История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
Вчера, 28 сего августа, в квартире московского городского головы  М. В.  Ч е л н о к о в а  с 2 до 5 час. дня происходило собрание общественных деятелей.

Московское земство представлял  -  Н а р о ж н и ц к и й;  общегородской союз  -  А с т р о в;  общеземский союз  -  Щ е п к и н; город Москву  -  Ч е л н о к о в;  присутствовали:  Б у л о ч к и н,  К и ш к и н,  К о н о в а л о в,  князь  Л ь в о в,  К о р н и л о в,  барон  К н о п - с ы н,  Р я б у ш и н с к и й  П.  и др., кои ныне устанавливаются.

Задача собрания - «осведомление о происходящих ныне в Петрограде переговорах общественных деятелей и представителей «прогрессивного блока» с правительством и выяснение позиции московских общественных организаций по этому вопросу.

Заседание началось с доклада на изложенную тему  А. И.  К о н о в а л о в а,  который в самых мрачных красках обрисовал переговоры с правительством, находя, что общественные деятели, обратившись с требованием о смене министров к самим министрам, естественно сделали ошибку и попали в тупик. Коновалов считает, что со стороны правительства происходит намеренная затяжка; правительство старается выиграть время до более благоприятного для него положения на нашем фронте и до заключения финансовых переговоров министра финансов Барка в Лондоне и Париже; от Государственной Думы стараются отделаться во что бы то ни стало и ищут только удобного момента. Таким образом, по мнению Коновалова, переговоры с правительством бесплодны.

После  К о н о в а л о в а  выступил  Ч е л н о к о в  с большой, примиряющего характера, речью. Спрашивая у собравшихся, где выход из положения и исчерпаны ли все средства воздействия на правительство,  Ч е л н о к о в  заявил, что, по его мнению, еще далеко не исчерпаны все средства воздействия со стороны общества, что переговоры с правительством вести еще можно, и требования прогрессивного блока не должны ставиться ультимативно; что уступки со стороны прогрессивных групп возможны, в свою очередь, и соглашение с правительством возможно и может быть достигнуто; переходя к формам воздействия на правительство,  Ч е л н о к о в  заявил, что он полагает, что поднятая в настоящее время манифестационная компания городских дум и других общественных организаций в стране [29] еще далеко не закончена; необходимо дальнейшее выступление общественных организаций, и в первую очередь - земств.

«В ближайшем времени» - по заявлению  Ч е л н о к о в а  -  «в Москве предстоят съезды: обще-земского союза (7 сентября с, г.) и общегородского союза, и на съездах этих двух мощных организаций властно должны прозвучать требования, обращенные к правительству».

Ч е л н о к о в,  лично, полагает, что «правительство колеблется и в такой момент не пойдет по пути диктатуры и разгона Государственной Думы».

После Челнокова выступил с речью  П. П.  Р я б у ш и н с к и й.  Он указал, что при данном правительстве никакая работа военно-промышленных комитетов, а также и других общественных организаций, обслуживающих армию, невозможна, и что этим организациям на каждом шагу создаются при данных условиях препятствия; благодаря неопределенности положения внутри государства, создается такое настроение в массах и рабочих кругах, что не исключена возможность, что в какой-нибудь день остановится вся работа.

После него говорил товарищ председателя общества фабрикантов и заводчиков московского района  Ю.  П о п л а в с к и й,  указавший, что среди рабочих, по его сведениям, замечается недовольство и начинается брожение; по его мнению, если бы не существующие политические условия, то производительность рабочего труда возросла бы в десять раз.

П. П.  Р я б у ш и н с к и й  выступал еще на тему о русских финансах и рисовал их в самых мрачных красках; говоря о поездке Барка за получением для России денег за границу, Рябушинский говорил, что данное правительство терпит Думу «для приличия», желая показать, что Россия- цивилизованная страна, и немедленно изменит свое отношение к Государственной Думе, получив заем за границей. Находя, что при других условиях мы могли бы найти деньги и у себя путем внутреннего займа и нового выпуска государственных ассигнаций, Рябушинский указал, что, однако, такой прием возможен только для правительства, действительно пользующегося доверием страны, иначе внутренний заем не будет иметь успеха, а усиленный выпуск ассигнаций. вызовет падение валюты, финансовый крах и, в результате, - революцию.

Выступивший от имени общественных организаций Москвы  А с т р о в  проводил ту мысль, что в смысле объединения организованных общественных сил Москва уже сделала свое дело, сгруппировав в одно целое все общественные ячейки, группы и организации, а потому и смело может сказать, что имеет в своем распоряжении организованное общественное мнение первопрестольной столицы, почему, в случае необходимости, сумеет найти пути для реальной поддержки своих требований.

К о н о в а л о в  в  новой речи охарактеризовал настроение низов народа, как близкое к отчаянию, указав при этом, что необходимо скорее принять все меры, чтобы не довести народ действительно до такого морального состояния, когда он, охваченный отчаянием, может выйти на единственный для него возможный в таком положении путь - путь насилия и всяких эксцессов.

Следующая речь, князя  Л ь в о в а,  как и речь  Ч е л н о к о в а,  была довольно умеренной, и сущность ее может быть формулирована так: он считает, что ближайшая задача руководящих и ответственных кругов общества должна заключаться в предупреждении и в предотвращении тех эксцессов отчаяния, на которые толкает общество и народ правительство, политика которого до последнего времени сводилась к дезорганизации общества и распылению его сил, к созданию анархии, ведущей к бессилию [30] и бездействию. Учитывая это, общественные организации и должны приложить все свои силы к удержанию общества в его организованном виде, чтобы тем предупредить его разложение и неизбежную за ним анархию, борьба с которой теперь и есть главнейшая задача момента, так как собственно у народа - одно сознание и одна дума - он хочет только победы. Что можно вполне рассчитывать на успех выполнения такой задачи для центральных кругов, доказывается колоссальной организационной работой в провинции, что будет фактически видно из тех материалов с мест, которые будут представлены на предстоящем съезде представителей «всероссийского земского союза».

Речь Львова была принята собранием несколько холодно; острили даже, что в ней сквозят уклончивость и «патриотические ноты будущего премьера».

Выход из этого положения Челнокову и его группе рисуется так: очевидно, государю императору, все внимание которого сосредоточено на делах фронта, неизвестно в подробностях о том, что делается внутри страны и в чем видят спасительный исход его лучшие гражданские силы; поэтому, когда на предстоящих съездах будут приняты резолюции, соответствующие программе «прогрессивного блока», необходимо изыскать средства и пути для доведения их до непосредственного сведения верховной власти. Необходимо поручить Челнокову и князю Львову убедить председателя Государственной Думы представать государю императору будущие резолюции обоих съездов. Постоянные настойчивые повторения требований об осуществлении этих резолюций с мест, о чем должны похлопотать руководящие деятели по связям общеземского и общегородского союзов, несомненно, в конце-концов, окажут свое влияние на центральное правительство, которое под давлением общественного мнения должно будет пойти на компромисс.

Помимо изложенного, на совещании у Челнокова, главным образом приехавшими из Петрограда участниками этого совещания, передавалось о том, что в настоящее время представители «прогрессивного блока»  Е ф р е м о в  и  М и л ю к о в  продолжают вести переговоры с правительством, причем настроение у них по поводу результатов этих переговоров не столь пессимистическое, как было ранее, так как они считают, что кабинет пойдет на уступки, и соглашение, возможно, будет достигнуто, по Милюков считает, что и прогрессивным группам придется кое в чем поступиться.

В случае же неудовлетворения требований, выставленных «прогрессивным блоком», намечаются как бы два течения в тактике прогрессивных групп; одно из них, наиболее беспокойное, к коему примыкают такие лица, как  Е ф р е м о в  и  К о н о в а л о в,  говорит так: «Если Дума будет разогнана, обязанность народных представителей - не поддаваться этому разгону, объявить Государственную Думу продолжающей свои заседания и обратиться с объяснительным воззванием к народу».

Другая часть, выразителем мнения которой является Милюков, исходит из убеждения, что Государственную Думу правительство ни в коем случае не распустит, что сделать это для правительства совершенно немыслимо, по что если бы Государственная Дума была распущена, то этой группе все же представляется еще один выход из положения: Думский президиум, а также и все, что есть наиболее значительного и влиятельного в стране, должны обратиться к государю императору и заявить, что распоряжение правительства толкает страну в пропасть, что она накануне гибели, и что эта группа делает последнюю попытку предупредить ужасные последствия. [31]

Между прочим, там же, побывавшими в действующей армии депутатами говорилось, что в армии очень интересуются положением дел внутри страны, и в случае роспуска Думы - вся армия встрепенется.

Независимо сего, считаю долгом доложить вашему сиятельству, что в настоящее время поступают из агентурных источников указания, что кругами местных общественных деятелей, а также редакционными кругами местных газет, получены сведения о несомненном решении правительства - не итти на какие-либо уступки требованиям, выразившимся в ряде резолюций различных общественных организаций. Сведения эти вызвали общее пониженное и тревожное настроение заинтересованных кругов.


Генерал-майор Климович.

Начальник отделения, полковник Мартынов.


29/VIII 1915 г.


(6 делопр., д. № 343, т. 2. Вх. 27553.)

Текст воспроизведен по изданию: Буржуазия накануне Февральской революции. - М. - Л., 1927. - С. 29 - 32.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."