История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
На подлиннике помета: «Получено от генкварсев 31/Х». В. И. А., д. № 222-092, л.л. 306-309.
- У аппарата генкварсев г.-м. Барановский.
- Здравствуйте, ваше превосходительство. У аппарата наштарм. В армии создается острое положение. Вчерашние распоряжения наштасева выполнены. Шесть броневиков первого дивизиона выступили из Двинска в 15 часов 40 минут сегодня согласно полученных указаний. Вчера ночью Армейский Комитет большинством всего 3 голосов вынес постановление послать в Петроград 12 батальонов, 24 пулемета с кавалерией, артиллерией, инженерными частями, якобы с нейтральной целью - для улаживания петроградского конфликта. Сегодня, 30 октября, представители большевистской части Армискома предъявили командарму требования об осуществлении этого постановления. Командарм категорически отказал и принял решение помешать осуществлению этого намерения Армискома, чего бы это ни стоило, применив все имеющиеся средства с полной решительностью, для чего в Двинске, на Двинском железнодорожном узле, собран особый отряд 3 родов оружия, кроме того, приказано частям первой кавалерийской [дивизии] закрыть дорогу у станции Рушоны. Сейчас постановление[1] - очень острое положение. - Армейский Комитет, по полученным сведениям, принял решение арестовать командарма, штаб и комиссаров. На мой вопрос, поставленный прямо председателю Армискома штабс-капитану Седякину, я получил ответ уклончиво-провокационный, явно указывающий на наличие такого намерения. Командарм решил применить все возможные средства [190] к улажению острого положения и объединить около комиссара все средства в виде находящихся здесь и тесно мыслящих[2] организаций прибегнув к силе вооруженной лишь в крайнем случае, если отвращение его окажется невозможным. Командарм все же надеется на возможно благоприятное улажение дела, не уступая ни на йоту в основном решении: не допустить насильственной отправки частей большевистской частью Армискома на Петроград. Прошу сообщить ориентировку о положении в Петрограде и 2-е - о тех распоряжениях, которые отданы сегодня главкосевом в связи с последними событиями.
- Здравия желаю. Положение в Петрограде без перемен, т.-е власть в руках большевиков, однако ими не осуществляемая, так как нет у них аппарата. Все чиновники и служащие учреждений забастовали, не желая работать с этими типами. Вожди большевиков, не чувствуя устойчивости, чувствуя приближение войск Краснова, сидят на крейсере «Авроре» с готовностью удрать. Вчера там происходили стычки юнкеров с большевиками, кончившиеся печально для первых. Лидеры большевиков, признавая безнадежность своих авантюр, предлагают сформировать социалистическое министерство и получить в нем меньшинство, с обязательством не вводить в министерство ни одного из своих объявленных ими народных комиссаров, т.-е. министров, вроде Дыбенко, Антипов[3], Ленин, Троцкий, Крыленко. Вот по существу все, что нам известно о Петрограде. Говорят, что Краснов в 3-4 верстах от него, не входит туда, так как слаб и боится, что около каждого его казака может стать по десятку большевиков. Положение осложняется тем, что железнодорожный союз не желает пропускать войск против большевиков, говоря, что хочет избежать междуусобий. Однако до настоящего времени решения своего не привел в исполнение и лишь действует агитацией. Главкосев сегодня, сколько я знаю, распоряжений никаких не отдавал. Сейчас у него собрание, на котором присутствуют наштасев, комиссарсев, председатель Комитета Спасения и еще кто-то, не знаю. Что они там решат, тоже не знаю. Если будет вынесено какое-нибудь решение, то вам сообщу. Все. Барановский.
- Какое положение в Пскове?
- В Пскове у нас положение несколько тревожное: небольшая кучка большевиков развивает невероятную деятельность, предел которой еще не положен. Сегодня были здесь члены Всероссийского Комитета Спасения, которые, сознавая важность значения Пскова, требовали ареста этих господ, но до сих пор он не приведен в исполнение. Вчера эти господа освободили из тюрьмы до двухсот арестованных большевиков. Меры принимаются, но тревога растет. Боимся погрома и пьяной вакханалии. Не исключена возможность и арестов. Пока, однако, наружно спокойно. Барановский.
- До свидания.
[1] Так в подлиннике.
[2] Так в подлиннике.
[3] Так в подлиннике.
Текст воспроизведен по изданию: Октябрь на фронте // Красный Архив. - М.-Л., 1927 № 04 (23). - C. 190-191.
Комментарии |
|