[Дается по: Jovellanos. Obras... Op. cit. T. I (46)]
Славное Экономическое общество Мальорки!
Как человек, любящий родину, сердце которого преисполнено самым горячим желанием возродить ее богатство и славу, я выражаю тебе поддержку и благодарность, что ты обратило взор свой на основной источник собственного процветания. Приветствую тебя, ибо признало, что этот источник зиждется на общенародном образовании. Рад за тебя, что, считая воспитание основой, на которой должно строиться образование, ты предложило идею создания общества, которое совершенствовало бы его и распространяло на острове. Эта идея делает честь как твоим стараниям, так и просвещенности, и сама по себе она - высшее свидетельство высоты твоей мысли и нравственности. [289]
Проникнутый одинаковыми с тобой чувствами, я не могу не откликнуться на твой призыв в «Газете» от 10 апреля, обращенный ко всем честным гражданам. Каким холодным надо быть к родине, чтобы не услышать его? Бесчувственным, чтобы не поспешить на помощь сформулировать идею, которая в нем принципиально выражена? По крайней мере, я, влекомый совестью и чувством патриотизма, испытываю сильное желание помочь тебе и предлагаю некоторые мысли, которые образование, наблюдение и опыт всколыхнули во мне в связи с этой важной проблемой.
Счастлив буду, если хотя бы одна из них получит твое одобрение и послужит на благо отечества! Ясно, что эта проблема заведомо превышает мои силы. Но у кого их столько, чтобы с честью решить ее? Высокий ум, широкая эрудиция, громадный опыт едва ли достаточны, чтобы она могла быть выражена во всей ее сложности писателями, которые обратились бы к ее толкованию. Но обращаться крайне необходимо, и так, чтобы каждый поспешил подумать и предложить тебе идеи, которые могли бы послужить ее выяснению. Это неотъемлемое право нашей родины, священный долг нашего патриотизма. Необходимо работать над ней, свести в единый центр все мысли, сделать общий свод их, выраженные наблюдение и опыт в которых учили бы, каким должно быть общенародное образование. Может быть другой цель экономического общества, когда оно хочет объединить знания людей ученых со знаниями своих членов? Учитывая это, посвящу, таким образом, означенной проблеме свои скромные таланты. Пусть сделают остальные то же самое. Особенно те, кто наделен высшими соображениями по этому делу, и тогда чаяния испанского общества будут исполнены.
Пишу не для того, чтобы получить премию, не жду ее и не стремлюсь к ней. Пишу, уступая велениям сердца, чтобы по возможности помочь сформулировать идею, в осуществлении которой столь заинтересована наша родина. Быть может, многие, обладающие большими, чем у меня познаниями, обратившись к такой работе, ее оспорят! Быть может, какой-нибудь выдающийся ум ее отвергнет! Радость видеть ее хорошо выраженной и осуществленной будет для меня премией.
По той же причине я не ограничусь рамками задания, но поставлю ряд связанных с ним вопросов. [290]
Первый. Действительно ли общенародное образование - главный источник процветания государства? Второй. Является ли началом такого образования общенародное воспитание? Третий. Какая образовательная система наиболее способна дать такое воспитание? Четвертый. Что должно представлять собой обучение и какие включать дисциплины, чтобы сделать его более совершенным и осознанным? Пятый. Как должно быть распределено и какими умами осуществляться это обучение? Шестой. Какие средства необходимы для поддержки наиболее пригодной для постановки общенародного образования системы и каков их источник получения? Ответить на эти вопросы - предмет предлагаемого трактата. Я буду делать его по возможности максимально кратким, с той искренностью и открытостью, которых заслуживает предмет обсуждения. Себе в помощь не призову я ни авторитет, ни эрудицию, но разум и опыт, и не буду пытаться блистать знанием, но пытаться убеждать.