Великое множество целей образования не испугало первых философов, они стремились познать все истины, которые могли относиться к этим целям. Точно так же было показано, что античная философия, скромное название которой лишь означало любовь к истине, на самом деле вбирала в себя все их, тогда существовавшие. Но поскольку со временем и накоплением знаний часть философов стали в основном заниматься изучением природы и видимых сущностей, а другая - происхождением и свойствами умственной данности, которая заложена в нас и посредством которой человек судит о видимых сущностях и самом себе, постольку философия разделилась на два больших направления - натуральное и рациональное. За выразителями первого из них признали изучение природы, сторонниками второго - человека. При этом Божественные истины, не образуя самостоятельного предмета, относились, так сказать, к одной и другой философии. В самом деле, как можно было тогда отделить от изучения природы или человека познание высшего и вечного принципа, из которого берет начало и от которого неотделимо все, что существует?
Это деление наук до сих пор может соответствовать своему современному состоянию, сколь удивительным образом они ни развивались бы. Имея предметом своего исследования истину, все они принадлежат строго философии. И поскольку истины, происходящие от естественного света, какого бы рода они ни были, имеют отношение или к человеку, или природе, постольку ни одна из них не перестанет принадлежать или рациональной, или естественной философии. Поэтому Вольф включил все науки в свою философию, хотя и разделил их по направлениям и целям их изучения - на умозрительные и практические, и поэтому также стало превалировать у нас другое деление наук, более употребительное -на интеллектуальные и [316] естественнонаучные. Но все эти названия, как бы они ни появлялись и закреплялись, всегда будут иметь отношение к античным знаниям, как единственным, которые представляют собой истинное и основательное образование.
Вместе с тем, не отрицая такие деления наук и принимая во внимание цель настоящей Мемории, предпочтем другое деление, которое нам кажется более отвечающим образованию молодежи. В самом деле, исходя из того что науки имеют отношение к ее воспитанию, кто не заметит, что в большом перечне их есть одни, которые обучают методами выяснения истины в целом, другие посредством тех же самых методов выяснения истины, но знаниям более конкретного свойства? Так что это наиважнейшее различие дает возможность еще раз поделить науки, определив одни из них как методические, другие - образовательные. По этим двум направлениям и пойдет дальнейшее изложение обсуждаемых здесь вопросов в надежде, что ученые мужи простят нам эту инновацию, если, быть может, таковой она является, во благо исполнения тех задач, которые обязывают ее предложить.
Действительно, если методы поисков истины являются необходимым подспорьем человеческому разуму для достижения этой высокой цели, то, естественно, первая ступень образования, которая должна соответствовать потребностям человека, - это знание и правильное использование этих методов. Следовательно, науки, которые их демонстрируют (и не оспаривайте это название, которое берем в самом широком и общеупотребительном значении), относятся главным образом к гуманитарному образованию. Но если это так, невозможно сомневаться, что без такого подспорья нельзя постигнуть истины, принадлежащие к естественной и рациональной философии, или по крайней мере нельзя постигнуть их столь легко, быстро и должным образом, как с ним, то ясно, что тот, кто им не овладел, не может считаться хорошо образованным.
Будем, таким образом, следовать этому делению, не теряя из виду того, которое было в античной философии, и обсуждая в одном разделе методы, относящиеся к наукам методическим, в других, - с помощью которых создаются науки образовательные, хотя и не в полном их виде, но лишь надлежащем для свободного и завершенного образования. Поэтому не называются [317] ни те, ни другие науки, но по мере того как речь пойдет об их изучении. Тогда специально будет указана связь, которую каждая из них имеет с великими целями человеческого разума, поскольку именно это представляется более отвечающим целям этой Мемории, а также Экономического общества.
Раздел первый
Изучение методических наук...