намерениях, ни законах природы. Высший Творец, утвердив жизнь ребенка на любви к нему родителей, старика на признательности ему детей, крепкого мужчины - необходимости трудиться, постоянно диктуемой его любовью к жизни, хотел освободить человека от забот о его потомках и полностью посвятить себя последнему неизреченному воздаянию, которое Он начертал ему. Вот почему в естественном состоянии люди имели очень несовершенную идею о собственности и, быть может, никогда ее не понимали!
Но, объединившись в общества, чтобы утвердить естественные права, люди озаботились исправлением и закреплением права собственности, которое рассматривали как главное из всех и которое более всего соотносили со своим существованием. Сначала они сделали его неприкосновенным, и появилась собственность; затем сделали ее передаваемой, и появились договоры; наконец, отдаваемой по смерти владельца, и вошли в практику завещания и наследования. Без этих условий разве обрела бы уважение и развитие собственность, всегда подверженная посягательствам на нее со стороны алчности более изворотливых или сильных, чем ее владелец?
Античные законодатели определили для такой передачи самые широкие возможности. Солон утвердил ее в своих законах, его примеру последовали децемвиры в законах XII Таблиц. Но, хотя эти законы предоставляли право сыновьям наследовать по завещанию отцов, они не предписывали на пользу им ни малейших ограничений передавать собственность в предположении, что хорошие сыновья не нуждались в них, а плохие ее не заслуживали. В то время как в Риме были добродетели, торжествовала свобода. Но когда упадок нравов начал охлаждать чувства и разлагать связи природы, также начались ограничения. [410] Сыновья в такое время ожидали от закона того, чего только должны были бы ожидать от своей добродетели, и то, что служило для сдерживания коррупции и разложения, превратилось в один из ее стимулов.
Однако как далеко от этих принципов настоящее наше законодательство! Ни греки, ни римляне, ни какой-либо другой из античных законодателей не распространяли право завещать собственность помимо своих потомков, поскольку такое расширение не усовершенствовало бы, но разрушало право собственности, ибо столько же стоит предоставить гражданину право располагать навсегда своей собственностью, сколько лишить его всякого вида собственников, которые владели бы ею позднее.
Несмотря на это, невежество наших юристов, суеверного почитателя римских законоположений, претендовало вывести из них право создавать майораты, ссылаясь на пример замещении и фидеикомиссов. Но что общего между теми и этими? Обычное замещение было не чем иным, как обусловленным наследством второго наследника ввиду отсутствия первого, и опекаемое - назначение наследником ребенка, который мог умереть, наследников. Ни первое, ни второе не задумывались для распространения последней воли на новые поколения, но для других целей, достойных справедливого и гуманного законодательства. Первое, чтобы избежать репутации, которая запятнала бы память умерших и не оставивших завещания; второе, чтобы застраховать подрастающее поколение от посягательств на причитающуюся им часть собственности со стороны родственников.
То же самое можно сказать о фидеикомиссах, которые ограничивались доверительным поручением, по которому завещатель передавал наследство тому, кто не мог получить его по завещанию. Такие действия не имели при своем возникновении поддержки со стороны законов. Во время республики возвращение фидеикомиссов было поручено верности доверителей поручителей. Август, от имени которого ее выпрашивали некоторые завещатели, сделал ее необходимой, и был первым, кто превратил в гражданскую обязанность этот долг набожности сострадания и признательности. Правда, что римляне знали также фамильные фидеикомиссы, но не для того, чтобы продлить, но поделить наследства; не для того, чтобы утвердить его в ряду лиц, но чтобы распространить на всю семью; не для того, [411] чтобы вести их на последующие поколения, но чтобы передать на поколение ближнее и существующее. Наконец, император Юстиниан, расширив это право, распространил действие фидеикомиссов до четвертого поколения, но не изменив природу и наследование благ, не объединяя их в одном только хозяине. Кто, таким образом, усмотрит в столь умеренных установлениях даже тень наших майоратов?
Разумеется, даровать гражданину право передавать собственность бесконечному ряду владельцев; оставить модификации этой передачи на его только волю, независимо не только от наследников, но и законов; лишить навсегда свою собственность возможности перемещать и передавать ее, что является ее самым ценным даром; предоставить благополучие семейств на долю индивидуума в каждом поколении ценой бедности всех остальных его членов и приписать эту долю случайности рождения, пренебрегая заслугами и добродетелями других, - есть вещи, не только противные разуму и чувствам природы, но также принципам общественного договора и общим максимам законодательства и политики.
Напрасно хотят оправдать эти установления, связывая их с монархической властью, поскольку наша монархия основалась и поднялась к своему высшему блеску без майоратов. Законы «Фуэро Хузго», которые регулировали общественное и частное право нации до XIII в., не содержали никаких положений на этот счет. Более того, хотя, будучи исполнены максимами римского права и почти созвучные с ними в том, что касается прав наследования, они не дают ни малейшей идеи о замещении и фидеикомиссах. Ее нет также в кодексах, предшествовавших «Парти- дам», и если последние говорят о фидеикомиссах, то в смысле, в котором их признало гражданское право. Откуда, таким образом, могло прийти столь варварское установление?
Самая старая память о майоратах Испании относится не раньше XIV в., и даже тогда они были редкостью. Необходимость умерить милости короля Энрике обратила многих грандов к майоратам, хотя и ограниченным по продолжительности владения. Но при виде таких майоратов возжаждали другие гранды к вечному их пользованию, и королевская власть открыла им двери, предоставив право создавать такие майораты. Тогда законники начали преодолевать препятствия, которые ставили [412] законы имуществам по завещанию. Кортесы Торо их разрушили полностью к концу XV в., а с начала XVI в. жажда майоратов уже не находила для себя в законодательстве ни пределов, ни сдерживания. Уже в те времена заступники майоратов рассматривали их и защищали как необходимые, обязательные для сохранения дворянства и как неотделимые от него. Но, быть может, то конституционное дворянство, которое основало испанскую монархию и, борясь в течение стольких веков с жестокими врагами, расширило столь славно ее пределы. Которое, в то время как защищало отечество с оружием в руках, управляло им своими советами и которое, или борясь в поле, или размышляя в Кортесах, или поддерживая трон, или защищая народ, всегда было щитом и опорой Государства, имело необходимость в майоратах, чтобы быть знатными знаменитыми или богатыми?
Нет, конечно. То дворянство было богатым и состоятельным, но это состояние не было унаследовано, но принесено, так сказать, на кончике копья. Земельные вознаграждения за его службу долгое время были пожизненными и зависящими от заслуг. Но дарованные под клятву о последующей передаче в наследство, они находились под публичным контролем и зависели от него. Если коварство и лень были причиной отказа в наследстве первенцу, рассеивалось семейство в одном уже поколении. Какие только знаменитые имена не забылись в истории меньше чем за один только век и уступили место другим, внезапно поднявшимся, чтобы блистать и возвеличиваться в силу своих ратных подвигов и службы. Таким был эффект милостей, обязанных личным заслугам, а не случайности рождения. Таким было влияние мнения, признававшего достойные деяния персон, а не принадлежность к фамилиям.
Но пусть были в свое время необходимы майораты ради сохранения дворянства. Но что может оправдать их существование теперь? Какой резон может оправдать эту безграничную свободу создавать их, предоставляемую всякому, кто не имеет законных наследников, - дворянину, как и плебею, бедному, как и богатому, на малое или большое количество земли? И особенно, что оправдает право завещать третью и пятую часть собственности, т.е. половину ее, в ущерб праву крови?
Закон «Фуэро», расширяя право наследования, исходил из того, чтобы благородные родители могли компенсировать [413] добродетели добрых сыновей. Закон Торо, разрешая завещать состояния, лишил одних и других этого ресурса и этой награды, отняв у добродетели все, что дал тщеславию фамилий в их следующих поколениях. Какое, таким образом, благодеяние сделал дворянской знати этот варварский закон? Не он разве широко открыл дверь, через которую начиная с XVI в. вошли, точнее, вторглись в дворянство все фамилии, какие могли сколотить собственность средних размеров? И разве можно назвать благоприятным дворянству устроение, какое в наибольшей степени способствовало его опрощению?
Общество, Сеньор, всегда будет относиться с большим почтением и снисхождением к майоратам дворянской знати, и если в вопросе столь деликатном способно повременить, сделает это с большой охотой в ее пользу. Если его положение сильно изменилось в наше время, то не по его вине, конечно, но вследствие той нестабильности, которая неотделима от планов политики, когда они удаляются от природы. Это правда, что знать свободна от забот по управлению Государством в Кортесах, защиты его в войнах, но разве можно отрицать, что это самое избавление приближало ее все больше и больше к исполнению столь славных функций?
Современная история всегда представляет ее как играющую в ней большую роль...
Это неопровержимая истина, что добродетель и таланты не связаны с происхождением, и поэтому было бы грубой несправедливостью закрывать некоторым классам путь к службе и наградам...
Справедливо, конечно, Сеньор, что знать, поскольку не может завоевать в войне ни положения, ни состояния, живет за счет того, которое получило от своих предков... Оставьте ей эти майораты. Но поскольку майораты неизбежное зло... обращайтесь к ним как к злу необходимому и сведите их к насколько возможному минимуму. Это будет справедливое решение, которое Общество сочло необходимым, чтобы уйти от крайностей в равной степени опасных. Если ваше высочество посмотрит на его решение в свете старинных законов, оно, конечно, покажется жестким и необычным. Но если усилием, столь достойным вашей мудрости, сколь и важности вопроса, ваше высочество обратится к принципам законодательства, которые [414] столь глубоко знает, то Испания освободится от зла, которое сильно ее притесняет и ослабляет.
Первое, что нация требует от этих принципов, - это отмена всех законов, которые позволяют закреплять земельную собственность. Окажите уважение владениям, оформленным к настоящему времени под вашей властью. Но поскольку их появилось столько и столь пагубных публике, установите как можно скорее единственный для них предел, который может сдержать их губительное влияние. Нужно отменить, следовательно, дозволение объединять собственность землевладельцев на основе договоров между ними, по завещанию... или в какой другой форме таким образом, чтобы, давая возможность всем гражданам располагать собственностью по закону, запрещалось порабощать земельную собственность, закрепляя ее или выдвигая условия, равные такому запрещению.
Такая отмена, столь необходимая, как здесь показано, будет в то же время очень справедливой. Поистине, если гражданин имеет возможность завещать не по природе, но законам законы, которые эту возможность предоставляют, могут, безусловно, видоизменять ее. Но какое изменение будет более справедливым, чем то, которое, сохраняя согласно духу нашего старинного законодательства право передавать собственность по смерти ее владельца, ограничится одним поколением, чтобы спасти другие?
Скажут, что закрытая дверь для укрупнения собственности закроет путь усилению знати, лишит ее стимула к добродетели. Первое действительно так и точно так же целесообразно. Современная знать, далекая от того, чтобы терять, приобретет от этого, ибо ее мнение со временем возрастет, а она сама не придет к деградации и моральному падению от уменьшения своей численности. При этом нация выиграет намного больше, поскольку чем больше путей будет закрыто для бесплодных классов, тем больше будет открыто для полезных профессий, и потому знать, которая не имеет других источников своего происхождения и существования, кроме богатства, не та, которая может быть необходимой.
Второе не страшно. Кроме славы, которая неотступно следует за блестящими деяниями и которая обязана самым лучшим и ответственным представителям знати, Государство [415] может предоставить им владения или персонально или в наследное пользование, кто того заслуживает, но без права укрупнять их. Если сыновья гражданина, таким образом отмеченного, последуют его примеру на путях славы, они превратятся в наследственную знать, знать пожизненную. А если не сумеют сохраниться в таком качестве, что за важность, если его потеряют? Такая компенсация никогда не будет более ценна, чем когда ее сохранение будет зависеть от заслуг.
Кроме того, к этому общему правилу могла бы верховная власть прибавить исключения, которые были бы уместными. Когда гражданин, в силу значительных и постоянных услуг, поднимется к той ступени славы, которая влечет почтение народа; когда вознаграждения, которые заслужила его добродетель, увеличили бы его состояние вровень с его славой, тогда право основывать майорат для увековечивания своего имени может быть последней из его компенсаций. Такие исключения, сделанные беспристрастно и со всей справедливостью, далекие от того, чтобы причинять вред, будут очень полезным примером. Но нужна осторожность, чтобы они, абсолютно необходимые при вознаграждении такими милостями, не извратили их. Ибо, Сеньор, если покровительство или домогательство доставит эти милости тем, кто обогатился в Индиях при коммерческих или промышленных предприятиях, чем достанет Государству возвышать добродетель?
Зло, которое причинили майораты, столь велико, что не избежать их появления и впредь, если не найти другие решения. Наиболее явное, если не самое большее из всех них, это то, что чувствуют сами семейства, ради которых они были созданы. Ничего нет более отвратительного, как видеть неустроенных, не имеющих карьеры, осужденных на нищету, целибат или безделье индивидуумов знатных семейств, первенцы которых наслаждаются роскошью своих майоратов. Королевская Палата, выразитель высшего равенства, уважая одновременно майораты и права крови, обычно оказывает помощь этим несчастным, облагая для их пользы майораты рентой. Но это означает исправлять одно зло другим. Ренты ослабляют майораты, уменьшая их собственность и соответственно их производство. Уменьшают, следовательно, индивидуальный интерес к ней и обостряют то разрушение, которое несут с собой [416] майораты единственно потому, что таковыми являются. Было бы более справедливо, таким образом, вместо того чтобы снимать ренту с них, сделать возможным их продавать.
Правда, таким способом сильно измельчают одни майораты и закончат существование другие. Пусть будет хоть так! Но для Государства одинаково пагубны как громадные майораты, ведущие к чрезмерной роскоши и деградации, неотделимой от нее, так и небольшие. Эти поддерживают безделье и гордыню большого количества бедных идальго, потерянных как для полезных занятий, которые презирают, так и для просвещенной карьеры, которой не могут следовать и выполнять.
Не страшитесь поэтому большого уменьшения числа знати. Знать - явление наследственное, а потому постоянное и неисчезающее. Кроме того, размножающееся и увеличивающееся до бесконечности, ибо, беря во внимание всех потомков генеалогического древа, нельзя предугадать прекращения его роста. Правда, в среде знати происходят смешения разного рода, и она впадает в бедность. Но если бы это не было так, чем было бы Государство? Чем была бы она сама? Какое семейство не наслаждалось бы знатностью? И если бы знатностью наслаждались все, что представляла бы собой знать, которая предполагает явление, в свое время созданное, чтобы отличить некоторые семейства от всех остальных?
Второе требование, удовлетворения которого ждет также общественное дело, заключается в том, чтобы владельцы майоратов имели право энфитевсиса. Собственник выступает против такого типа контракта, который предполагает отчуждение полезного владения. Но насколько неуместным было бы позволять майоратам такое отчуждение, которое, с одной стороны, сохраняет за семействами право прямого владения собственностью, с другой - увеличивает свою ренту в той мере, в какой обяжет отвечать за нее партнера по собственности?
Могли бы, конечно, быть совершены обманы при заключении условий энфитевсиса. Но было бы очень легко помешать им, сообщая заранее о них местным судам, и, если угодно, согласие высших трибуналов провинций. Присутствия непосредственного наследника и его личного синдика при заключении этих условий было бы достаточно, чтобы избежать несогласованностей, которые могли бы иметь место в этом случае. [417]
Сельское хозяйство, Сеньор, взывает к большой справедливости, выдвигая это требование, поскольку интерес арендаторов никогда не будет более активным, чем когда они станут соучастниками собственности и почувствуют, что работают на себя и своих детей. Именно это явится для них стимулом улучшать свой участок, совершенствовать культуру его обработки. Такое соединение двух интересов и двух капиталов ради одной цели рождает сильнейший из стимулов, какой только могут они дать сельскому хозяйству.
Быть может, это и будет единственным, самым непосредственным и справедливым делом, которое покончит с невероятным количеством невозделанных земель, обеспечит деление и заселение участков, союз культуры возделывания с собственностью. Подвигнет к тому, чтобы земли обрабатывались каждый год и чтобы от работ и удобрений ожидалось благо, которое в настоящее время ожидается только от благодати сезона и двуполья. Быть может, такая мера доставит сельскому хозяйству плодородие намного большее, чем мы ожидаем.
Доктрина, ведущая начало от римского права, получившая закрепление в форо сторонниками майоратов и более поддержанная в их мнении, чем власти законов, способствовала также тому, чтобы лишить нацию этой деятельности, и заслуживает поэтому критики вашим величеством. Согласно этой доктрине наследник майората не обязан соблюдать договоры об аренде, заключенные его предшественником, откуда произошла максима, что арендные сделки теряют силу вместе со смертью владельца. Но подобная доктрина кажется чуждой разуму и справедливости. Ибо, если отказаться от мягких выражений, нельзя отбрасывать владельцу майората волю его прежнего хозяина касательно отчуждения завещаемого имущества или изменения его наследника, и не обрабатывать правило, сугубо административное, идущее от прагматик и согласно которому сохраняют силу все его договоры и обязательства.
Между тем подобные мнения наносят непоправимый вред нашему сельскому хозяйству, утверждая практику краткосрочных аренд и потому обедняя культуру возделывания земель. Нельзя надеяться, что их будут добротно обрабатывать новые владельцы, далекие от них по образованию, положению и месту жительства, крестьянских занятий вообще. Как в таком случае [418] ждать от арендатора, что он расчистит, огородит, засеет и улучшит участок, если он будет пользоваться им три или четыре года не будучи уверенным, что будет им пользоваться и дальше. Разве не более естественно, что он, сведя свою работу исключительно к выращиванию урожаев, только истощит землю, не заботясь о будущих урожаях, которыми не будет пользоваться.
Представляется поэтому необходимой мера, которая, изгнав из форо вышеуказанное мнение, восстановила бы взаимные права землевладельца и земледельца и позволяла владельцам майоратов заключать долгосрочную аренду, хотя бы на двадцать девять лет, не прерывая ее до истечения обусловленного срока. Подобной практике, введенной в Англии для того, чтобы утвердить арендаторов в пользовании феодальными землями приписывают экономисты той страны цветущее состояние своего сельского хозяйства. Почему не сделать того же для восстановления нашего? Запретить взимать ренту досрочно, принуждая арендатора терять на этом, будет достаточно, чтобы покончить с обманом, который вследствие такого разрешения разоряет наследников собственности.
Но если эта свобода отвечает принципам справедливости, то ничего нет более неверного, как закрепить ее, превратив в общее правило. Общество лишь требует для владельцев майоратов возможности сдавать свои земли в форо или долгосрочную аренду Но оно далеко от того, чтобы считать, что отвечал бы справедливости закон, который, устанавливал бы срок аренды, отнимал бы у землевладельцев свободу их сокращать; и то, о чем Общество размышляло в другом месте об этом вопросе, доказывает, насколько оно отстоит от тех крайних средств, предложенных вашему высочеству, для развития сельского хозяйства,
но которые только полностью его разрушат.
Наконец, Сеньор, кажется необходимым отменить закон Торо который запрещает сыновьям и последующим наследникам майоратов делать вычет из улучшений, сделанных в них. Этот закон, принятый поспешно и должного обсуждения... самый печальный по своему распространению, которое ему обеспечило невежество юристов, чем целесообразности. Он не должен применяться во времена, когда ваше высочество стремится столь кстати очистить от недостатков наше законодательство. Не для того, чтобы убедить в несправедливости доктрин, в нем [419] содержащихся, Обществу необходимо показать вред, который он нанес сельскому хозяйству, отнимая желание многих дельных старательных отцов семейств делать в нем улучшения. Ему представляется еще более негуманным и негодным по отношению к ним, что под сенью власти приносятся в жертву пустой гордыни естественные чувства, и вместо того, чтобы возвысить свое имя, наказывают своих потомков обездоленностью и нищетой.
Таковы, Сеньор, предложения, решения которых Общество ждет от мудрости вашего высочества. Без сомнения, проанализировав майораты со всех точек зрения, ваше высочество найдет необходимым решить многие другие, чтобы избежать прочих зол... При этом не следует лишать Государство политического благоустройства, которому способствует этот институт.
Уважая знать, как необходимую для сохранения и блеска монархии, решение этих предложений придаст больше блеска и значимости ее мнению. Закрывая сомнительному богатству пути, ведущие к ней, откроет их лишь для заслуг, отмеченных славой и удостоенных признанием. Взывая молодое поколение знати на путь чести, поведет по ним, не исключая проявления с его стороны добродетелей и талантов.
Но особенно, Сеньор поставит непреодолимое препятствие на пути безудержного образования новых владений. Сократит до справедливых размеров те, которые из-за своей величины способствуют чрезмерной и заразительной роскоши. Устранит по-справедливому и без насилия, по причине истощения земли, недостойные называться майоратом и стимулирующие лишь склонность к безделью. Приведет к тому, что эксплуатация собственности не насет вреда свободе аграрного дела, а примиряя принципы политики, защищающие майортаты, с принципами справедливости, которые с ними не согласны, будет в той же степени благоприятствовать сельскому хозяйству, как и прославлять ваше высочество.
Оборот сельскохозяйственной продукции...