Средние века - Раннее средневековье (V-XI вв.)

Отрывки из «Книги феодов», утвержденной в Ломбардии Конрадом II и принятой также в Германии в качестве законов, освящающих систему держаний.



Кн. 1-я.

г л.  1-я.

О  т ѣ х ъ,  к о т о р ы е  м о г у т ъ  д а в а т ь  ф е о д ъ,  и  к о т о р ы е  н ѣ т ъ;  к а к ъ  ф е о д ъ  п о л у ч а е т с я  и  к а к ъ  у д е р ж и в а е т с я.

Такъ какъ мы собираемся вести pѣчь о феодахъ, то разсмотримъ сперва, кто можетъ давать феодъ. А давать феодъ могутъ: архiепископъ, епископъ, аббатъ, аббатисса, пробстъ, если право давать феодъ было у нихъ изстари. Также могутъ давать феодъ: герцогъ, маркграфъ, графъ, которые собственно зовутся капитанами государства или государя. Есть и другiе, получающiе феоды отъ вышеназванныхъ и собственно именуемые вавассорами государства или государя, но нынѣ они зовутся капитанами, и сами могутъ давать феоды. Тѣ же, которые отъ нихъ получаютъ феодъ, зовутся меньшими вавассорами.

§ 1. Разсмотрѣвъ лицъ, разсмотримъ, каково было начало феодовъ. Въ отдаленнѣйшее время зависѣло отъ власти господъ когда угодно отобрать вещь, данную ими въ феодъ. Послѣ этого пришли къ тому, что феодъ былъ неотъемлемъ только годъ; затѣмъ установилось, что феодъ держался въ теченiе всей жизни вассала. Но такъ какъ феодъ не переходилъ къ сыновьямъ по праву наслѣдованiя, то дальше пришли къ тому, что онъ сталъ переходить къ сыновьямъ, а именно къ тому изъ нихъ, за которымъ сеньеръ хотѣлъ укрѣпить бенефицiй. Нынѣ же установилось такъ, что онъ переходитъ одинаково ко всѣмъ.

§ 2. Когда же Конрадъ отправлялся въ Римъ, вассалы, состоявшiе на его службѣ, просили, чтобы онъ обнародованiемъ особаго закона соизволилъ передавать феодъ внукамъ по сыну, и чтобы по смерти брата, умершаго безъ законнаго наслѣдника, братъ наслѣдовалъ бенефицiй, находившiйся въ рукахъ ихъ отца.

§ 3. Если же одинъ братъ получитъ феодъ отъ сеньера, то, по смерти его безъ законнаго наслѣдника, братъ не наслѣдуетъ феода, ибо, даже если бы они получили феодъ вмѣстѣ, одинъ другому не наслѣдникъ, если это прямо не оговорено....

§ 4. А вотъ что надо замѣтить: хотя дочери по законамъ наслѣдуютъ отцамъ, какъ и мужескiй полъ, однако, онѣ устраняются [56] отъ наслѣдованiя феода; равнымъ образомъ и сыновья ихъ, если не будетъ особо оговорено, что наслѣдованiе распространяется и на нихъ.


Г л а в а  V-я.

К а к и м ъ  о б р а з о м ъ  у т р а ч и в а е т с я  ф е о д ъ

...теперь посмотримъ, какъ феодъ утрачивается. Если сеньеръ будетъ сражаться въ открытомъ бою, и вассалъ покинетъ его въ самомъ бою не мертваго и не смертельно раненаго, то вассалъ лишается феода. § 1. Равно если вассалъ наставить рога своему сеньеру или замыслить сдѣлать это, или, срамно поиграетъ съ его женой, или если вступить въ связь съ дочерыо, либо съ внучкой по сыну, либо съ невѣсткой его, либо съ сестрой сеньера, то по закону лишается феода. Равнымъ образомъ, если нападетъ на сеньера, или замокъ его, зная, что тамъ находится сеньеръ или жена сеньера. Равно, если убьетъ его брата или племянника, т. е. братняго сына.


Г л а в а  V I I.

О  п р и р о д ѣ  ф е о д а.

Природа феода такова, что если государь инвестировалъ какимъ-либо феодомъ своихъ капитановъ, т. е. маркграфовъ, графовъ и тѣхъ, которые нынѣ зовутся капитанами въ собственномъ смыслѣ, то онъ не можетъ лишить ихъ феодовъ безъ вины. § 1. То же самое, если инвеститура совершена капитанами и старшими вассалами, которые нынѣ называются капитанами не въ собственномъ смыслѣ. Если же инвеститура совершена меньшими или самыми младшими вавассорами, тогда иное дѣло. Такихъ можно лишать феода помимо всякой вины, если только они не находятся въ Римскомъ походѣ (въ такомъ случаѣ къ меньшимъ вассаламъ отношенiе то же, что и къ большимъ), или если они не куп или себѣ феода (тогда надо вернуть его цѣну), согласно давнему и разумному обычаю. Нынѣшнiе же различаютъ не такъ тонко и говорятъ, что къ меньшимъ вассаламъ надо примѣнять то же, что сказано про старшихъ.


Г л а в а  X I I I.

О б ъ  о т ч у ж д е н i и  ф е о д а.

Если вассалъ захочетъ отчудить часть своего феода до половины, безъ разрѣшенiя сеньера, онъ воленъ сдѣлать это; дальше [57] половины онъ итти не можетъ, согласно справедливому и правому обычаю; иначе онъ теряетъ феодъ, а сделка его недѣйствительна.


Г л а в а  Х Х I.

Ф е о д ъ  б е з ъ  в и н ы  н е  у т р а ч и в а е т с я.

Мы постановляемъ, чтобы ни одинъ рыцарь не утрачивалъ своего бенефицiя безъ установленной вины, если онъ приговоромъ своихъ равныхъ не будетъ уличенъ въ нарушенiи обязательствъ, обычно перечисляемыхъ рыцарями, когда они приносить присягу вѣрности своимъ сеньерамъ, либо если онъ не откажется служить своему сеньеру, - тогда, по выясненiи проступка, назначается срокъ для вытребованiя феода, съ котораго онъ не служить сеньеру. Ибо если будетъ установлено, что онъ не служилъ своему сеньеру двадцать лѣтъ и свыше, а сеньеру въ этой службѣ не было нужды, то онъ не теряетъ феода.


Г л а в а  X X V I.

Е с л и  м е ж д у  с е н ь е р о м ъ  и  в а с с а л о м ъ  в о з н и к а е т ъ  с п о р ъ  и з ъ - з а  и н в е с т и т у р ы.

Если между сеньеромъ и вассаломъ возникнетъ споръ изъ-за инвеституры, при чемъ сеньеръ будетъ утверждать, что онъ не давалъ инвеституры, и дѣло не можетъ быть доказано свидѣтелями, то оно рѣшится присягой владѣющего [феодомъ]. То же соблюдается относительно ихъ наслѣдниковъ. Если же присутствовали свидѣтели, и вассалъ приглашаетъ ихъ свидѣтельствовать, то дается вѣра ихъ свидѣтельству подъ присягой. Свидѣтели же - пэры его, держащiе феоды отъ того же сеньера. Если же таковые при инвестированiи отсутствовали, то допускать и чужихъ, которые равнымъ образомъ, дабы они при желанiи не могли скрыть правду вслѣдствiе прiязни, корысти или иной какой-либо причины, принуждаются къ присягѣ графомъ и народомъ, въ томъ, что они не скажутъ лжи и не утаятъ правды. Если же тѣ не принудятъ ихъ, то вассалъ съ сеньеромъ поспѣшаютъ къ императору, выясняютъ ему дѣло, и, что межъ ними порѣшитъ императоръ, - соблюдается. Если же вассалъ обѣщается притти лично или послать кого-нибудь, то, со времени обѣщанiя, въ теченiе года, онъ спокойно пользуется [феодомъ]. Если же въ теченiе года не явится къ королю и никого не пошлетъ, то дѣло окончательно рѣшается клятвой сеньера. Если же свидѣтели, давъ вышеуказанную клятву, [какъ-нибудь] скажутъ, что они не присутствовали, то дѣло вершится сообразно клятвѣ [одного] сеньера. [58]

 

Кн. 2-я.

Г л.  2-я.

Ч т о  т а к о е  и н в е с т и т у р а.

Инвеститурой называется собственно владѣнiе; обычно же инвеститурой зовутъ, когда копье или что-либо другое вещественное передается господиномъ феода со словами, что онъ даетъ инвеституру...


Г л.  5-я.

К а к ъ  в а с с а л ъ  д о л ж е н ъ  п р и н о с и т ь  к л я т в у  в е р н о с т и  с е н ь е р у.

Посмотримъ, какъ вассалъ долженъ приносить клятву вѣрности. А именно. Клясться онъ долженъ такъ: клянусь на семъ святомъ евангелiи, что отнынѣ и впредь буду я вѣренъ такому-то, какъ долженъ быть вѣренъ вассалъ своему сеньеру, и не сообщу сознательно кому-либо въ ущербъ сеньеру, что онъ мнѣ довѣрить во имя вѣрности...


Г л.  21-я.

О  в а с с а л ѣ - р ы ц а р ѣ,  к о т о р ы й  с л а г а е т ъ  с ъ  с е б я  в о е н н ы е  д о с п ѣ х и.

Если рыцарь, держащiй бенефицiй, но не имѣющiй дѣтей, вступитъ въ честную обитель и, отказавшись отъ мipa, сложить военные доспѣхи, надѣнетъ монастырское одѣянiе и такъ обратится къ Богу[1]. Онъ пытается удержать феодъ, покуда живъ, а сеньеръ или родня доказываютъ, что феодъ идетъ [теперь] имъ. Постановлено: сеньеръ или родня болѣе правы, ибо тому, кто пересталъ быть воиномъ мipa сего и сталъ воиномъ Христа, - не идетъ тому служилая земля (beneficium), ибо нѣтъ у него службы (officium).


Г л.  22-я.

О  р ы ц а р ѣ - в а с с а л ѣ  - ослушникѣ.

Призываетъ сеньеръ рыцаря, держащаго отъ него феодъ. указывая, что онъ впалъ въ вину, за которую долженъ потерять феодъ; а тотъ не отзывается; спрашивается, что дѣлать сеньеру? Отвѣтъ: призвать его въ курiю, и если не явится, звать вторично, и такъ до третьяго раза, опредѣляя сроки, согласно указанiю курiи, [59] въ семь или десять дней. Если не явится на третiй зовъ, тѣмъ самымъ теряетъ феодъ. И тогда кypiя вводитъ сеньера во владѣнie...

Если же вассалъ имѣетъ жалобу на сеньера, напримѣръ, что тотъ вступилъ въ феодъ не по закону; сеньеръ же отвѣчаеть уклончиво; что, спрашивается, дѣлать вассалу? Отвѣтъ: вассалъ долженъ воззвать къ курiи и въ ней заявить жалобу на сеньера. Kypiя же должна обратиться къ сеньеру и, съ надлежащимъ почтенiемъ, принудить его либо вернуть владѣнiе и успокоиться, либо предоставить рѣшенiе дѣла курiи. Если тотъ послѣ троекратнаго увѣщанiя не выполнить этого, тогда вассалъ можетъ пойти къ иной высшей власти и найти себѣ тамъ управу. А если сеньеръ не захочетъ соблюсти его права, онъ можетъ его грабить.


Г л.  24-я.

К а к о в а  п е р в а я  п р и ч и н а  п о т е р и  б е н е ф и ц i я.

Первая причина потери бенефицiя такова: если вассалъ черезъ годъ и день послѣ смерти сеньера все еще не явится съ обѣщанiемъ вѣрности и просьбой объ инвеститурѣ къ наслѣднику своего сеньера: какъ неблагодарный, теряетъ онъ бенефицiй. И наоборотъ, если сеньеръ живъ, а умретъ вассалъ, и сынъ его въ теченiе того же времени не озаботится о полученiи инвеституры, онъ теряетъ бенефицiй...

Далѣе, если онъ нападетъ на своего сеньера или на деревню, въ которой находится сеньеръ, или подниметъ, гдѣ бы то ни было, свои нечестивыя руки на особу сеньера, или нанесетъ ему иныя тяжкiя и позорныя обиды, или посягнетъ на жизнь его ядомъ, мечомъ, или иначе какъ, - теряетъ бенефицiй. Самая же справедливая причина отнять бенефицiй, если та служба, за которую данъ бенефицiй, не исполняется.

[1] Далѣе сообщается предполагаемый типичный случай (casus).


Текст воспроизведен по изданию: Средневековье в его памятниках. - М., 1913. С. 56 - 60.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."