История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
В Гос. Думе обсуждался продовольственный вопрос и запрос об аресте Рабочей Группы Ц. Военно-Промышленного Комитета.
По продовольственному вопросу с объяснениями выступил министр земледелия Р и т т и х, который, ссылаясь на газетную статью Жилкина (члена Гос. Думы первого созыва), заявил, что хлеб после введения твердых цен совершенно исчез с рынка, а в декабре неожиданно снова появился, как будто бы кто-то заколдовал. Риттих объясняет увеличившийся подвоз хлеба патриотическим порывом крестьянства, которому правительство определенно заявило, что хлеб требуется для армии и рабочих, работающих на оборону. В Гос. Думе требуют от правительства доверия к общественности, но Риттих заявляет: «Раз вопрос касается войны, тут приходится говорить не о доверии, а о том, чтобы решительно всем миром действовать в одном направлении, не возбуждая друг в друге недоверия». Он отрицательно относится к программе главного Комитета Союза Городов по продовольственному вопросу, так как, по мнению Риттиха, при помощи рекомендуемых им мер (производство учета, при содействии статистической организации, наличности запасов и необходимых потребностей самих хозяйств, устранение колебания цен, созыв всероссийского съезда общественных организаций по продовольственному вопросу) не получишь ни одного пуда хлеба. Не согласен Риттих также и с запиской Струве от имени Земского Союза об организации продовольственных волостных комитетов, так как входящие в их состав лица, при исчислении продовольственных норм, явятся патриотами своего околотка, и нормы будут исчислены так, что ни одного пуда вывезти окажется невозможным.
Депутаты Д з ю б и н с к и й (трудовик) и Са в и ч (земец-октябрист), произнесшие речи после Риттиха, согласны между собой в том, что главная причина разрухи и неустройства во всех сферах жизни не в отдельных фигурах, стоящих у власти, а в пышном расцвете режима. Это сказалось и в продовольственном вопросе. Савич рекомендует несколько практических мер для проведения в жизнь разверстки и установления твердых [27] цен. Ш у л ь г и н от имени прогрессивных националистов, между прочим, заявил, что «уже наступило время отказаться от идолопоклонства перед твердыми ценами. Министр земледелия поступил правильно, когда первым делом стал излавливать эту зловредную крысу твердых хлебных цен».
После речи Шульгина и Милюкова (по личному вопросу) Гос. Дума перешла к обсуждению запроса с.-д. фракции об аресте Рабочей Группы Центрального Военно-Промышленного Комитета, обсуждение которого началось в предыдущем заседании. Произнесли речи Коновалов, Волков, Керенский и Чхеидзе. Речи двух последних, по цензурным условиям, в печати появились не в полном виде. К о н о в а л о в, представитель торгово-промышленного класса (заместитель председателя Центр. Военно-Промышленного Комитета, Гучкова), в своей речи заявляет, что «среди величайших ошибок власти, совершенных во время войны, разгром рабочего представительства в общественной организации, которая ставит задачей помощь делу обороны, должен быть обсужден Гос. Думой со всей беспощадностью и решимостью. Представители Рабочей Группы не подпольные агитаторы, сеющие раздор и смуты. Их задачей было - создать единый общественно-политический союз из распыленных и безформенных рабочих масс». «Все свои силы они отдавали делу национальной обороны, и нет таких жертв, которые не были бы ими принесены для счастья родины». Три дня назад в Бюро Центр. Промышлен. Комитета было принесено обращение к рабочим, подписанное двумя членами Рабочей Группы, еще не арестованными. Это обращение было запрещено цензурой для печати. Коновалов приводит содержание этого обращения. Оно гласит: «Товарищи, рабочие Петрограда! Считаем своими долгом обратиться к вам с настоящим предложением немедленно приступить к работам. Рабочий класс, в сознании своей ответственности переживаемого момента, не должен ослаблять своих сил затягиванием забастовки. Интересы рабочего класса зовут вас к станкам. Члены рабочей группы центр. военно-промышленного комитета - Аносовский и Остапенко». Коновалов указывает, что при выборах членов рабочей группы, в которых приняло участие 101 предприятие с общим количеством рабочих в 219.000, победило течение, которое стояло на точке зрения обороны и защиты страны. Заслуги рабочей группы, по мнению Коновалова, велики: она регулировала конфликты, она разработала два больших вопроса о примирительных камерах и о заводских старостах и всячески содействовала проведению института рабочих старост, против которого в рабочей среде существовало сильное предубеждение. Рабочая Группа выдвинула также идею организации общественных столовых и создала целый ряд столовых при фабриках и заводах, особенно было значительно участие Рабочей Группы в кооперативном движении. Не мало было обращено внимания Рабочей Группой[28] на создание профессиональных организаций, которые в конце концов закрывались властью. Удар, нанесенный рабочей группе, есть в сущности удар по русской общественности.
Во время произнесения речи Коноваловым депутат М а к л а к о в (к. д.) был исключен на одно заседание за произнесение бранных слов по адресу власти. Против исключения голосовали с.-д. и трудовики.
Депутат В о л к о в (к. д.) в своей речи присоединился ко всему сказанному Коноваловым.
К е р е н с к и й в своей речи критикует не только деятельность правительства, но и отношение к рабочему классу тех членов Гос. Думы, которые по своему социальному положению не примыкают к демократическим организациям и партиям и разделяют вместе с властью страх перед рабочим классом. «Настает момент, когда терпение масс начинает истощаться и когда перед вами появляется призрак подлинного настроения широких масс, когда вы, как страусы, прячете голову под крылом и начинаете говорить, что кто-то и чего-то не хочет делать и что кто-то хочет предать страну». «Если вы со страной, если вы понимаете, что старая власть и ее слуги не могут вывести Россию из создавшегося кризиса, то вы должны определенно заявить себя не только на словах, но и на деле сторонниками немедленного освобождения государства, и немедленно перейти от слов к делу, иначе все, что говорится, будет бесплодно и непрочно. Организация демократических масс есть действие неизбежное и непосредственное, ибо демократические организации не разделяют политических слов от политических действий». Керенский заканчивает свою речь такими словами: «Я думаю, что тем или иным путем, но вопрос о неизбежности столкновения с властью, которая хочет путем уничтожения будущего государства сохранить свое будущее, будет поставлен скоро весьма решительно».
Ч х е и д з е в начале своей речи знакомит Гос. Думу со взглядами Рабочей Группы на основании принятой ею резолюции во время совещания в Петербурге областных военно-промышленных комитетов, которое происходило 13-15/XII 1916 г.
«Работай класс, - говорится в этой резолюции, - являясь решительным противником войны, принимал все меры для ее предотвращения. Вступив год назад в военно-промышленный комитет и принимая во внимание угрожающую России опасность внешнего подавления, Рабочая Группа усмотрела свою задачу в защите страны, как одном из важнейших способов, ведущих к ликвидации войны на приемлемых для демократии условиях». В одном из документов Рабочей Группы говорится, что во всей промышленности, работающей на оборону, главнейшей формой изменения заработной платы является удлинение рабочего дня сверхурочными работами. Во время войны создалась легенда, которую поддерживают капиталисты: война де [29] развернула перед рабочими такие перспективы относительно заработной платы, о которых трудно было мечтать. Рабочая Группа указывает, что это неверно: рабочий день составляет теперь 12 часов вместо 9-10, рабочая неделя удлинена на 50%, удлинение рабочего дня повысило всеобщую заболеваемость, что же касается заработной платы, то увеличение ее далеко отстало от роста дороговизны. Война показала, что с рабочим классом ведет борьбу не только правительство, но и предприниматели-хозяева, которые на словах провозглашали «единение, братство во имя высшей цели, во имя освобождения мелких национальностей и других благ». По отношению ко всему рабочему классу, без различия направлений, выработалась одна и та же политика не только со стороны власти и предпринимателей, но и со стороны тех, кто в Гос. Думе провозглашал во время войны высокие лозунги, и призывал рабочих стать грудью против врага. Когда рабочие требуют возвращения из Сибири своих представителей, с.-д. депутатов, то большинство Гос. Думы не только не поддерживает их требований, но даже проваливает запрос с.-д. фракции по этому поводу, когда же рабочие начинают волноваться и делать выступления, то здесь, в Думе, все это движение стараются объяснить провокацией.
После окончания прений Гос. Дума подавляющим большинством приняла запрос об аресте Рабочей Группы.
Текст воспроизведен по изданию: Революция 1917 года: (хроника событий).- Т. 1. - М.; Пг.: 1923. С. 27 - 30.
1917-Й ГОД В ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ
д. Кондраково, Суздальского у. Борьба труда с капиталом. Принялись за работу рабочие фабрики Земзина, получив увеличение расценка на 40%.
(И.-В. Ж. У., д. № 235, л. 219).
Иваново-Вознесенск. Продовольственный вопрос. В секретном донесении Владимирскому губернатору Иваново-Вознесенский полицеймейстер сообщает: «В городе Иваново-Вознесенске в настоящее время полное отсутствие муки, крупы, пшена и всех других продуктов продовольствия. У торговых лавок стоят колоссальные хвосты. Прибывшие на днях несколько вагонов муки ржаной быстро были расхвачены. Подвоз муки в город опять прекратился. В связи с этим на некоторых фабриках (Н. Гарелина и А. Гандурина) фабричные рабочие прекращали работу и пред'являли администрации фабрик требования о снабжении мукой. При этом рабочие настойчиво требовали принятия более энергичных мер, угрожая, что в случае бессилия в этом вопросе фабричной администрации, рабочие сами примут нужные меры, намекая на погромы. Как со стороны рабочих, так и со стороны остального населения города заметно недовольство отсутствием мер в области снабжения населения продуктами первой необходимости... Настроение среди населения повышенное и возможно ожидать открытого выступления со стороны рабочих».
Текст воспроизведен: Дианова М.К. 1917-й год в Иваново-Вознесенском районе: (хроника). - Иваново-Вознесенск, 1927. С. 12.
1917-Й ГОД ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ
Владимирский губернатор обратился к полициймейстерам и исправникам губернии с циркуляром по поводу забастовочного движения в губернии. «Забастовки, - говорится в циркуляре, - в настоящее тревожное время напряженной нашей войны с коварным и сильным неприятелем, стали явлением почти повсеместным, имеют весьма упорный характер и как происходящие на фабриках и заводах, работающих на оборону, приносят громадный вред нашему отечеству». Начальникам полиции циркуляром предписывается «иметь постоянное строгое личное наблюдение за всеми находящимися в пределах вверенных им уездов фабриками и заводами и принять все зависящие от них меры к недопущению подобных нетерпимых явлений».
Текст воспроизведен по изданию: Шаханов Н. 1917-й год во Владимирской губернии: хроника событий. - Владимир. 1927. С. 13.
Комментарии |
|