История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
ЧЕ ГЕВАРА: Иногда руководители садятся за письменный стол, запирают дверь своего кабинета и полностью отгораживаются от жизни рабочих предприятия. Если это случится с вами, распахните настежь двери вашего кабинета, пойдите в цехи, пройдитесь по заводу, наладьте отношения с рабочими. Будьте способными учиться у тех, кто знает... И сегодня, и при коммунизме наша задача - удовлетворить потребности нашего народа. Другими словами, мы должны быть всегда тесно связаны с нашим народом. Вот и все, как я полагаю
Товарищи!
Я пришел сюда, чтобы, как бы подводя итог вашим занятиям, выступить перед вами по целому ряду практических задач, которые могут служить ориентиром в вашей будущей работе. А также высказать ряд рекомендаций и изложить свою точку зрения по вопросам вашей будущей деятельности. Я не предполагал, что все мы окажемся перед телевизионными камерами, что несколько меняет ту обстановку близости, в которой обычно говорят с выпускниками.
Возможно, телезрители не были предупреждены о замене обещанных передач на эту трансляцию выпускного вечера. И хотя событие это радостно для всех, вполне вероятно, что людям хочется, чтобы шли обычные передачи. В любом случае их определенно не интересуют столь практические и специфические проблемы, поэтому постараюсь лишь в общих чертах остановиться на вопросах, которые я хотел бы поставить перед вами.
Товарищи проанализировали работу, проделанную в школе, и отметили ряд допущенных ошибок, ошибок, безусловно, логичных, ошибок при этом минимальных [223] по сравнению с теми, которые имелись на первом курсе.
У нас есть возможность видеть из года в год, когда с определенной периодичностью происходят такие события, как, например, этот выпускной вечер, как совершенствуется наша работа. И эта школа - очевидный тому пример. Однако естественно, что были допущены и ошибки. Главная ошибка была выявлена вскоре после того, как вы приступили к занятиям, выявлена опытом ваших товарищей, которые завершили первый курс.
Мы увидели, что слишком увлеклись теоретическими разъяснениями и слишком мало внимания уделяли практической работе. Вы как руководящие работники Министерства промышленности и других ведомств призваны решать вполне конкретные задачи, вы специализируетесь на их решении. И недооценка специальной подготовки к этой работе привела к тому, что выпускники первого курса столкнулись с трудностями, приступая к практической деятельности. Выйдя из стен школы, где все было разложено по полочкам и методически и теоретически объяснено, они оказались "у руля" производственного подразделения, где все время возникают новые проблемы и где надо уметь применить знания, а не повторять заученное.
Каждое производственное подразделение является ячейкой накопления нового опыта, и надо уметь воспринимать его на основе общего анализа проблем, но при этом подход к ним должен быть сугубо индивидуальным. Вот почему в этом году у вас будет небольшая стажировка, прежде чем вы встанете во главе вверенных вам подразделений.
Последующие курсы будут более продолжительными, и в ходе их проведения больше внимания будет уделено практическим занятиям. В каждом семестре намечено проводить практические занятия, слушатели будут непосредственно связаны с производством. [224]
Допущенные нами ошибки помогли нам с каждым разом совершенствовать систему обучения. В этом смысле вы и мы были "подопытными кроликами". Мы вынуждены были постоянно менять наши методы. Даже в ходе вашего обучения в школе несколько раз проводились дискуссии, ставились вопросы организации занятий. Мы получили также рекомендации от товарищей из социалистических стран, имеющих богатый опыт в этой области, который постараемся учесть при организации последующих курсов.
Итак, скоро, после отпуска, который вы заслужили, после стажировки на производстве вы возглавите свои подразделения. Вам уже дали много рекомендаций, но полагаю, что не будет лишним и то, что я намереваюсь сказать вам.
Мы полагаем, что администратор как руководитель производства, как ответственный за производство должен постоянно опираться на массы, проводить коллективные обсуждения и соблюдать принципы демократического централизма. Он должен опираться на самую лучшую организацию нашей Революции - на Единую партию социалистической революции и на массовые организации рабочего класса. Партия Революции также находится в процессе перестройки, но с каждым разом ее первичные организации показывают образцовую работу. В настоящее время она формируется за счет самых лучших представителей авангарда рабочего класса.
Партия, профсоюзы, рабочий класс в целом должны стать опорой в работе по управлению производством, помня всегда, - и я настаиваю на этом, - что основополагающий принцип управления - это коллективное обсуждение и персональная ответственность руководителя за принятое решение. Вы и только вы несете ответственность, только вы своей головой отвечаете перед руководящими органами за все то, что вы сделаете, [225] находясь во главе своих подразделений. Вот моя элементарная и важнейшая рекомендация.
Вместе с тем должен посоветовать вам продолжать свою учебу в двух направлениях: во-первых, вам следует как можно быстрее и глубже познать производственные процессы, которые вы пока еще не изучили в подразделении, которым вам выпала честь руководить. Мы еще не достигли такого идеала, чтобы специализировать администраторов по отраслям и иметь возможность направлять их в производственные коллективы с глубокими знаниями производственных процессов тех подразделений, куда они назначены. Так что для вас это наиважнейшая и наипервейшая задача, которую вы будете решать на практике.
Но одновременно надо продолжать изучать все вопросы хозяйственной деятельности и революционной практики, что укрепит вашу идеологическую подготовку. В своем большинстве вы сейчас стремитесь учиться, и надо идти дальше по этому пути. Вам надо уметь побуждать весь коллектив, где вы будете работать, на решение задач по повышению квалификации.
В каждом своем выступлении - и это уже стало расхожей фразой, своего рода клише - мы делаем упор на задачи повышения квалификации кадров, которые решаются слабо как в министерстве, так и в подчиненных ему предприятиях, из-за чего мы не смогли использовать весь потенциал рабочего класса. Чтобы достичь поставленную цель, нужно усадить его детей за парты, чтобы они учились тому, что выступает как великие общекультурные ценности нации, ценности, нашедшие свое отражение в различных художественных проявлениях, ценности, нашедшие свое отражение во все более глубоких научных знаниях.
Мы всерьез открываем эпоху, в которой научные знания есть и будут той силой, которая с каждым разом все больше определяет темпы нашего развития и нашу [226] способность "перескакивать через этапы" в процессе построения социализма.
Таким образом, для вас - и об этом уже говорили предшествующие товарищи - открывается новый этап, знаменующий собой дальнейшее углубление всех тех знаний, что вы получили за этот год. Кроме того, наряду с административной дисциплиной - а ее надо соблюдать самым строжайшим образом - от каждого руководителя требуется революционная смелость, способность к творчеству. Администратор не может выступать лишь как бездумный исполнитель всех поступающих свыше указаний. Он активно участвует в их разработке, вносит предложения по совершенствованию производственного аппарата, поэтому его предложения должны постоянно направляться в вышестоящие учреждения. В то же время в рамках своих должностных обязанностей - а их следует постоянно уточнять - он должен чувствовать себя уверенно и смело принимать решения; без необходимости не составлять документы, памятные и докладные записки, не обращаться за разъяснениями к руководству предприятий или к вышестоящим подразделениям министерства, что начинает создавать или уже создало преграду процессу нашего развития, которая и есть бюрократия.
Дисциплина и инициатива - вот два вопроса, которые должны быть постоянно в центре вашего внимания. Нужно хорошо знать свои права и свои обязанности, за какие рамки нельзя выходить, что вы должны делать, и вы увидите, как с каждым разом расширяется сфера вашей деятельности, как в рамках директив, спускаемых министерством и руководством предприятия, вы можете развивать широкую и творческую работу.
Вы не должны быть репетиторами, исполнителями, вы призваны решать творческие задачи. И при этом помнить с присущей нам революционной скромностью то, что мы всегда повторяем, то, что звучит в гимне [227] школы: мы лишь только дыхание рабочего класса, мы лишь представляем рабочий класс в данный исторический момент и мы должны быть достойными его представителями. Если мы начнем кичиться, если мы не сможем выполнить свой долг с ответственностью, возложенной на нас, мы должны быть просто заменены и направлены в другое место, где мы сможем работать лучше. Помните, что революционная скромность должна всегда определять ваши поступки.
Теперь вот о чем. Ставятся задачи, которые вызывают жаркие споры на всех уровнях. Мы приступили к строительству социализма. Здесь у нас, в министерстве, да и в некоторых других ведомствах в качестве эксперимента взята на вооружение формула, которая несколько отличается от той, которая используется в других социалистических странах. Мы избрали для себя так называемый бюджетный расчет, или, другими словами, бюджет как форму действий. Мы уже максимально проработали этот вопрос, разработали соответствующие методические указания, но необходимо постоянно совершенствовать эту систему, в которой все еще имеется много недостатков. Данный метод привязан к нашим географическим и хозяйственным реальностям.
Мы живем в небольшой стране, где имеются прекрасные пути сообщения; в стране, приступившей к строительству социализма в момент, когда соотношение сил меняется в пользу социалистического лагеря; в стране, где уже практически сформировалось в сознании людей как непреложная истина убеждение, что история последовательно продвигается к новым социальным формам и что после переходного периода от капитализма к социализму возникнет социализм, как новое общество, которому затем на смену придет коммунизм.
Учитывая, что сознание людей развивается именно в этом направлении, мы сделали акцент на моральных стимулах, на углублении личного и коллективного сознания [228] как методе продвижения к социализму. Поэтому мы уверены, что под эгидой централизованного руководства мы сможем осуществлять эффективный контроль всей промышленности, вплоть до последнего административного "винтика". При этом опорой нам служит идейная подготовка наших руководящих кадров, что позволяет нам решать целый ряд вопросов, не прибегая к прямому материальному стимулированию как приоритетному аргументу.
Безусловно, на этапе строительства социализма материальное стимулирование существует, мы это ни в коей мере не отрицаем. Будет оно существовать и при социализме. Единственное, что мы всегда этому противопоставляем, - это воспитательная работа, работа по углублению сознательности, призыв к выполнению долга, который должен быть на первом плане. Материальные стимулы необходимы для мобилизации народа, они дополняют призыв к чувству долга.
Когда мы начнем производить товары потребления в достаточном количестве, когда у нас будет изобилие всех видов продукции, тогда не будут нужны материальные стимулы, они, естественно, исчезнут и труд станет наипервейшей обязанностью человека. И так как мы знаем свое будущее, и принимаем это будущее, и мы согласны с тем, что именно к этому окончательно мы и должны прийти, мы внесли предложение готовить условия и уделять постоянное внимание призыву к чувству долга. Призыв к чувству долга не только и не столько обращен к руководящим кадрам, которые уже по своему определению могут рассматриваться как носители самой глубокой сознательности. Этот призыв обращен ко всем группам, обучающимся в школе производства.
И когда мы разрабатываем наши нормы труда для начисления заработной платы, при этом минимальные нормы, каждый рабочий должен выполнять их изо дня в день. Это его общественный долг. То есть не только [229] то, что он должен сделать, чтобы получать заработную плату, но и то, что он должен сделать из чувства общественного долга перед коллективом. Именно общество через заработную плату, через общественные выплаты, которые будут расти с каждым днем, дает ему возможность жить, одеваться, воспитывать своих детей, повышать культурный уровень, с каждым разом больше реализовывать себя как личность. Может быть, различие здесь не столь значительно и чисто умозрительно, нооно лежит в области воспитания и отражает наши четко сформулированные устремления, которые видны всем.
Вам предстоит много заниматься этими вопросами. Это спорные проблемы, и дискуссии вокруг них идут на всех уровнях. Следует обсудить реальную возможность централизованного осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.
Почему мы так ставим вопрос? Потому что еще до построения коммунизма, на предшествующих этапах, уже сейчас, когда техника так продвинулась вперед, сама техника требует централизации производственных процессов. Американцы уже имеют электрические генераторы мощностью до миллиона киловатт. Это превышает все установленные на Кубе мощности электростанций на сегодняшний день.
И современная техника показывает, что, например, в области электроэнергетики надо стремиться создавать огромные автоматизированные электростанции, с минимальны обслуживающим персоналом, который будет находиться лишь на ключевых постах, электростанции, способные вырабатывать энергию в соответствии с потребностями.
В будущем все станет автоматизированным. Совсем недалек тот день, когда заработают генераторы, когда они начнут давать ток в линию электропередач, которая будет подключаться в автоматическом режиме. Таким [230] образом, принятие решений на уровне коллектива небольшого предприятия теряет всякий смысл, решения должны приниматься централизованно и выполняться строго в соответствии с техническими нормами.
Подобное происходит на примере электроэнергетики, но происходит также и на новых химических предприятиях, строительство которых ведется. Эти заводы должны иметь высокий уровень производства, чтобы быть рентабельными, чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках. Они будут также полностью автоматизированными предприятиями, обслуживаемыми небольшим числом опытных рабочих. Здесь функции человека значительно меньше тех функций, которые выполняет, например, сапожник или табачник. Ведь сейчас от личных усилий каждого, от усилий табачника или сапожника зависит экономия, зависит рост производительности труда, зависит в целом производство.
Когда речь идет лишь о химическом процессе, емкостях, трубах, системах автоматизированного контроля и о насосах, работающих независимо от воли людей, после того, как определены ритм и тип производства, человек здесь перестает иметь решающее значение в производстве; его значение сохраняется в исследовательских работах, в подготовительном периоде, в обслуживании оборудования, при управлении немногими имеющимися на заводе сложнейшими электронными контрольно-измерительными приборами, а также в управлении производством.
Другими словами, деятельность человека должна осуществляться на всех современных крупных промышленных предприятиях - централизованных и автоматизированных - вне производственного процесса. В будущем воля людей, их желания будут выражаться через политические организации, которые будут созданы и которые тогда определят типы производства, необходимые для страны. [231]
В то же время взаимные связи мирового рынка пойдут по пути специализации стран по мере того, как империализм будет уступать свои позиции, по мере того, как будет возрастать лагерь стран, вступающих на путь социализма. Тогда и торговля будет осуществляться на новой основе. Это не будет ни торговлей волков, ни торговлей, стремящейся посредством демпинга вытеснить конкурента с рынка, не будет ареной схваток даже внутри одной страны. Это будет производство с учетом возможностей каждой страны и в соответствии с этими возможностями, в соответствии с размерами каждого государства, его техническим уровнем, наличием сырьевых ресурсов. Вот таким будет производство.
Другими словами, целый ряд факторов определяет производство, но при этом с каждым разом снижается значение задач и решений коллектива одного предприятия, технический уровень которого постоянно растет. Другими словами, все вы изучали, прослушали курс политической экономии. Постоянный капитал, капитал, вложенный в оборудование, выйдет на первый план, правда, в этом случае основные фонды уже не будут называться капиталом, а удельный вес рабочей силы будет снижаться на каждом предприятии.
Вот почему такое огромное значение имеет повышение квалификации кадров. Потому что тысячи рабочих, которые сегодня производят кустарным способом сигары или сапоги, будут заменены небольшой группой товарищей, которые будут управлять производственными процессами: на первом этапе - механизированными, затем - автоматизированными. А эти рабочие должны повышать свою квалификацию, чтобы перейти на другую работу.
Процесс развития настолько широк и настолько стремителен, что даже и мысли нельзя допустить о возможном сокращении рабочих мест, т. е. о вынужденной безработице. Более того, наше Правительство этого не [232] допустит, оно добьется, чтобы эти товарищи были подготовлены для выполнения других, более высоких технических функций.
Поэтому, вглядываясь в наше не столь уж далекое будущее, с новыми мощными электростанциями, которые уже строятся; с металлургической промышленностью, к созданию которой мы приступаем; с химическими предприятиями, которые мы собираемся построить в будущем с акцентом на автоматизацию, мы убеждаемся в необходимости централизованного контроля.
Ясно, что это потребует даже политических перемен (не тот случай, чтобы анализировать их здесь), перемен, которые гарантируют, что производство будет централизовано в интересах народа. Другими словами, демократическим путем будет определяться, кто и что должен делать в соответствии с его возможностями.
"Свобода, - говорил Энгельс, - это осознанная необходимость". Это означает, что свобода - это когда все начинают понимать, что нужно чем-то пожертвовать, чтобы жить лучше в новом обществе, т, е. это задача сознания. И здесь мы должны быстро продвигаться вперед, здесь велика роль обучения, дискуссии, углубления в эти проблемы без какой-либо боязни.
Эти проблемы сложны. Нельзя никого просить, чтобы по этим проблемам моментально принимались решения, их надо анализировать и обсуждать, как мы это делаем на разных уровнях.
Итак, как же министерство собирается контролировать вашу работу, какие инструменты для этого имеются у нас? Мы исходим из следующего: во всех производственных министерствах, во всем социалистическом секторе производства продукция, поступающая с одного предприятия на другое, более того, из одного ведомства в другое, не есть товар. Это просто часть продукта, проходящая через различные цехи огромного завода. И станет он товаром, лишь дойдя до потребителя, [233] когда изменится юридическая принадлежность этого продукта.
Вот почему в качестве первоосновы мы провозглашаем не контроль за ценой, не контроль за финансовыми результатами деятельности предприятия через авансированный капитал, а контроль за себестоимостью. Для нас себестоимость - самое главное, поэтому анализ себестоимости должен стать основной экономической задачей. Другими словами, рентабельность предприятия - это основное условие для развития коммунизма. Но рентабельность мы должны измерять уровнем себестоимости, а рост рентабельности должен быть результатом повышения производительности труда, результатом снижения себестоимости.
Для этого следует изучать основные положения бухгалтерского учета, глубоко вникать в эти проблемы, видеть то место, которое эти проблемы занимают в контексте нашего подхода к развитию, - я уже об этом говорил, - понимаемого нами как экспериментальный подход, который должен постоянно углубляться.
Другими словами, перед нами стоят сложные задачи, требующие глубокого изучения, и нам не удастся добиться успеха, если мы не будем ясно понимать мотивы, которые двигают нас по этому пути, если мы не способны видеть общество как единое целое, если мы не будем подходить к обобществленной части нашего хозяйства как единому целому, где экономические отношения отличны от тех, что существуют при капитализме, и от тех, что до сих пор еще могут существовать в той части общества, которая не встала на путь социализма.
Это еще один из пунктов, на который мы хотели бы сегодня обратить самое пристальное внимание. Подробнее остановиться на нем, - говорю вам откровенно, - в этих условиях мы не можем. Нас ставят перед телевизионными камерами, не спрашивая, желаем мы этого или нет. Вот вам пример демократического централизма [234] наоборот. Так я полагаю. В таком случае то, что я хотел вам сказать сегодня, все, что я хотел сказать вам, я не могу подробно объяснить, так как займу слишком много времени. Полагаю, что это было бы интересно вам, но не сотням тысяч людей, находящимся перед своими телевизорами.
Вот, пожалуй, основное, что я хотел бы подчеркнуть. Проблема централизованного подхода к управлению производством, проблемы, которые отражаются в форме централизованного ведения хозяйства на основе развития сознания, на основе соответствующих материальных стимулов в сочетании со стимулами моральными, на основе жесткого контроля всех отраслей народного хозяйства в сочетании с определенной гибкостью, чтобы не задушить инициативу со стороны руководящих кадров среднего звена, и с анализом себестоимости как основной задачей экономического анализа на каждом предприятии.
В дальнейшем у вас будут большие обязанности перед обществом. Они включают в себя и качество продукции, и разработку новых видов продукции, направленных на удовлетворение неудовлетворенных потребностей нашего народа. И наряду с этим - замена импортируемых сырьевых ресурсов (иногда получаемых даже из долларового региона), чтобы не ставить под угрозу работу наших заводов; создание необходимой ремонтной службы, благодаря которой наши предприятия смогут не останавливаться ни на минуту; развитие производства запасных частей; планирование производства запасных частей, чтобы поломка жизненно важных агрегатов не заставала нас врасплох. Эти задачи тоже стоят перед вами, но главное - это те, о которых я говорил вначале.
Итак, товарищи, для вас начинается новый этап, перед вами теперь стоят задачи практической деятельности. Вот исходя из этого я и дал вам несколько советов [235] или, если хотите, некоторые указания. Осталось лишь еще одно.
Вам часто придется слышать, что вы хорошо справляетесь со своей работой, что все у вас идет хорошо. Вы придете к пониманию, что для вас малы ваши производственные подразделения, что вам нужно сделать что-то большее, потому что вы уже справились со всем, что вам было поручено. Всем товарищам, которые окажутся в подобном положении, я порекомендую лишь одно: поглубже проанализируйте работу своего коллектива, обратитесь за советом к массам, обращайтесь к экономическому анализу. И вашему взгляду предстанут "ослабленные болты", незакрепленные "винтики", отдельные участки, деятельность которых недостаточно согласована с работой остального производственного механизма.
Некоторые вещи не были известны. Недостатки не были видны во время первого анализа. Другими словами, задача управления производственным подразделением, несомненно, сложна, она должна всегда проверяться, она должна находиться постоянно в процессе анализа.
Это одна сторона проблемы. Но есть и другая. Может случиться, даже наверняка случится, что многие из вас вскоре встанут во главе крупных заводов, и вы будете не способны оказывать необходимое влияние на свои кадры, чтобы ориентировать процесс их работы в той форме, которую вы знаете как лучшую форму, или будете считать, что это лучшая форма, основываясь при этом на полученных вами знаниях; вы встретитесь с тем, что не сумеете преодолеть проблемы производства, встретитесь с тем, что это предприятие вам не под силу. И начнете сомневаться в своих силах, сомневаться в способностях своей страны, своих предприятий, своего министерства решить эти проблемы, и начнут эти сомнения усиливаться. [236]
Этим товарищам я порекомендую бросить взгляд в прошлое, на пройденный нами короткий четырехлетний путь, бросить взгляд на свое собственное прошлое и прошлое Революции, чтобы анализировать, чего мы достигли; надо вспомнить путь, пройденный Революцией, чтобы понять, что перед нами открыты широкие перспективы, что впереди нас ждут еще более впечатляющие успехи по сравнению с тем, чего мы уже достигли в области организации народного хозяйства. Надо вспомнить (а все вы можете это припомнить) то, что происходило на предприятиях вскоре после их национализации, с какими огромными проблемами мы тогда сталкивались. Припомнить, как руководители, которые на первом этапе показались нам "звездами", ибо они обладали политическими способностями руководителя и своим личным примером, своим революционным энтузиазмом могли вести за собой массы, как они начали сдавать, потому что им не хватало знаний. Ведь сейчас знания становятся таким важным фактором, что по сравнению с ними меркнут достоинства тех, кто обладает лишь политическими или моральными качествами.
Вспомнив все это, вы вновь обретете веру в себя, вы увидите, что обладаете более прочными знаниями, что у вас есть основа, благодаря которой можно двигаться вперед. Вместе с тем вы должны искать поддержку, искать убежище, если, конечно, это потребуется, в рабочем классе; искать там решение проблем, потому что они хорошо известны рабочим сегодняшних производственных подразделений, именно трудящиеся подскажут вам слабые места, объяснят причины происходящего.
Иногда руководители садятся за письменный стол, запирают дверь своего кабинета и полностью отгораживаются от жизни рабочих предприятия. Если это случится с вами, распахните настежь двери вашего [237] кабинета, пойдите в цехи, пройдитесь по заводу, наладьте отношения с рабочими. Будьте способными учиться у тех, кто знает. Вам, руководящим работникам, следует обладать способностью к обобщению, способностью анализировать происходящее и уже исходя из этого анализа, из данных, полученных от рабочих или в результате экономического анализа и собственных наблюдений, и исходя из опыта, который формируется на основании всего этого, принимать решения. Только принятое таким образом решение будет правильным всегда или по крайней мере в большинстве случаев.
К этому сводятся основные рекомендации. Полагаю, что, хотя я их излагал в определенной последовательности, не вдаваясь в особые пояснения, они поставили перед вами целый ряд вопросов. Задача перед вами стоит следующая: дать ответы на все эти вопросы, обсудить их с товарищами, с нами, обсудить на всех уровнях; совершенствовать систему управления промышленностью на основе строжайшей дисциплины и на основе широкой, широчайшей инициативы, никогда не забывая о нашей путеводной звезде - построении в конечном счете коммунистического общества.
И сегодня, и при коммунизме наша задача - удовлетворить потребности нашего народа. Другими словами, мы должны быть всегда тесно связаны с нашим народом. Вот и все, как я полагаю. (Бурные аплодисменты.)
Отдел стенографических отчетов Революционного правительства
Комментарии |
|