История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
В П е т е р б у р г е бастовало до 200 тысяч рабочих. Толпы народа в течение всего дня собирались в разных частях города, хотя и усиленно разгонялись полицией, пехотными и кавалерийскими частями. На мостах стояли заставы, масса народу шла с Выборгской стороны по льду. Военный министр Беляев предложил начальнику военного округа Хабалову стрелять по переходящим Неву, но так, чтобы пули ложились впереди их. Хотя Хабалов и не отдал такого приказа, отдельные случаи стрельбы все-таки были. В 3 часа дня на Знаменскую площадь прорвалась толпа, разогнала городовых и устроила митинг у [33] памятника Александру III. Среди криков «да здравствует peспублика», «долой полицию» раздавались возгласы «ура» по адресу присутствовавших казаков, которые сочувственно отнеслись к собравшимся.
По городу было расклеено с л е д у ю щ е е о б ъ я в л е н и е командующего войсками Петербургского округа, X а б а л о в а: «За последние дни отпуск муки в пекарни для выпечки хлеба в Петрограде производится в том же количестве, как и прежде. Недостатка хлеба в продаже не должно быть. Если же в некоторых лавках хлеба иным и не хватало, то потому, что многие, опасаясь недостатка хлеба, покупали его в запас на сухари. Ржаная мука имеется в Петрограде в достаточном количестве. Подвоз этой муки идет непрерывно».
К Хабалову явилась д е п у т а ц и я о т м е л к и х п е к а р е н с заявлением, что, благодаря объявлению Хабалова, народ обвиняет владельцев пекарен, будто они прячут муку; между тем у них муки мало, а рабочие взяты на военную службу. Хабалов приказал немедленно переслать их прошение о 1 1/2 тысячи рабочих в отдел главного управления генерального штаба по отсрочкам.У Хабалова была также д е п у т а ц и я о т ф а б р и к а н т о в с просьбой увеличить отпуск муки для фабрик. По распоряжению Хабалова, окружной интендант отпустил для фабрик 3 тысячи пудов.
П р е д с е да т е л ь Г о с. Д у м ы Родзянко, вместе с министром земледелия Риттихом утром был у Голицына и Беляева и просил организовать совещание для передачи продовольственного дела в руки города.
Н а к в а р т и р е у Х а б а л о в а б ы л о с о в е щ а н и е п о в о п р о с у о м е р а х к п р е к р а щ е н и ю «б е с п о р я д к о в». В совещании участвовали, кроме самого Хабалова, городской голова Лелянов, его товарищ Демкин, уполномоченный по продовольствию Вейс, градоначальник Валк, командующий войсками полковник Павленко, начальник охранного отделения Глобачев и жандармского отделения Клыков и некоторые другие. Было решено: 1) следить за более правильным распределением муки по пекарням, 2) произвести обыски и арестовать уже намеченных охранным отделением лиц, и 3) вызвать запасную кавалерийскую часть в помощь казакам первого Донского полка, которые нерешительно разгоняли толпу.
В з а с е д а н и и Г о с. Д у м ы продолжались прения по продовольственному вопросу. Депутат К у з ь м и н (от имени националистов) заявил, что в продовольственный вопрос, к сожалению, вкраплены вопросы политические, между тем Гос. Дума должна быть теперь единой выразительницей единомыслящего и единого мощного народа. Не видно согласованности в среде правительства, которая так необходима особенно в теперешний тревожный момент, когда «улица выступает наружу». [34] Т а р а с о в (правый крестьянин) находит, что по разверстке нужно прежде всего взять хлеб у землевладельцев, а затем у крестьян. М и к а г о н (крестьянин-октябрист) заявил, что все сгубили твердые цены и что «для того, чтобы было собрано побольше хлеба, надо отдать за полцены оброчные статьи, если найдутся желающие засеять их зерновыми хлебами». П о с н и к о в (прогрессист) в своей речи указал, что разверстка может быть проведена успешно только в том случае, если она будет установлена в законодательном порядке и будет осуществляться общественными органами. Между тем в действительности этого нет. Отыскивать виновных, обвинять в отсутствии гражданской доблести население, которое сомневается в справедливости раскладки, - это значит перекладывать с больной головы на здоровую. Мероприятия властей в области регулирования цен были лишены твердого юридического основания. Таксы устанавливались вне всякого закона различными установлениями и присутствиями, при чем за неисполнение этих незаконных требований установлено было наказание: - 3.000 руб. штрафу или 3 месяца тюрьмы. Является вопрос, могут ли существовать твердые цены при изменении курса рубля. Твердые цены это - способ выйти из хаотического состояния, хотя урегулировать этот хаос довольно мудрено. Нужно внести единство в управление продовольственным делом.
После речи Постникова объявляется перерыв. Во время перерыва происходит с о в е щ а н и е с о в е т а с т а р е й ш и н. Председатель Гос. Думы Родзянко сообщает о своей поездке к Голицыну и о своей просьбе к нему организовать продовольственное совещание. Представители фракций решают внести в. Гос. Думу заявление правительству с вопросом о том, что оно намерено предпринять для устранения продовольственных затруднений в Петербурге.
Соответствующий вопрос вырабатывается в течение нескольких минут; его подписывают представители различных думских фракций, и Гос. Дума приступает к его обсуждению после первого дневного перерыва. Вопрос поддерживает депутат Ш и н г а р е в. Он говорит о том, как петербургское городское самоуправление пыталось взять продовольственное дело в свои руки, как оно стремилось создать общественные комитеты для правильного распределения продовольствия и как все его намерения не привели, по независящим от него обстоятельствам, ни к каким результатам. Г о д н е в (окт.) доказывает, что заботы о продовольствии лежат на обязанности петербургского городского самоуправления по закону, и что те, кто мешал ему исполнить его обязанность, явно нарушили закон. Л а ш к е в и ч (Харьковский депутат) выражает сожаление, что вопрос внесен только относительно Петербурга, между тем и другие города находятся в столь же тяжелом положении.
Политическую сторону вопроса выясняют в своих речах Родичев, [35] Керенский и Чхеидзе. Их речи не были напечатаны, так как военный министр Беляев сделал письменное распоряжение: «Печатать в газетах речи депутатов Родичева, Чхеизде и Керенского завтра нельзя. Но прошу не допускать белых мест в газетах, а равно и каких-либо заметок по поводу этих речей». После речей вопрос об обеспечении продовольствием Петербурга принимается единогласно, и заседание Гос. Думы закрывается.
Вечером в э к с т р е н н о м с о в е щ а н и и в Мариинском Дворце при участии Голицына, министров военного, морского, земледелия, торговли, членов президиума Гос. Думы и Гос. Совета, петербургского городского головы и председателя петербургской губернской земской управы б ы л о п о с т а н о в л е н о п е р е д а т ь п р о д о в о л ь с т в е н н о е д е л о в П е т е р б у р г е г о р о д с к о м у с а м о у п р а в л е н и ю.
В тот же день ж е н а Н и к о л а я II написала ему в ставку письмо, в котором она, между прочим, пишет: «Я надеюсь, что думского Кедринского (Керенского) повесят за его ужасную речь - это необходимо (военный закон - военного времени), и это будет примером. Все жаждут и умоляют, чтобы ты показал свою твердость».
Д у б е н с к и й, находившийся в ставке, в своем дневнике 24/II (9/III) записал: «Тихая жизнь началась здесь. Все будет по-старому. От него (от царя) ничего не будет. Могут быть только случайные, внешние причины, кои заставят что-либо измениться...».
Текст воспроизведен по изданию: Революция 1917 года: (хроника событий). - Т. 1. - М.; Пг.: 1923. С. 33 - 36.
1917 ГОД В МОСКВЕ
Бюро ЦК большевиков в Петрограде дало директиву развивать движение против войны, вовлекая в него солдатские массы («П. Р.», 1923, 1 (13), 83).Текст воспроизведен по изданию: Ахун М.И. 1917 год в Москве: (Хроника революции). - М., 1934. C. 16.
Комментарии |
|