История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

H2UyfRRr.inettools.net.resize.image

ДЕКЛАРАЦИЯ ЦК БУНДА: Как и прежде, евреи являются козлами отпущения, на котором русское правительство вымещает свою бездарность, продажность, всю гнилость царского режима... На них должен вылиться гнев народа, отвлекаемый от истинных виновников народных бедствий... Антисемитизм является в руках реакции сильнейшим оружием против освободительных стремлений демократии. Пока это оружие не выбито из рук правительства, движение к свободе рискует каждую минуту быть отброшенным назад диверсией в сторону еврея


Декларация Центрального комитета Бунда о преследованиях евреев в России[1]

Война не только не ослабила обычной погромно-антисемитской политики русского правительства, а напротив, усилила ее. В момент, когда страна переживает величайшие потрясения, правительство наряду с фразами об "освобождении народностей", продолжает угнетать эти народности, грозя непосредственным физическим истреблением еврейскому народу.

Как и прежде, евреи являются козлами отпущения, на котором русское правительство вымещает свою бездарность, продажность, всю гнилость царского режима. За поражения, которые несет русская армия благодаря этому режиму и по вине своих руководителей, должны отвечать на кавказском фронте - магометане, на западном - евреи. На них должен вылиться гнев народа, отвлекаемый от истинных виновников народных бедствий, позора, неудач, поражений. За предательство русских жандармов, за измену Мясоедова[2]должен поплатиться своей безопасностью, свободой и жизнью еврейский народ. Сопровождаемые погромами выселения сотен тысяч евреев стали обычной мерой. Ужасы, бедствия, материальное разорение при этом не поддаются описанию. Даже в самые мрачные времена средневековья не встречались явления подобного рода. Чтобы оправдать это свирепое насилие, бюрократ изобретает случаи предательства со стороны евреев. Истории в м. Кужи и в Кельцах[3], явно вымышленные и вздорные, служат этому ярким примером, а распубликование этих историй в правительственных органах и расклейка на улицах является прямой погромной агитацией, исходящей от правительства, снабженной казенным штемпелем. Между тем печати зажат рот, военная цензура свирепствует, и насилия над евреями происходят в атмосфере общественного молчания и позорного равнодушия со стороны либеральных русских кругов.

Мы, еврейские социал-демократы, считаем своим долгом заявить во всеуслышание об ужасах преследований, испытываемых евреями. Мы призываем к протесту всех, кто не утратил еще политической совести, кто понимает опасность, грозящую не только евреям, а и всей [1035] России со стороны кучки насильников, желающих превратить миллионные массы русских солдат в дикие полчища.

Мы обращаемся с этим призывом прежде всего к вам, сознательные пролетарии всех национальностей, населяющих Россию. От вас мы требуем поднять свой голос против этих ужасов, которые творятся над нами.

Мы обращаемся далее к международному пролетариату, долг которого разоблачить перед лицом всего мира насилия, чинимые над еврейским населением. От вас, пролетарии союзных России стран, мы требуем, чтобы вы заставили свои правительства протестовать против кровавых зверств своего "союзника".

Свой призыв мы обращаем, наконец, к социалистам нейтральных стран Европы и Америки. В ваших странах русский царизм ищет сочувствия и расположения. Вы обязны выполнить свой пролетарский долг, и пусть царизм встретит у вас на родине тот прием, который он уготовил себе своими злодеяниями.

Весь ужас положения в том, что страшная трагедия еврейского народа развертывается в атмосфере полного равнодушия русского общества. Молчит либеральная пресса. Молчит кадетская партия, спрятавшаяся за "гражданский долг", обязывающей-де ее не поднимать теперь еврейского вопроса: все, что она нашла возможным сделать, это принять на недавнем своем семейном торжестве резолюцию, скрывающую происхождение и вздорность навета о "еврейской измене" и выдвигающую необходимость "признания за евреями гражданского равноправия и права на национально-культурное самоопределение", и умыла руки. Молчит прогрессивная часть русской буржуазии, больше занятая заботой о сулящем ей золотые горы обслуживании армии, чем о сохранении производительных сил страны, которым наносится жестокий удар истребительным походом против евреев. Молчит, за единичными исключениями, даже буржуазная демократия, охваченная патриотизмом. Среди этого общего молчаниия явственно раздается только разносимый военно-промышленными патриотами клич: "Все для войны!"

Единственная сила, способная этому заговору молчания противопоставить свой действенный протест и внести элемент тревоги в единение торжествующих, это социал-демократия. Бунд сделал все возможное. При тех невероятных условиях, в какие поставлены евреи, он организовал среди еврейский рабочих кампанию протеста. Этой работы не удалось довести до конца лишь вследствие выселений из Литвы и Прибалтийского края и майских приказах верховного главнокомандующего[4], почти прервавших сообщение между главными пунктами черты оседлости. Долг русской социал-демократии - мобилизовать все свои ресурсы против антисемитизма. [1036]

Антисемитизм - не только ось, вокруг которой вращается вся внутренняя политика русского правительства. Антисемитизм отравляет теперь все источники жизни в России; в частности, навет еврейского шпионажа и официально мотивируемые им выселения распространяют моральную заразу в самых широких народных массах.

Антисемитизм является в руках реакции сильнейшим оружием против освободительных стремлений демократии. Пока это оружие не выбито из рук правительства, движение к свободе рискует каждую минуту быть отброшенным назад диверсией в сторону еврея.

Борьба с антисемитизмом должа быть поставлена в центре социал-демократической агитации.


ГА РФ. Ф. 1741. Оп, 1. Д. 8428. С. 45 - 48. Брошюра: Косовский В. Разгром евреев в России. 1915. Июль.



[1] Принимались в качестве резолюции на тайных еврейских рабочих собраниях. В Варшаве за нее голосовали до 800 евр. рабочих; из других мест сведения еще не поступили. - Примеч. документа.

[2] Мясоедов С.Н. - полковник русской армии, обвинялся в 1915 г. в шпионаже в пользу Германии. По приговору военного трибунала был казнен. Позднее была доказана его невиновность.

[3] О каких событиях в селениях Кужи и Кельцы идет речь, - не установлено.

[4] Выселение производилось в связи с отсутствием русской армии и превращением части Прибалтики в прифронтовую зону.


Текст воспроизведен по изданию: Бунд. Документы и материалы. 1894 - 1921 гг. - М., 2011. С. 1035 - 1037.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."