Но когда бы ваше высочество в интересах развития сельского хозяйства обратило муниципальные земли в частные, разве потерпело бы оно безответственное право, по которому последние в ряде случаев могут превращаться в пустоши? Варварский обычай, рожденный в варварские времена и таковых только достойный, ввел пагубный запрет на огораживание и, презрев частную собственность в истинном существе ее, поставил [360] на пути сельского хозяйства одно из наиболее непреодолимых препятствий.
Общество, Сеньор, не останавливается на более суровом осуждении этого обычая, ибо все имеющиеся данные свидетельствуют о нем как абсурдном, несправедливом и разрушительном. Как бы оно ни старалось найти в нашем законодательстве его легитимность, не смогло, однако, обнаружить единый общий закон, который утверждал бы его с определенностью. Скорее наоборот, убеждалось в мысли, что он необычайно противоречит всем принципам кастильского законодательства, и посему считает, что лишь незнание их в сочетании с заинтересованностью скотоводов-богачей сделало возможным ввести его в юридическую практику, возведя в ранг неписаного права (курсив Ховельяноса. - В. С.), вопреки разуму и справедливости.
В период римского завоевания не был известен в Испании обычай - снимать для общего пользования произвольно произросшие плоды. Гражданские законы, свято чтя земельную собственность, давали абсолютное право защищаться от насильственного ее присвоения, сурово наказывая нарушителей этого права. Ни в сочинениях римских юристов, ни - ученых агрономов, ни самого Колумелы, лучшего из них, знатока сельского хозяйства Испании той эпохи, нет ни малейших указаний на бытность подобного произвола. Наоборот, он ни на чем в такой степени не настаивал, как безусловном огораживании и охране земель. Даже Марк Варрон, рассуждая об установке изгородей и заборов, в особенности рекомендовал ставить каменные или глинобитные, как это делалось в Испании.
При господстве вестготов этот обычай также не был известен, хотя общее пользование тем, что произвольно произросло на возделываемых землях, согласно некоторым авторам, перешло из обычаев северных народов. Тем не менее вестготы не практиковали отчуждение, восприняв в данном случае, как и во многих других, законоположения римского права. Доказательством этого служат законы третьего раздела восьмой книги «Фуэро Хузго», особенно седьмого из них, который наказывал штрафом в один кварто разрушавшего чужую изгородь, если в усадьбе на фруктовых деревьях не было плодов. Если же они были, штраф исчислялся в один тремис (что составляло третью часть дохода) за каждый сломанный кол, не считая компенсации [361] за причиненный ущерб. Аргумент достаточно ясный в защиту собственности и исключительного права ею пользоваться.
Начало этого обычая должно корениться в тех временах, когда наше земледелие было, скажем, неустойчивым и ненадежным из-за постоянно нарушавшего его развитие свирепого врага. Колоны, вынужденные укрываться под защиту крепостных стен, довольствовались, если успевали засеять и убрать созревшее. Не уверенные в своей безопасности, они не пытались закрепляться на подвергаемых частым опустошениям землях, огораживать и обрабатывать их. Словом, это было время, когда нечего было оберегать земледельцам, и единственным их интересом неизбежно становилось скотоводство. Такая ситуация сложилась на равнинах Леона и Старой Кастилии до отвоевания Толедо; в Новой Кастилии, Ла Манче и части Андалусии до отвоевания Севильи; на пограничных территориях с Гранадой и даже Наваррой, Португалией и Арагоном до объединения этих корон. В суровых условиях нескончаемого противостояния военные действия мавров и христиан не отличались там друг от друга: и те и другие жгли посевы, уничтожали виноградники, оливковые рощи, всякие иные насаждения, забирали в плен людей, уводили их стада.
Однако такой обычай, или, точнее сказать, опустошение как результат временных, преходящих обстоятельств, не мог лишить собственников права огораживать свои земли. Он не был естественным явлением, и не мог служить основанием для обретения свойств обычая. С другой стороны, отсутствовали в полном виде и условия, чтобы узаконить его. Он не был одинаков в горных местностях и орошаемых и не был разумным в своем отрицании важнейших прав собственности. Особенно он противоречил законам, ибо ни Фуэро Леона, ни - Старой Кастилии, ни законодательство Альфонсо, ни Генеральные установления, принадлежавшие все одной эпохе и содержавшие много правил касательно земельных отношений, не предписывали запрещение огораживаний. Следовательно, огораживания, предусматривавшиеся в правах на владение, соответствовали законодательству. Каким образом поэтому при таком об этом молчании законов смогло возникнуть столь пагубное зло?
Общество, занимаясь данным вопросом, обнаружило два повторяющих друг друга закона, которые могли служить [362] основанием творцам прагматик для утверждения этого зла. Желание избавить земледелие от него обязывает напомнить эти законы, высветив их лучом истории.
Промульгация первого из них была объявлена в Кордове сеньорами Католическими Королями в ознаменование отвоевания земель Гранады, т.е. 3 ноября 1490 г. Новые поселенцы, как принимавшие в нем участие, получив участки или наследные владения, стремились окопать и огородить их с целью исключительного пользования ими. Для большого количества стад, скопившихся тогда на тех землях, сразу же ощутимой стала нехватка пастбищ. Огораживания, ранее неизвестные там по объясненной выше причине, явились новостью. Скотоводы подняли шум, и тогдашние представления, более благосклонные к их свободе, чем - земледельцев, продиктовали тот запрещавший огораживания закон, тем более пагубный для земледелия, что плодородие почв и обилие воды взывали к постоянному выращиванию превосходных культур. Но такова суть закона 13, раздела VII, книги VII Свода.
Но не считается, что то был генеральный закон. То был ордонанс местного значения или закон, действие которого распространялось на территорию Гранады и те земельные площади, какие были поделены после ее отвоевания. То было, так сказать, условие, дополнявшее милости дарения, и в этом смысле не сокращение национальной земельной собственности, но объяснение, как ею пользоваться на той территории, в то время и тогдашним таковой удостоенным. Тот закон не распространялся на остальные территории королевства и не менял того положения, согласно которому каждый собственник имел естественное право огораживать свои земли.
То же самое можно сказать о следующем законе, 14-м, того же раздела той же книги. Хотя одни и те же идеи и принципы определяли суть принятого в Кордове закона и отмену знаменитого Ордонанса Авилы, тем не менее смысл того и другого сильно различался. Санкционированные одновременно - прагматика 14-го закона была объявлена Католическими Королями на территории Гранадской веги 5 июля 1491 г., через пять месяцев после введения в Севилье закона Кордовы, - они имели разные цели.
Прагматика, отменившая Ордонанс Авилы, была направлена не на запрещение огораживаний, но - больших поместий. [363] Первые из них изначально возводились на праве собственности, вторые создавались вопреки ему, будучи безусловной его узурпацией. Те способствовали земледелию, эти явно препятствовали его развитию. Следовательно, прагматика не провозглашала новое право и никоим образом не умаляла право свободы собственности, но подтверждала старинное, пресекая злоупотребления, которые чинили землевладельцы на основании этого права.
В этом смысле отмена Ордонанса Авилы не могло быть более справедливым делом. Разрешавший большие поместья Ордонанс способствовал укрупнению собственности и увеличению производимых на ней работ, но препятствовал ее делению и улучшению обработки. Был, таким образом, во благо крупным землевладельцам и во вред мелким, порождая монопольные владения, более выгодные богатым, чем бедным. Заведомо доставил неудобства соседям, чьим стадам не дозволялось проходить по этим монополиям и пользоваться водопоем, вообще брать воду, дарованную природой всем. Сделал возможным узурпировать общинные земли, превращать их в частные, нарушая тем самым право monte и suerte, столь широко представленное в нашем старинном законодательстве. Наконец, он провоцировал создание сеньорий, привилегированного судопроизводства, титулов и майоратов, столь гибельных для сельского хозяйства и свободы занятых в нем. Таков был знаменитый Ордонанс Авилы и столь справедливой - прагматика, его отменившая. Обратите внимание, если это не так, на содержащееся в ней распоряжение запретить образование крупных поместий на территории Авилы. Как, таким образом, можно было, основываясь на этой прагматике, запретить огораживания в целом?
Однако законники придали большее значение последнего рода мнениям, а трибуналы стали проводить их на практике. Общество не может не знать ту роль, которую и в первом, и во втором случае сыграла Места, организация, всегда стоявшая на страже привилегий и всегда достаточно могущественная, чтобы обрести и приумножить их. Именно она наиболее упорно сопротивлялась огораживаниям. Не довольная ни правом posesion, на основании которого навсегда изымались под земледелие площади, использовавшиеся ранее под пастбища; ни как охранялись и увеличивались каньядас - широкие [364] прогоны-дороги, по которым перегонялся скот; ни как производился поочередный выпас общественного скота на пастбищах; ни правом добрососедства - vecindad тапега - универсальным и противоречившим духу старинных законов, эта организация хотела сделать своей и собственность частных землевладельцев. Скотопромышленники, перегонявшие огромные стада овец из Леона в Эстремадуру, когда половина обрабатываемых полей, по которым проходил их путь, были сжатыми, возвращались из Эстремадуры в Леон, когда они были уже под паром, начали рассматривать их в качестве одного из источников, из которого извлекали неимоверные прибыли, нанося смертельный удар правам землевладельцев.
Запрещение огораживаний - следствие влияния Месты, правил, которыми она руководствовалась. Трибуналы корпорации сделали это целью своего рвения. Их давление увековечили открытость и незащищенность земель, и свобода деятельности землевладельцев и земледельцев погибла от их рук.
Но, Сеньор, что бы ни проистекало от права, разум взывает пресечь подобное зло. Принцип естественной справедливости и общественного права, предшествующий всякому закону и обычаю и стоящий выше них, против столь бесстыдного вторжения в индивидуальную собственность. Любое пользование таковой без согласия ее владельца является умалением, настоящим оскорблением его прав, чуждым одновременно тому духу справедливости, без которого никакой закон и обычай не должны существовать. Запрещать собственникам огораживание, а крестьянам охрану своей земли означает не только лишать тех и других права пользоваться взращиваемыми на ней плодами, но и возможности защищаться от узурпации. Что можно сказать о законе, который запрещал бы земледельцам запирать на ключ двери своих кладовок?
В этом смысле принципы справедливости согласуются с принципами политической экономии и подтверждаются опытом. Степень уважения к собственности всегда измеряется заботой о ней. Индивидуум любит свою собственность как залог существования, ибо живет, пока она у него есть; цель амбиций, ибо распоряжается ею; как уверенность в своей дальнейшей жизни и, если можно так сказать, как знак бессмертия, ибо строит на ней судьбу своих потомков. Поэтому такая любовь [365] рассматривается как источник всякого полезного производства, поскольку ей обязаны поразительными результатами, которых разум и труд добились в искусстве земледелия. Отсюда законы, которые защищают право исключительного пользования собственностью, усиливают эту любовь, а те, которые его лишь декларируют, наносят ущерб собственности и ослабляют ее. Первые обостряют индивидуальный интерес, вторые глушат его. Одни благоприятны для развития сельского хозяйства, вторые несправедливы и губительны.
Данному влиянию подвержено не только право собственности на землю, но и на труд.
Крестьянин, работающий на огороженном участке и защищенный правами собственника, также усматривает стимул во всем этом. Уверенный, что только его голос имеет значение на таком участке, он постоянно проливает на нем пот, а неослабная надежда на последующее за это вознаграждение облегчает ему труд. Убрав урожай, он готовится к взращиванию очередного, очищает, распахивает, удобряет землю и, усиливая, таким образом, ее для непрерывного плодоношения, увеличивает тем самым и свою собственность, не увеличивая размеров участка. Быть может, чему другому обязано своим процветанием земледелие в ряде наших провинций?
Вашему высочеству было известно об этой важной истине, когда, в согласии с Королевским распоряжением от 17 июня 1788 г., дозволялось огораживать земли, отведенные под виноградники, овощные и плодовые культуры. Но, Сеньор, разве меньше заслуживает вашего внимания собственность, предназначенная для других культур? Может быть, зерновые, представляющие главную опору существования общества и основной нерв земледелия, достойны меньшей защиты, чем виноград, овощи и фрукты, потребляемые большей частью состоятельными? Откуда взялось это столь вредное и чудовищное различие?
Уже настало время, Сеньор, отменить варварские обычаи, которые наносят такой ущерб индивидуальной собственности. Настало время, чтобы ваше высочество разорвало оковы, столь бесстыдно повисшие на нашем земледелии, сдерживая интерес занятых в нем. А разве остающийся после уборки урожая подножный корм - колосья, ботва, зерно на токах - не является также частью собственности на землю и труд, частью [366] выращенной на полях землевладельцев продукции, пролитого на них пота арендаторов? Только под влиянием плохо понимаемого сострадания и некоего предрассудка, который мог бы быть назван иудейским, возможно было вручить эти земли прожорливости овечьих стад, превратить их в подспорье странникам и нищим, пользование ими всякими лентяями, сделавшими право сбора остатков урожая залогом своего безделья.