История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
В Петербурге бастовало 20 предприятий с 25 тысячами рабочих. На Московском шоссе была небольшая манифестация с красным флагом. В Университете происходила сходка, но была прекращена полицией.
В Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м е произнесли речи по общей политике М и л ю к о в, К е р е н с к и й, Л е в а ш е в и граф К а п н и с т. М и л ю к о в (к.-д.) в своей речи заявил, что «мы не хотим мира в ничью, мы не хотим мира без победы, с новыми вооружениями и с новой мировой войной в перспективе». Для победы нужна организация страны. «Страна морально объединилась для последнего усилия во внешней борьбе, а правительство вернулось к борьбе внутренней в целях собственной самозащиты. Оно вернулось, в сущности, к тому, чего мы не видели со времени 17 октября 1906 года, - к борьбе со всей страной за незащитимую, заранее проигранную позицию... Эта позиция незащитима, потому что борьба для правительства неравна». «Законодательные учреждения, общественные организации, города, дворянство - это все по сю сторону», у правительства нет народа. «Там нет никого, кроме вот этих бледных теней (разумеются министры), которые приходят сюда и уходят молча, не решаясь вступить с нами не только в сотрудничество, но даже и в разговор, лишь удивляя нас по временам какими-то обрывками фраз на непонятном языке, который принадлежит другому, не нашему столетию». «Наш архаический государственный аппарат построен весь на принципиальном страхе всякой организации. И страх этот правилен, потому что при народной организации эти порядки немыслимы. Мы видели последний пример этого страха в отношении правительства к организации рабочих для обороны с той развязкой, которая чуть не произошла вчера на улицах Петрограда. Габочая Группа при Военно-Промышленном Комитете была настолько умеренна, что даже среди «меньшевиков», как раз перед арестом группы, создалось движение в пользу ее отозвания из военно-промышленного комитета. В продовольственном вопросе получается крушение по той причине, по которой власть не сумела установить нормальных отношений с рабочими. Вопрос о продовольствии - это не только вопрос о твердых ценах, о раскладке, о расстройстве транспорта, о распутице. Это есть, прежде всего, вопрос о приспособлении всего народного организма к войне, об организации всего народного [24] хозяйства. Необходимо вступить на тот путь, который был указан в формуле Гос. Думы еще 5/18 декабря 1916 г. и который требует «самого тесного сотрудничества власти со всеми общественными силами страны, что представляется немыслимым без решительного изменения внутренней политики государства». «Когда плоды великих народных жертв подвергаются риску в руках неумелой и злонамеренной власти, тогда и обыватель становится гражданином и объявляет, что отечество в опасности и что он желает взять его судьбу в собственные руки. Мы приближаемся к этой последней точке».
К е р е н с к и й выступил с речью от имени трудовой группы. Он заявил, что прежде всего надо поставить вопрос, что сделали за эти три года не только власть, но и те, которые все время провозглашают с думской кафедры победу во что бы то ни стало. Сумели ли они взять на себя лично риск в борьбе с той старой системой, которая губит страну?
Здесь говорят, что виновато правительство, виноваты те люди, которые, как тени, приходят и уходят с этих мест. Но кто же те, кто приводит сюда эти тени, исчезла ли система? Нет, она целиком осталась. У кого нет воли к действиям, тот не должен говорить слишком ответственных и слишком тяжких по своим последствиям слов, к которым прислушиваются народные массы. Для единства всех живых сил страны необходимо, прежде всего, отказаться от своих социальных привилегий, на что неспособно большинство Думы. В вопросе о войне большинство Думы стоит за империалистические захваты, не сообразуясь с реальным положением страны. Демократия признает, что «в настоящий момент после трехлетней войны, когда истощены запасы людских и материальных богатств страны, настал момент для подготовки в общественном сознании ликвидации европейского конфликта. Он должен быть ликвидирован на началах самоопределения всех национальностей. Все правительства должны отказаться одинаково от всяких завоевательных империалистических захватов».
Л е в а ш е в от имени правых заявил, что Гос. Дума вместе с правительством, наряду с ее постоянными заботами об избыточном снабжении наших армий орудиями и снарядами, должна немедленно заняться вопросом о способе противодействия тем чрезвычайным усилиям, которые последнее время делают наши враги. Необходимо также принять самые энергичные меры для урегулирования продовольственного дела. Для этого необходимо во главе продовольствия поставить диктатора, снабженного самыми широкими полномочиями для пресечения всяких злоупотреблений. Гос. Дума должна вместе с правительством немедленно приступить к разработке условий деятельности этого диктатора.
К а п н и с т (земец-октябрист) в своей краткой речи заявил, что земцы-октябристы и прогрессивные националисты присоединяются к речам своих друзей из «прогрессивного блока» и считают только, что «в вопросах техники продовольственного дела министр [25] земледелия значительно более прав, нежели П. Н. Милюков».
После окончаний прений единогласно принимается предложение об обращении к председателю совета министров, министру земледелия, военному и путей сообщения о том, что будет предпринято для устранения нынешнего нестерпимого положения вещей.
Затем был принят запрос о ежегодном назначении членов Гос. Совета, которое, по мнению большинства Гос. Думы, является нарушением закона.
Текст воспроизведен по изданию: Революция 1917 года: (хроника событий). - Т. 1. - М.; Пг.: 1923. С. 24 - 26.
1917 ГОД В МОСКВЕ
Бастовали рабочие и работницы завода бр. Бромлей и некоторых других («П. Р.», 1923, 2 (14), 493).
1917-Й ГОД В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
Раб. движение, г. Ижевск. Началась забастовка на Ижевском госуд. заводе в ответ на попытку администрации завода снизить расценки в зуборезном отделении инструментальной мастерской. К забастовке присоединились рабочие частных фабрик Петрова, Евдокимова и Березина. Забастовка продолжалась 12 дней и закончилась поражением рабочих, в результате усиленных репрессий со стороны полиции и администрации завода (закрытие завода, массовые аресты и отправка на фронт нескольких сот рабочих). К моменту забастовки Ижевская об'единенная организ. РСДРП не была достаточно сильной, но все же большевики в начале забастовки играли руководящую роль, вовлекая массы на путь революционного выступления, в то время как меньшевики пытались сорвать забастовку.
(„Рабочие и крестьяне Вотобласти в револ. 1905 г.", изд. истпарта Вотской (Удмуртской) парторганизации, г. Ижевск, 1925 г.).
Текст воспроизведен по изданию: 1917-1920. Хроника революционных событий в Горьковском крае. - Горький, 1932. С. 11.
Комментарии |
|