История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


К РЕВОЛЮЦИОННОМУ СТУДЕНЧЕСТВУ РОССИИ.


Слава победы лишь храбрым дается,
Срама не знает погибший в борьбе...
Юность, тебе наша песня поется -
Вечная слава тебе!..

Товарищи!

В годы реакции, в годы трудной будничной работы совершившееся в нашем студенчестве расслоение не могло обнаружиться с достаточной определенностью за отсутствием вопросов, требующих для своего разрешения определенных действий, и в смрадном маразме ублюдочной конституции выросли и окрепли те буржуазно-мещанские настроения студенчества, которые только теперь проявились со всей своей силой, свидетельствуя о полном идейном банкротстве студенчества, как целого, его идейном обнищании и бесшабашном оппортунизме. Казавшееся когда-то единым по своему революционно-демократическому настроению, оно теперь, с обострением классовых противоречий в обществе, раскалывается [235] на две противоположные друг другу группы: буржуазно-оппортунистическую, идейно связанную с сильно окрепшей за последние годы русской либеральной буржуазией, и революционно-социалистическую, с интернационально-классовой идеологией мирового пролетариата. Совсем не желая обращаться с призывом к первой части, мы обращаемся с ним к товарищам, разделяющим наши убеждения, но почему-либо еще стоящим в стороне от социалистической работы пролетарских организаций. Большая часть студенчества, всегда только сочувствовавшая этой работе, теперь, в момент, когда революционное мировоззрение обязывает к соответствующему действию, силою событий поставлена в необходимость или отказаться от своего сочувствия и совершенно слиться с буржуазной частью студенчества, с русской буржуазией, или от мыслей и слов перейти к определенно революционному действию, связать себя с пролетариатом великой борьбой за [уничтожение] современного рабства. Да, студенчество очень много «сочувствовало», очень много говорило об интересах «народа», слишком много думало, чтобы быть способным хоть что-нибудь сделать во имя великих идей. Погибали все лучшие. Сливая свое чувство и волю с чувством и волей «голодных и рабов», они шли вперед прямой дорогой героической, трудной борьбы с хищной сворой царя-последыша...


Вечная память погибшим за дело святое!
Вечная память замученным в тюрьмах гнилых!
Вечная память сказавшим нам слово живое!..


А студенчество?! Оно уверяло себя, что занимает определенную идейную позицию, и ею оправдывало свое бездействие и безволие. И не замечало, что давно уже всякая «позиция» от него ушла и вместо твердого фундамента определенных идейно-общественных убеждений под ним грязное болото пошлого мещанского оппортунизма. И оно жило так не один год, дышало отравленным воздухом идейного разложения, в самомнении своем заявляя о высоте такой «позиции» и абсолютной ценности своих (болотных) настроений. Годы проходили, студенчество погрязало все глубже и глубже.

Мировая война, вспыхнувшая в результате разбойничьей политики господствующих классов и их правительств, поставила со всей резкостью в порядок дня такие вопросы, от немедленного ответа на которые невозможно было уклониться сколько-нибудь цельному человеку. Разные слои русского общества по-разному ответили на эти жгучие вопросы, по-разному реагировали на развернувшиеся страшные события. В студенчестве к этому времени не могло уже быть и не было единого отношения к этим вопросам. Народ (сколько бы ни лгала буржуазная пресса о «единстве нации»), народ (пролетариат и крестьянство) не желал и не желает войны. С ним, а не с так называемым «обществом» шло и идет революционное меньшинство нашего студенчества. С ним оно было на баррикадах первой революции, с ним оно страдало в тяжкие годы реакции, с ним пыталось предотвратить кровавую распрю буржуазии, для которых народ только средство. С пролетариатом [236] защищало оно красное знамя Интернационала от дружного натиска буржуазии всех стран и некоторых «первоучителей» социализма. Одураченные шовинизмом, немногие, правда, из студенчества активно приняли войну и бросились избивать воображаемых угнетателей, защищать «отечество» - государство и денежный мешок - его звонкую душу. Даже некоторые из тех, которые когда-то говорили, что государство - наиболее резкое выражение классового господства, а современное государство - выражение господства буржуазного, даже они, считавшие единственно правомерной войной только войну пролетариата с буржуазией и тиранией Николая Кровавого, войну действительных рабов против действительных угнетателей, - с момента начала мировой бойни не нашли ничего лучшего, как только «не противодействовать», и этим отделили себя от большинства своих товарищей. И так, став спиной к пролетарию, лицом повернувшись к распутинству, только теперь, после 28 месяцев войны, они с ужасом начинают сознавать, что их руки, поднятые якобы для защиты угнетенных народов, братски сплелись в страшных объятиях с царизмом. Они чувствуют, что обмануты, что подобное братание с царями является главной причиной затяжной войны, войны без конца.

II Интернационал, разъеденный оппортунизмом, не пожелавший призвать пролетариат к революционному выступлению в момент возникновения мировой войны, не в состоянии был выполнить роль революционной организации действия даже в мирное время, когда противоречия интернационалистических элементов с национал-социалистическими не обострялись в нем достаточно остро и в большинстве его отсутствовало сознание необходимости немедленных революционных выступлений в случае возникновения европейской войны. Благодаря неопределенности своей практической позиции он часто заслуживал симпатии радикальствующей интеллигенции. И если даже в мирное время не мог он сбросить иго милитаризма с народов, то тем более не в состоянии был он этого сделать в момент возникновения «великой» бойни, когда необходимость решительных шагов поставила против него, не объединенного единством действия, объединенную мировую буржуазию. Банкротство практической позиции II Интернационала показало, насколько слаба еще его организация, насколько слаба была в нем воля к решительным действиям в нужный момент.

И этот урок истории не прошел даром.

Из моря крови и слез, из стонов миллионов искалеченных выйдет III Интернационал - международная организация революционного пролетариата, организация действия, как попытка собирания сил грядущего Интернационала. Мы в свое время приветствовали первую Циммервальдскую конференцию и ее манифест к пролетариям Европы.

Международный пролетариат с самого начала войны, разорвавшей организационную связь его отдельных частей, ограничивался только защитой своей социалистической позиции от объединенной против него буржуазии. Теперь он выходит из стадии организационной раздробленности в стадию объединения на основе революционного действия. И с этого момента, товарищи, степень [237] участия в социалистических организациях есть для каждого из нас проба на его убеждения. С этого момента кто не с нами, тот против нас!

Выходите на работу, товарищи! Идите в нелегальные социал-демократические рабочие организации. Создавайте свои студенческие организации для борьбы с войной и ее виновниками. Связывайте свои студенческие организации для борьбы с войной и ее виновниками. Связывайте эти организации с Российской Социал-Демократической Рабочей Партией. Работайте и в легальных демократических организациях в духе укрепления в них социалистической и революционной пропаганды. Берите на себя инициативу выступлений. Разбивайте всеми возможными средствами обломки иллюзий освобождения народов штыками всероссийского деспота.

За работу! За работу, товарищи!

Вы слышали? «К вам, рабочие и работницы, к вам, матери и отцы, вдовы и сироты, к вам, раненые и искалеченные, к вам, всем жертвам войны, взываем мы, протягивая друг другу руки через все пограничные линии, через поля, залитые кровью, через руины городов и горы трупов: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Это слова первого Циммервальдского манифеста.

Вы слышите ли? «Два года мировой войны. Два года опустошения! Два года кровавых жертв и бешенства реакции! Кто несет за это ответственность? Кто скрывается за теми, которые бросили пылающий факел в бочку с порохом? Кто давно уже хотел войны и подготовлял ее? Это господствующие классы!»

Вы слышите ли, товарищи? «Уложив миллионы людей в могилу, повергнув в горесть миллионы семей, превратив миллионы во вдов и сирот, нагромоздив развалины на развалины и разрушив незаменимые культурные ценности, война попала в тупик». «Ни победителей, ни побежденных, или, вернее, все побежденные, т. е. все изошли кровью, все разорены, все истощены, - таков итог этой полной ужасов войны. Таким образом, фантастические мечты господствующих классов об империалистическом мировом господстве не сбылись».

Вы слышите ли, граждане?! Во время мира капиталистическая система отнимает у рабочего всякую радость к жизни, во время войны она отнимает у него все, даже жизнь. Довольно убийств! Довольно страданий! Довольно также опустошений!.. Способствуйте всеми имеющимися у вас в распоряжении средствами скорейшему окончанию человеческой бойни! Требуйте немедленного прекращения войны! Поднимайте на борьбу разоряемые и умерщвляемые народы! Смелей! Помните о том, что вы большинство и, если захотите, можете стать силой. Пусть правительства увидят, что во всех странах растет ненависть к войне и желание социального искупления. Тогда приблизится час мира среди народов. Долой войну!»

Это слова второго Циммервальдского манифеста «К разоряемым и умерщвляемым народам!»

Это призывный голос социализма!

Мы у порога великих событий! Они не ждут! Не медлите, [238] товарищи! Бойтесь притти слишком поздно! На арену, залитую кровью, вышли уже передовые отряды Интернационала для прекращения бойни, для разрушения ненавистного рабства, для творчества новых форм жизни. И все новые и большие силы идут к торжеству революции, идут к празднику восставших народов.

Мы не нанесем им удара в спину. Мы пойдем за ними.

Так вперед же, товарищи! В ногу с рабочими в рядах Российской Социал-Демократической Рабочей Партии под красными, под гордыми знаменами непримиримой борьбы!

К ответу царскую монархию!

Долой войну!

Да здравствует революция!


Вперед! За Временное революционное правительство!

За Российскую Демократическую Республику!

За Социализм!

Да здравствует III Интернационал революционного пролетариата!

Декабрь 1916 г.

Объединенный Комитет
Студенческих Социал-Демократических Фракций
высших учебных заведений г. Петербурга.


Печ., 2 стр., на развернутом листе, 34 X 12 1/2 см.,
библиотека Ленинградского института истории
ВКП(б).

Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. 2: 1907 - 1917. - [М.], 1939. С. 235 - 239.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."