Приступаю к обсуждению очень важного вопроса и прошу Общество не исключить его из-за смелой постановки. Ваше мнение решительно склоняется к открытию семинарии. Но было бы очень несправедливо по отношению к вашей просвещенности, если считаете, что нет другого учреждения, способного улучшить общенародное образование. Ясно, что, предлагая открыть семинарию, вы удовлетворите распоряжениям [299] и добродетельным намерениям Кастильского совета и, быть может, также общераспространенным идеям, которые отдают предпочтение этому виду учреждений, и получившим столь выдающееся доказательство в Испании и за ее пределами. Как бы то ни было, возможно ли воспринимать непригодным то, что гражданин, преисполненный одинаковыми с вашими идеями о пользе общенародного образования, искренне представил бы размышления касательно лучшего средства усовершенствовать его? Я слишком верю в вашу просвещенность и старание, чтобы не бояться, что некая гордыня или строптивость примешаются к ним.
Речь идет о создании семинарии для дворян и состоятельных людей, и хотя обычно говорят, что обладатели титулов безразличны к подобным вещам, вижу в этом трудную задачу. Она поистине доказывает, насколько друзья Майорки возвысились над вульгарными идеями, ибо ставят вопрос об открытии заведения не только для одного класса, который к тому же наименьший по численности. Им известно, что образование для дворян необходимо всем тем, кто предназначен жить по-аристократически, но что это предназначение определяется не древностью рода, но способностями. Наконец, им известно, что общественное благо требует, чтобы добротное и свободное образование предоставлялось по возможности максимальному количеству граждан. В этом, по-моему, заключалась их мысль. Но это же может обречь ее осуществление на неудачу.
Быть может, Общество, возвысившись над общими идеями, льстит себя надеждой разрушить их? Боюсь, что для этого недостаточно будет его славного начинания. Действительно, если речь идет об образовании дворян, почему, скажут они, будут приниматься в семинарию те, кто ими не является? А если давать образование только состоятельным людям, почему, скажут тогда эти, семинария называется дворянской? и почему речь идет не просто о семинарии?
Но если бы это так было, установка на отрицание титулов и характер заведения не осталась бы не воспринятой невежеством и гордыней. Знатные дворяне сочли бы позором и потерей своих сыновей, отправляя их в семинарию, которая не является исключительно дворянской. Другим, менее родовитым, но в ряде случаев столь же надменным, также будет претить [300] совместное обучение их сыновей с сыновьями людей из других классов или семейств. Точно так же тогда высокомерие завладеет и состоятельными семействами, и, боюсь, не многие уберегутся от этого. В конце концов, любовь к самому себе или собственная любовь, где бы она ни находилась, стремится обособиться и выделиться. Разве не на этом основании обособляются друг от друга дворянские фамилии? Не делают то же самое семейства, занимающиеся свободными профессиями, торговлей, сельским хозяйством? Что я говорю? Простые люди, вовлеченные во множество ремесел и разных дел, разве они не отграничились в своей собственной среде? Какой народ, провинция может похвастать, что не уступили этой слабости? и если есть некая, то, может быть, это Майорка?
Помимо этого семинария всегда будет исключительным заведением и по другим резонам. Ведь в ней смогут учиться от ста до ста пятидесяти юношей, а на Майорке пятьсот, тысяча, более тысячи юношей, достигших надлежащего для учебы возраста. Идет речь, чтобы давать в ней бесплатное образование? В таком случае в ней не должна учиться богатая молодежь, или же тогда это абсурд - учить состоятельных даром и не помогать учиться бедным. Если же речь идет о платном образовании, применительно к бедным можно сказать то же самое: это значит не помогать им учиться, более того, вообще всем, чей достаток ниже среднего уровня. Судите сами. Сколько найдется на Майорке, кто сможет платить 300-400 фунтов за обучение одного сына, и сколько за пансион двух, трех или четырех сыновей? Следовательно, семинария всегда будет исключительным заведением, а потому делом явно не достаточным для улучшения общенародного образования.
Скажут, что необходимость в образовании всегда больше для состоятельных семейств, поскольку те, которые таковыми не являются, и предназначены заниматься практическими ремеслами, или не стремятся ни к какому теоретическому знанию, или потому, что образование всегда исходит от высших классов к средним и низшим. Все это так. Но заведение, открытие которого предполагается, исключит для всех них возможность учиться в нем, между тем как все они имеют право быть обученными грамоте. Имеют, потому что образование - средство продвижения, совершенствования и счастья; потому что, [301] если процветание общества, как было доказано, зависит от грамотности всех его членов, в таком случае и долг общества по отношению к ним должен быть равным независимо от класса, к которому они принадлежат, предоставляя доступное для них образование. Даже можно сказать, что этот долг возрастает в обратной пропорции к возможностям семейств. В самом деле, сверх того, что их больше у семейств богатых, они обладают к тому же средствами еще более пополнить его, нанимая учителей и гувернеров, используя необходимые для этой цели пути и ресурсы, в то время как бедные семейства, лишенные всего этого, могут лишь его ожидать от Правительства.
Сделайте отсюда вывод, что на Майорке предпочтительнее было бы открыть не столько семинарию, сколько заведение открытое, общенародное, в котором давалось бы бесплатное образование в объеме, абсолютно необходимом для формирования добродетельного гражданина. В это заведение, со свободным образованием, никто не посчитал бы зазорным посылать своих детей, точно так же как в университет, в котором оно именно такое. Не было бы в нем одиозных различий, как нет их в университете. Необходимое образование было бы доступно высшему слою, людям со средним достатком, вообще всем, кто смог бы его оплатить. То есть это заведение было бы общенародным, а получаемое в нем образование могло бы называться также поистине общенародным.
Скажут, верно. Но образование не включает в себя весь круг гуманитарных знаний. Касающиеся сущности гражданина и морали, которые являются самыми важными в них, должны усваиваться на практике, ибо они учат правилам поведения, коими не может пренебречь ни один класс, в особенности - богатых. Подобное же могут сказать о доставляющих удовольствие талантах, которые должны развиваться в раннем возрасте, чтобы в дальнейшей жизни быть ее украшением и наслаждением. Скажут, что все эти вещи хорошо согласуются с порядками семинарии, но не общенародной открытой школы, и если к этому присовокупить постоянный присмотр учителей, уединенность и послушание юношей, заботу о личной гигиене, пристойность в питании, умеренность в подвижных играх и свободном время препровождении, а также другие знаки добродетели и благопристойности, можно сделать вывод, что при всем [302] несовершенстве образование в семинарии предпочтительнее, чем в других учебных заведениях.
Полностью признаю основательность этих доводов, которые трудно было бы опровергнуть, если бы я отрицал сами эти семинарии, от чего очень далек. В мои намерения входит показать лишь, что они недостаточны для развития общенародного образования и что эта важная цель полнее и успешнее может быть достигнута с помощью свободных, открытых и бесплатных учебных заведений. Думаю, что я показал это касательно гуманитарного образования. А в смысле обучения знаниям гражданина и морали, разве не предпочтительней частное и домашнее в любом из существующих образовательных учреждений? Не такое ли образование внушено природой, предписано религией, удовлетворяет требованиям и желаниям политики? Не оно ли предполагает любовь и старание в тех, кто должен его давать, уважение и послушание в тех, кто должен его получать, а вместе с тем в тех и других то внимание и взаимную заботу, которыми ни одно из созданных человечеством образовательных учреждений не способно окружить или столь же проявить? Не единственное ли, какое может объединять и сочетать принципы, максимы и методы своего обучения с учетом класса и положения, возраста и характера, умственных и физических способностей обучаемых? Не то ли, которое может дать им своевременные подтверждения и действенные примеры, глубоко запечатлеть те и другие в их душе и сердце? И пусть затем необходимы будут его выправление и доработка, поскольку леность, невнимание, легкомыслие и, быть может, непослушание - обычные слабости, свойственные юному и неопытному возрасту, не оно ли тем не менее может направить и согреть имеющих таковой для его усвоения? Кто лучше отца сможет заметить зародыши добродетели или признаки порока в своем сыне или найдет лучше него надлежащие для этого стимулы и меры? Кто лучше, чем он, сможет почувствовать интерес, поощрить старание и смягчить трудности учения?
Эти истины слишком известны, чтобы кто-то их не знал, но наше безразличие пренебрегает ими, и даже учебные заведения теряют их из виду. А если это не так (почему об этом молчим?), каков в таком случае отец, который, забыв свои обязанности и права и заглушив самые трепетные чувства своей души, [303] отправит из дому сына в том возрасте, когда он больше всего нуждается в его помощи и советах; который присоединит его к массе детей различных возрастов, умственных и физических способностей и который оставит его на попечение и равнодушие наемных наставников? И как не устрашится, что эта ранняя эмансипация одновременно с тем, как разрушит в сердце сына чувства уважения, благодарности и привязанности, охладит у него самого чувства нежности и сострадания к тому плодотворному интересу, который должен составить очарование его жизни и самый прочный залог семейного счастья? Но особенно, как не устрашится, что это невнимание и безжалостное отстранение, постепенно подавляя в семействах домашние добродетели, которые являются их утешением и славой, приведут к упадку общества, главной поддержкой и украшением которого они являются?
Но, признавая все эти истины, мне все же возразят, что их результативность зависит от просвещенности родителей, ибо они не смогут хорошо воспитать своих детей, не имея образования и знаний, которые имеются далеко не у всех, но весьма немногих; что очень мало знающих или осознающих свой в этом смысле образ действий. Что неграмотные родители, какими бы ни были их любовь и забота, никогда не смогут внушить детям идеи, о которых у них нет представления, ни чувства, которыми они не прониклись. Что, апатичные и безграмотные, они не озаботятся о воспитании, значения которого не понимают, и навлекут на своих детей последствия, какие не могут предвидеть. Возразят, что вследствие этого всего лучше доверить попечение о них людям сведущим в труднейшем деле воспитания, обучая детей в заведениях, где весь распорядок жизни и учебы неотделим от этой важной цели. Именно это внушило идею создавать семинарии, именно это столь ревностно предлагает их открывать.
Это правда, но печальная обеспокоенность придала этому мнению большую силу и распространение, чем она того заслуживает, нашей же обеспокоенностью является уменьшить ее. Представляется, во-первых, что оно неприменимо к той части воспитания, которое относится к физическому. Поскольку цель такового - здоровье, сила и ловкость обучающегося, постольку ясно, что оно требует активной любви, постоянного внимания [304] и присмотра, чего нельзя ожидать за пределами родительского дома. Нигде лучше, чем там, не знают своего питомца, ни то, что ему больше всего нужно. Нигде быстрее не придут ему на помощь, и нигде интерес и расположенность оказать ее не будут более целесообразными, чем там. При такой заботе, обычно вверяемой материнской любви, которую природа обогатила предвидением столь выраженного интереса и нежности и которой только будут помехой и узурпацией наша обеспокоенность и ошибочная деятельность. Бессмысленно, таким образом, предпочитать в этом вопросе воспитание вне родительского попечения.
И почему не сказать того же самого о моральном воспитании? Если речь идет о теоретических принципах религиозной и светской морали, естественно, что они принадлежат другому возрасту и являют собой первостепенной важности часть гуманитарного образования. Но когда речь идет о воспитании добродетельного поведения, основывающегося на этих принципах, неизменно буду считать, что это задача настолько же трудная, если не недостижимая, в обстановке существующей в семинариях дисциплины, как бы пристально за ней в них ни наблюдали, насколько легкая и адекватная в семейной обстановке и домашних условиях. Оно формируется в большей мере под влиянием поступков, чем внушений, силой примера, чем рассуждений. Чтобы дать его, не нужно ни науки, ни эрудиции. Достаточно будет любви, сострадания и такта, направляемых тем чудным интересом, который рука природы начертала в сердцах всех родителей, ибо не надо забывать, что моральные истины - истины чувства.
Человек, так скажем, раньше всего обнаруживает их в своем духе, воспринимает, чем познает или же познает, но поверхностно, не вникая глубоко в них. Луч осознания, который Творец сообщил его сердцу, открывает их, и тайный голос, зазвучавший в нем, объявляет и мощно напоминает об этом луче даже при хаотичном состоянии чувств. Не нужно поэтому больших знаний, чтобы показать эти истины, тем более что такое воспитание должно стоиться не столько на рассуждениях, сколько - наглядных примерах.
Итак, разве добродетельное поведение отца, матери, всего семейства не внушит, не научит достойным подражания [305] примерам, которые лучшим образом разъяснят сущность религиозной и светской морали, чем при системном ее преподавании? Разве не оно, единственное, которое может предоставить живые и частые примеры супружеской любви, отцовской нежности и ласки, сыновнего уважения и почитания, братской сплоченности и привязанности? Где еще могут быть лучше внушены скромность и приличие, терпение и выдержка, любовь к труду и добропорядочным занятиям, порядку и спокойствию? В какой еще среде великодушие, взаимопомощь, сострадание и другие добродетели соединяются в высочайшей добродетели милосердия? И в смысле хорошего тона, если правила порядочности и приличия, соблюдаемые и наблюдаемые воочию, как в самой семье, так и в отношениях с теми, кто с ней связан родственными узами, не научат ему, как в таком случае, можно ему научиться по стерильным текстам педагога или несовершенным подражаниям существующим в семинариях порядкам?
Для меня это настолько очевидно, что думаю, что даже те светские добродетели, которые осознаются и появляются скорее в результате размышлений, чем исходят от чувств, могут быть лучшим образом внушены и сформированы в условиях домашнего воспитания. В самом деле, если юный человек не видит с первых своих шагов возле себя примеров уважения религии и законов, почитания конституции и правительства, альтруизма и общественного горения, если эти примеры не просветят его дух и не начертают в его сердце эти добродетели, не следует ждать хорошего их усвоения из холодных лекций в учебных заведениях.
Не стану отрицать поэтому, что невежество и леность - главные препятствия в деле домашнего воспитания, а также и то, что в обстановке индифферентности, с какой относятся к нему, есть большое число родителей, страдающих этими недостатками. Но это не дефект системы, но самих людей. Такие родители, не понимая или невысоко ценя выгоды хорошего воспитания, не устремятся посылать своих детей и в семинарии. Но подобное нежелание мало повлияет на общенародное образование, которое в первую очередь заставит осознать необходимость домашнего воспитания, а затем усовершенствует его методы. Оно, вытесняя невежество, разрушит первое из этих препятствий. А почему не вместе со вторым? Леность также имеет [306] своей причиной невежество и должна исчезнуть вместе с ним, ибо множество пороков коренится именно в ней. Но мне совершенно ясно, что одного просвещения недостаточно, чтобы умерить, а тем более искоренить страсти, которые рождаются вместе с человеком и которые могут быть погашены лишь вследствие сверхъестественного и Божественного воздействия. Но если образованию не под силу сделать всех родителей сердечными, по крайней мере оно научит их стать осторожными и воздержанными. Даст понять, насколько важно, какими они предстают в глазах своих детей; лучше осознать, какие печальные последствия могут навлечь на их семьи и последующие поколения свойственные им слабости и пороки; заставит устыдиться этих последствий. В результате они, облагородив интерес своих сердец и объединив его с просветившимся у них духом, свернут с пути страстей и направятся стезей добродетелей.
В завершение скажу, что улучшения в домашнем образовании всегда будут идти в той же мере, в какой они будут происходить в образовании общенародном. Несмотря на сказанное, у меня нет расположения отрицать, что семинарии - заведения полезные и достойные похвал. Я всегда их считал такими, но больше те, какие предназначены для юношей, которые, закончив, скажем так, свое образование, захотят более глубоко продолжать его в университетах для подготовки себя служению Церкви и законам. К этому добавлю, что семинарии, предназначенные для обучения подростков, в определенной степени являются даже необходимыми. Есть сироты, отданные на попечение бездушных воспитателей, есть дети обездоленных вдов или вступивших в другой брак, есть они от родителей явно неразумных, и всех их, не имеющих возможности получить достойное воспитание в своем доме, было бы уместно и необходимо принять в семинарии. Но эту необходимость, очевидную в королевстве, в большой провинции, можно ли считать настоятельной и срочной применительно к острову? Члены Экономического общества друзей Мальорки сами решат это. Я, столь же заинтересованный в благе острова, считаю, что нет, и говорю это честно, ибо, умалчивая об этом, нанес бы равный вред как собственным желаниям, так и стремлениям Общества.
Закончу размышления, удовлетворив возражение, которое, быть может, возникнет у тех, кто их читает. Зная о намерениях [307] открыть общенародную школу для улучшения гуманитарного образования на Мальорке, они заметят, что оно уже есть в их университете. Отвечая, скажу, что цель университета состоит в обучении дарований, называющихся высшими, в то время как в школе оно должно быть подчинено целям свободного образования, которое не входит в планы университетов. Одна призвана обучать детей, другой - подростков и юношей, и, будучи далекими друг от друга в своих целях, они не являются несовместимыми: первая должна рассматриваться как подготовительная ступень для другой.
Наши университеты собственно не образовательные, а научно-образовательные учебные заведения. Но даже в этом смысле они ограниченны. Со времени возникновения они поставили своей задачей давать в основном религиозное образование, и когда деятельность множества церквей и светских и религиозных трибуналов настоятельно вызвала к жизни знание и применение того и другого законодательства, тогда изучение гражданского и канонического права было включено в их учебный план. Правда, в старые времена в круг предметов входили и так называемые в ту пору свободные науки и искусства, к которым относилась математика. Но ее преподавание велось в духе и на уровне тех времен, когда алгебра, трансцендентальная геометрия, физико-математические науки были нам едва известны. Постепенно даже такое преподавание было оставлено, и Аристотелева философия, схоластическая теология, «Институции» Юстиниана, «Декреталии» и отчасти медицина стали единственными в университетах предметами. Между тем начинали развиваться точные науки, возникали новые, из физической сферы. Изучение природы становилось первым объектом внимания мыслящих людей, и власть знаний получала новый аспект и значение, без учета которых наши университеты, подчиненные своему религиозному Ордену и его регламентирующим законам, не могли изменить ни цели, ни методы преподавания. И если, таким образом, общенародное образование должно приспосабливаться к настоящему состоянию наук и требованиям времени, как оно может считать, что для него приемлемы принципы и содержание образования, даваемого в университетах?
Хорошо, но опять же поставят вопрос: может быть, расширить круг преподаваемых в университетах предметов? Но [308] разве это легко? Думаю, что нет, и даже осмелюсь сказать - невозможно. Без изменения уставов, методов и духа этого учреждения нельзя основать на таковых систему и цели нового образования, которое мыслим развивать. Университеты полагают, что большая часть его получена ими, и не признают поэтому никакого иного знания, кроме преподносимого грамматистами, считая их даже гуманистами. В университетах оно дается на латыни и по текстам латинских авторов. На этом языке ведутся объяснения, дискуссии, конференции, защищаются диссертации. В целом он в университетах единственно применяемый, поскольку, по причинам, недосягаемым для моего бедного рассудка, возвысился в достоинство единственного и законного языка наших учебных заведений, и более того, сохраняется в них даже вопреки опыту и отторжению. С другой стороны, ведение в университетах дискуссий, практика апробаций и конкурсов на замещение, служебно-педагогическая иерархия, дисциплина, методы обучения, словом, вся их организация абсолютно чужда той, которая необходима новому заведению, в коем созидании нуждается.
Не следует бояться, что такое заведение причинит вред целям и назначению университетов, наоборот, оно послужит к их большой пользе. Обучение, которое будет в нем проводиться, обеспечит приток в их аудитории юношей, уже грамотных и несомненно расположенных для восприятия обучения университетского. Цель его - открыть двери для всех наук и вместе с тем дать подготовительное образование. В нем будут обучаться дети и подростки, в университетах - юноши и молодые люди. Так будет утверждаться взаимопомощь, и как знать, не станет ли однажды уровень университетского образования зависеть от уровня образования, даваемого в этом новом заведении?