Является ли общенародное образование основным источником процветания общества? Безусловно. Эта истина еще должным образом не усвоена или по крайней мере не оценена. Но это истина. Разум и опыт говорят в ее пользу.
Источников общественного процветания много. Но все они зависят от одного-единственного, которым является общенародное образование. Оно их открыло, и все они ему подчинены. Оно направляет совокупность имеющихся у него знаний по разным путям к соответствующим целям, убирает препятствия, которые могут мешать им по ним продвигаться или вовсе сбить с них. Образование - первооснова, главный источник, который обеспечивает все остальные. Раскрыть все его возможности, приумножить и сберегать их - наиважнейшая задача дельного правительства, наилучший способ добиться благосостояния. С образованием все улучшается и цветет в государстве, без него все разрушается и приходит в упадок.
Разве не образование развивает интеллектуальные способности и физические возможности человека? Без него разум - это погасший факел; с ним - освещаются все царства природы и открываются самые сокрытые ее тайны, подчиняясь его [291] воле. Непросвещенные и не обогащенные опытом силы человека могут дать наискуднейший результат, в то время как с помощью знаний о природе какие только средства он может использовать, какие препятствия преодолеть, какие чудные вещи создать! Ибо образование улучшает сущность человека, единственного, кто может быть им усовершенствованным, единственным, кто наделен даром к совершенствованию. Это самый лучший дар, какой он получил из рук своего... Творца. Образование может раскрыть этот дар, оно с меньшими трудностями позволит человеку добывать средства к существованию, оно, наконец, - первостепенный источник индивидуального блага.
То же самое относится к общественному процветанию. Может ли это понятие выражать что-либо другое, кроме совокупности благ каждого из индивидуумов социального организма? Определяйте, как хотите, результат всегда будет одним и тем же. Со всем тем я разовью эту идею, чтобы удобнее подойти к той, с какой обычно сопрягают общественное процветание.
Разумеется, существует много источников, из которых проистекает это процветание. Но все они имеют свою первопричину и обусловлены ею; все они зиждутся на образовании. Разве не от него зависит сельское хозяйство, первый и главный источник общественного богатства, которое снабжает своей продукцией все остальные? Или - промышленность, которая увеличивает и создает стоимость этого богатства? Равно и торговля, которая забирает у них это богатство, чтобы, пустив в оборот, сбывать его во всех уголках земли? Разве не оно породило все эти искусные ремесла, усовершенствовало их и обеспечило им развитие? Разве не благодаря ему были изобретены для них разные инструменты, приспособления и механизмы, открыто и объяснено их действие? и разве можно сомневаться, что лишь с ним связана способность привести к наивысшим результатам эти богатейшие источники богатства индивидуумов и мощи Государства (здесь и далее орфография Ховельяноса. - В. С.)?
Обычно считается, что это богатство и мощь могут проистекать от благоразумия и заботливости правительств. Но разве можно обрести такие иным образом, кроме как на путях поощрения и развития образования? Все другие пути сомнительны и недейственны. [292]
Может быть, грамотность правительств имеет другое происхождение? Это не образование их просвещает, диктует им хорошие законы и строит на них добрые максимы? Не оно ли дает советы политике, решения судам, освещает путь и дает направление всем классам и профессиям в государстве? Окиньте взглядом все существующие на земле общества, от самых варварских до самых развитых, и вы увидите, что там, где нет образования, во всем недостаток, там же, где оно есть, все в изобилии, и что повсюду образование является условием процветания.
Но, быть может, процветание заключено в богатстве? И нисколько не следует брать во внимание моральное состояние общества? Что, оно не имеет влияния на благополучие индивидуумов и силу государств? Могло показаться, что нет, - в обстановке азарта, с каким бросаются в поисках богатства и безразличия к добродетели. Между тем моральные добродетели и материальные ценности должны рассматриваться в качестве элементов общественного процветания. Без добродетелей любое богатство бедно, любая власть бессильна. Без активной деятельности и трудолюбия, скромности и умеренности, искренности и честности, добропорядочности и чувства общественной любви, словом, без нравственных норм никакое государство не может процветать, никакое - существовать. Без них самая сильная власть рассыплется как песок, самая блестящая слава развеется как дым.
Ну хорошо. А разве данный источник процветания не берет начало тоже в образовании? Кто может сомневаться в этом? Разве не невежество - самая обильная почва для порока, ближайшее основание для морального разложения? и не образование разве учит человека его долгу и исполнению? Добродетель заключается в соответствии с ним наших поступков, и только тот, кто знает его, может его и исполнять. Конечно, недостаточно его знать, дело добродетели обстоятельно его еще разъяснить. Но здесь также большое значение имеет образование, поскольку едва ли есть хотя бы одно неудачное действие, причиной которого было бы незнание того или другого, какая-нибудь ошибка или неправильный, приведший к ней изначальный расчет.
Благо само по себе желанно. Знать его - первый шаг, чтобы любить его. Оно всегда оберегает и делает свободной нашу волю, и если, разумеется, не Божественная милость в определении [293] человеческих действий, разве можно сомневаться, что тот человек обладает большими способностью, расположением и возможностями направлять их к добру, кто лучше познал, в чем состоит смысл этого блага, т.е. тот, кто лучше образован?
Здесь я должен сделать пояснение. Могут, конечно, возразить, что образование тоже портит, и это - правда. В подтверждение этому можно найти тысячи примеров в истории древних и современных народов. Если образование, совершенствуя искусные ремесла, влечет богатство, то это, стремясь к роскоши, заражает и портит нравы. А что за образование без них? Какие только тогда оно несчастья и неустройства не заметит, какие ошибки не пропустит, какие ужасные дела не оправдает и не санкционирует! и если счастье коренится в моральных свойствах человека, кто, всмотревшись в просвещенную Европу, осмелится сказать, что более образованные народы и самые счастливые?
Возражение слишком серьезное, чтобы на него не ответить. Разумеется, роскошь портит нравы. Но, говоря откровенно, она не из богатства рождается. Она есть во всех странах, провинциях, городах и селениях, в любой профессии, от результатов которой живет человек, будь или называйся она доходной или нет. Есть она у народов развитых и просвещенных, как и варварских и невежественных. Как в Константинополе, так и в Лондоне. И в то время как европеец украшает свою персону богатыми одеждами и драгоценностями, дикарь разрисовывает уши, протыкает губы, навешивает на себя ожерелья и перья. Повсюду любовь к самому себе - собственность человека, и везде он стремится выделиться и быть отличным от себе подобного. В этом истинный корень роскоши.
Разумеется, богатство увеличивает роскошь. Но как? Это происходит тогда, когда законы закрепляют неравенство, когда в силу несправедливого распределения собственности она становится роскошью для немногих, достатком для многих и бедностью для большинства. Тогда скандальная роскошь порабощает зажиточные слои, и, все больше распространяясь, она заражает их, незаметно ослабляя и разрушая.
Но какой бы ни была причина роскоши, образование, далекое, чтобы поощрять ее, напротив, ее умеряет. Оно, если можно так выразиться, облагораживает ее цели, направляет больше на [294] удобства жизни, а не помпезность, стоит на пути ее излишеств. Несомненно, что роскошь - порок людей пустых, но не просвещенных, страсть невежества.
Однако не стану отрицать, что неустройства и ужасные дела также порождались или патронировались образованием. Но исполненным злобой, пагубным образованием, которое потворствует разложению нравов и после которого никакое уже большее зло не может свалиться на головы народов и государств.
Образование, которое извращает самые верные принципы, не признает самые священные истины, которое поддерживает и распространяет самые порочные ошибки, - такое одурманивает, сбивает и совращает с пути народы. Однако я не назову его образованием, но бредом. Противоядие ему - основательное нравственное образование. Только такое способно предотвратить от заражения тем негодным, противостоять исходящему от него злу, восстановить то, что оно разрушило. Только такое - единственное средство, какое может спасти от гибели и разорения зараженные им народы. Невежество сделает их жертвой, правильное образование рано или поздно их спасет. Власть ошибки не может быть ни прочной, ни постоянной, но сила правды вечна, как и она сама.